Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том:
Закрепить знания по пройденному матерниалу;
Овладеть знаниями по новому материалу и методикой проведения урока.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Задачи и содержание теоретического и производственного обучения 5
1.1.1. Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 7
1.1.2. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 11
1.1.3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях 12
1.1.4. Методика проведения теоретических занятий с использованием средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий 14
1.1.5. Методика проведения практического занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ 15
2. Разработка учебного занятия по программе дисциплины «Операционные системы вычислительных комплексов» 17
2.1. Место темы занятия в программе. 17
2.2. Цели занятия 18
2.3. Методы обучения 19
2.4. Форма ведения занятия. 20
2.5. Разработка плана урока. 24
3. Заключение 27
4. Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа выполнена учащейся Мичуринского аграрно – технического колледжа по специальности профессиональное  обучение техник – программист.

Профессиональное обучение сосредотачивается на практическом применении навыков, полученных, и, как правило, вообще равнодушно к теории или традиционным академическим навыкам. Большая часть образования в профессионально-технических лицеях и колледжах – это практическое обучение. Таким образом, профессиональное обучение обеспечивает связь между образованием и рабочим миром. Это обычно обеспечивается или на уровне средней школы,  или в высшем профессионально-техническом училище.

Обучение - это вид учебной деятельности, выполняемый деятельностями учителя и ученика и направленный на недостаточно усвоенный учеником элемент культуры с целью достижения должного уровня владения определенным элементом культуры, или более высокого результата, чем предыдущий. Особенность обучения состоит в том, что причиной выполнения деятельности учителя и ученика является ученический продукт, не соответствующий должному качеству (эталону). Отсутствующие признаки, детали, понимание, действия и т. п., не позволившие ученику произвести качественного продукта, составляют предмет деятельности учителя и ученика, предмет деятельности обучения, в которой возникает и осуществляется процесс обучения. Результатом этого процесса должен быть продукт ученика более высокого качества.Если же такого продукта нет, то не может быть и обучения. Тогда и нет явления, которое может быть названо обучением.

Цель обучения – формирование у ученика необходимых знаний, умений и навыков. Обычно обучение происходит в несколько этапов: сначала дается теоретическая информация, затем практические задания и, наконец, проводится контроль полученных знаний и умений.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что обучает учащегося как правильно составлять этапы, план урока, а также методике проведения урока.

Цель курсовой работы заключается в том:

  • Закрепить знания по пройденному матерниалу;
  • Овладеть знаниями по новому материалу и методикой проведения урока.

Объектом курсовой работы являются методические пособия, урок.

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    1. Задачи и содержание теоретического и производственного обучения

Производственное обучение – составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.

Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно – технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально – квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом – своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.

Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.

Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов – «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.

Профессия – род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).

Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь – карусельщик; токарь – револьверщик; слесарь – ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).

Квалификация – степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая – основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно –, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух –, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.

Трудовая деятельность рабочего, специалиста – это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.

Кратко рассмотрим содержание этих функций. Планирование трудового процесса – ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.

Подготовка трудового процесса – проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно – измерительных средств; подготовка документации и т. п.

Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование

технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.

Контроль трудового (производственного) процесса – текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.

Обслуживание трудового процесса – уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.

Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:

1) возможность выделения  в производственном (трудовом) процессе  в целях обучения отдельных  его структурных элементов: трудовых  операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;

2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;

3) повторяемость основных  трудовых операций и приемов  в трудовом процессе. Если операция  в производственном процессе  повторяется, например, только один  раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями.

 

      1. Общие понятия  о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи

информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

Информация о работе Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий