Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том:
Закрепить знания по пройденному матерниалу;
Овладеть знаниями по новому материалу и методикой проведения урока.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Задачи и содержание теоретического и производственного обучения 5
1.1.1. Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 7
1.1.2. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 11
1.1.3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях 12
1.1.4. Методика проведения теоретических занятий с использованием средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий 14
1.1.5. Методика проведения практического занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ 15
2. Разработка учебного занятия по программе дисциплины «Операционные системы вычислительных комплексов» 17
2.1. Место темы занятия в программе. 17
2.2. Цели занятия 18
2.3. Методы обучения 19
2.4. Форма ведения занятия. 20
2.5. Разработка плана урока. 24
3. Заключение 27
4. Список использованной литературы. 28
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет – телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно – методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной
объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Рисунок 1
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
Возможности современного презентационного оборудования, а особенно интерактивных досок, намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования. Поэтому в последнее время учебные заведения приобретают современные средства обучения, а именно: проекторы, экраны, интерактивные доски, что позволяет педагогу опираться на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу. Рассмотрим более подробно, как учитель может при изложении учебного материала использовать в классе видеоизображение, анимационные ролики с аудиосопровождением.
Использование средств ИКТ при изложении учебного материала позволяет поддерживать внимание учеников в течение длительного времени, способствует большей глубине осмысления изучаемого материала за счет демонстрации на экране наглядной информации. Наибольшая эффективность от использования презентаций отмечается при изучении тем, требующих использования значительного и разнородного учебного материала. Необходимо создавать избыточную базу данных, из которой можно было бы компоновать содержание урока по вкусу учителя и ожидаемому уровню аудитории.
При изложении учебного материала учителя могут использовать широкий набор различных демонстраций, которые позволяют:
Моделирующие программы, которые использует учитель при изложении учебного материала, позволяют демонстрировать опыты, таблицы и графики, формулы и блок – схемы, сопровождать занятие не только наглядными иллюстрациями, но и невоспроизводимыми в действительности демонстрационными экспериментами. Это делает занятия более насыщенными и интересными.
Выделим основные достоинства использования средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала.
Демонстрация протекания сложных явлений и процессов, которые нельзя представить в реальных условиях или которые необходимо интерпретировать с определенных методических позиций.
Имитация работы лабораторных стендов, агрегатов, машин с возможностью задания и изменения начальных и граничных условий протекания изучаемых процессов.
Представление на экране изучаемого объекта или его составных частей, рассмотрение его с различных ракурсов, увеличение (уменьшение) изображения, рассмотрение внутренних частей изучаемого объекта, продвижение «в глубь» изображения или текста.
Получение статического и (или) динамического отображения результатов расчета при использовании наборов произвольных параметров в виде графиков, диаграмм, таблиц, моделей.
Одновременное использование средств трехмерной графики, анимации, видеосюжета, звука.
Таким образом, использование средств ИКТ при изложении учебного материала способствует его лучшему усвоению, так как уроки становятся более увлекательными, улучшается их наглядность, особенно в тех случаях, когда изучаются сложные явления и процессы, протекающие в замкнутых системах или в условиях, не подлежащих воспроизведению на лабораторных занятиях (например, при высоких или низких температурах, слишком медленно или быстро). При этом появляется возможность разностороннего рассмотрения изучаемого явления, проведения нескольких «срезов» эксперимента, расширяется арсенал приемов подачи учебного материала…
Целью практического занятия является повторение и закрепление учебного материала, контроль уровня знаний обучаемых по конкретной теме, выработка практических навыков решения задач. Следует подчеркнуть, что на практическом занятии, проводимом по традиционной методике, управляющий режим задается преподавателем с ориентацией на среднего обучаемого. Сложности индивидуализации и дифференциации учебного процесса при использовании традиционных методик вызваны прежде всего организационными трудностями. К сожалению, когда в учебной группе находится более 30 человек, решение этой задачи возможно только с помощью широкого использования в учебном процессе средств ИКТ.
К настоящему времени разработано большое количество обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических занятий по разным дисциплинам в школе и вузе. Эти системы могут использоваться на уроках (практических, групповых и семинарских занятиях) как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.
Использование средств ИКТ при проведении практических занятий должно способствовать:
Использование автоматизированных тестирующих систем дает учителям возможность дальнейшего планирования учебного процесса, в том числе и создания индивидуального учебного плана для каждого ученика. Появляется возможность выбора новой стратегии обучения, соотнесения новых знаний с ранее усвоенными знаниями.
Рекомендации для учителя, разрабатывающего контролирующие (тестирующие) программы. Тест успешности усвоения является педагогическим инструментом, позволяющим выявить степень усвоения обучаемым того или иного учебного материала. По результатам тестирования можно рассчитать критерии эффективности предложенной системы мер на уровне знаний (ka) (В. П. Беспалько). Например: тесты состоят из заданий определенного уровня и нескольких вариантов ответов, один из которых является правильным. Сравнение ответа обучаемого с эталоном и определение числа правильно выполненных им операций теста (А) из всех предложенных ему заданий (Р) позволяет определить коэффициент усвоения, измерить и оценить качество усвоения.
Методика вычисления качества усвоения опыта обучаемыми с помощью коэффициента усвоения ka позволяет сформулировать принцип завершенности обучения. Коэффициент усвоения может принимать значения от 0 до 1. По его величине и лучшему усвоению:
Использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе общего среднего образования приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов.
Во многих случаях использование современных средств ИКТ и ОЭИ дает возможность дифференциации процесса обучения школьников за счет использования средств и технологий выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим школьникам и возврату к недостаточно изученному материалу отстающим ученикам.
Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, средства ИКТ, обоснованно примененные в системе общего среднего образования, могут способствовать организации личностно – ориентированного обучения.
Одно из центральных мест в теории личностно – ориентированного обучения занимает понятие "личность". Согласно определения, личностью является индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик.
Личностно ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.