Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том:
Закрепить знания по пройденному матерниалу;
Овладеть знаниями по новому материалу и методикой проведения урока.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Задачи и содержание теоретического и производственного обучения 5
1.1.1. Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий 7
1.1.2. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала 11
1.1.3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях 12
1.1.4. Методика проведения теоретических занятий с использованием средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий 14
1.1.5. Методика проведения практического занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ 15
2. Разработка учебного занятия по программе дисциплины «Операционные системы вычислительных комплексов» 17
2.1. Место темы занятия в программе. 17
2.2. Цели занятия 18
2.3. Методы обучения 19
2.4. Форма ведения занятия. 20
2.5. Разработка плана урока. 24
3. Заключение 27
4. Список использованной литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 370.50 Кб (Скачать файл)

Основной целью личностно – ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих:

  • мотивацию к образованию и развитию личности школьника, ее интеллектуального и духовного начала;
  • гуманное отношение к обучаемому.

Дидактическими принципами личностно – ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ в системе общего среднего образования являются следующие принципы:

  • принцип самоценности индивидуума;
  • принцип определенности школьника как активного субъекта познания;
  • принцип социализации обучаемого;
  • принцип опоры на субъективный опыт школьника;
  • принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого;
  • принцип учета индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого;
  • принцип развития коммуникативных способностей личности.

 

      1. Методика проведения практического занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе ИКТ

Рассмотрим методику проведения практических занятий с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий, а именно интеллектуальной обучающей системы (ИОС). Выбор объясняется тем, что именно ИОС можно использовать и в процессе повторения, и в процессе закрепления учебного материала, в ходе контроля уровня знаний по конкретной теме, в целях выработки практических навыков.

В начале урока ученик должен ввести свои данные, познакомиться с порядком работы на занятии и основными принципами работы программы, для чего используется информационный модуль. Затем ученику необходимо пройти три основных этапа занятия: опрос, повторение теории и приобретение навыков практического использования полученных знаний (например, освоение методики решения задач по данной теме), контроль знаний. Выбор последовательности прохождения этапов занятия остается за учителем.

Рекомендации по разработке методики проведения практического занятия. Заполняя в таблице функции компонентов учебного процесса на практическом занятии, необходимо учитывать возможности конкретного учебного средства обучения, функционирующего на базе средств ИКТ.

Существенному изменению в данном случае подвергается в основном деятельность преподавателя. На обычном уроке учитель должен повторить и закрепить с учениками теоретический материал, осуществить контроль уровня его усвоения, привить ученикам навыки практического использования полученных знаний. Деятельность преподавателя в новых условиях заключается в следующем: планирование хода занятия в целом, а также всех его этапов, подбор теоретического и практического материала из информационного модуля, в случае необходимости, создание презентации (процесс изложения но – isoro материала рассмотрен выше), организация, контроль и коррекция работы обучаемых, анализ допущенных ошибок. От учителя зависят вопросы реализации в ходе занятия различных методических приемов, повышающих эффективность обучения (постановка проблемных или профессионально значимых задач; создание условий для проведения учебной исследовательской деятельности).

Часть функций преподавателя выполняет система. Система сообщает ученику тему, цель, порядок проведения занятия; контролирует и оценивает знания; выдает информацию о правильности ответа. Система помогает обучаемому выучить тот вопрос, на который он ответил неверно, предъявляя необходимое количество раз теоретический материал или методику решения задач по теме. Система фиксирует результаты опроса и передает эти сведения ученику и на информатизированное рабочее место учителя, т. е. осуществляет обратную связь, делая процесс обучения интерактивным.

Педагогически обоснованное перераспределение функций между компонентами учебного процесса на практических занятиях способствует дифференциации и индивидуализации обучения, повышению его эффективности и качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка учебного  занятия по программе дисциплины «Операционные системы вычислительных комплексов»
    1. Место темы занятия в программе.

Настоящая типовая учебная программа по дисциплине «Операционные системы вычислительных комплексов» разработана с Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан технического и профессионального образования (ГОСО РК – 4.05.076-2009) по специальности 0104000 – Профессиональное обучение (по отраслям) для квалификации Мастер производственного обучения, техник-программист, специализация 0104013-5 – Программное обеспечение вычислительной техники.

Типовая учебная программа предусматривает изучение операционных систем, используемых на ЭВМ различного класса. Особое внимание в программе уделяется обучению практическим навыкам работы. Структурно материал по каждой предлагаемой операционной системе построен таким образом, чтобы показать единый подход в построении любой операционной системы и ее характерные особенности.

Типовая учебная программа по дисциплине «Операционные системы вычислительных комплексов» является основой для разработки рабочей учебной программы организациями образования.

Типовая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам:

  • «Математика специального цикла»;
  • «Информатика»;

При изучении дисциплины «Операционные системы вычислительных комплексов» рекомендуется проводить интеграцию с дисциплинами:

  • «Информационное обеспечение автоматизированных систем»;
  • «Графические средства обработки данных»;
  • «Информатика».

При реализации Типовой учебной программы, в целях подготовки конкурентоспособных специалистов, рекомендуется использовать традиционную систему обучения, новые технологии (модульная, кредитная и т.д.); дидактические и наглядные пособия: плакаты, модели, учебные видеофильмы, электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия.

При разработке типовых учебных программ организации технического и профессионального образования имеют право:

  • изменять объем учебного времени, выделенного в типовом учебном плане на изучение дисциплин цикла в пределах 15-25%, при сохранении объема учебного времени, отведенных на цикл (ГОСО РК 4.05-2008 «Образование среднее. Техническое и профессиональное. Основные положения.»);
  • распределять общий объем часов учебного времени по разделам и темам (в пределах общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
  • вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного материала;
  • заменять отдельные практические и лабораторные занятия другими, сходными по содержанию.

Перечень разделов и тем может быть изменен (в том числе за счет резервного времени) в сторону углубления и/или расширения изучаемых тем, разделов, в том числе за счет введения регионального компонента, учитывающего требования работодателей и местные условия.

Тема: «Устройства файловой системы» находится в раздел                         №3 Файловая система. Так же в этом разделе есть такие темы как: «Файловые системы», «Тип файла», «Устройства файловой системы», «Структура файловых систем». На изучение этого раздела 8 часов. По окончанию изучения этого раздела учащиеся должы знать: что такое файловые системы, знать что такое типы файлов, а также знать устройство и структуру файловых систем.

Учащиеся должны уметь работать с файловами системами.

 

    1. Цели занятия

Цель занятия – четко сформулированная, доведенная до сознания студентов, ориентирует их на наблюдение, вызывает повышенный интерес к предмету познания, дает установку на запоминание главного, существенного.

Цели занятия – воспитательная, образовательная, развивающая.

Цели занятия:

  1. Образовательная – направлена на развитие мышления, воображения, восприятия студентов. Состоит в формировании и дальнейшем совершенствовании у студентов системы общеобразовательных, политехнических знаний и умений, составляющих содержание профессионального потенциала будущих специалистов:
  • в дальнейшем формирование навыков учебной работы и культуры умственного труда;
  • в формировании знаний об общественной значимости избранной специальности;
  • в подготовке к применению знаний и умений, полученных на занятиях по теории и учебно – производственной деятельности, в общественной практике.
  • Очень важно добиться прочного усвоения системы знаний, ведущих идей и методов науки, ее достижений, сформировать умения объяснять факты. На основе причинно – следственных связей, закономерностей, применять знания в решении новых познавательных и практических задач.
  1. Воспитательная – направлена на формирование качеств личности, которые проявляются в процессе деятельности:
  • идейно – политическое воспитание;
  • формирование диалектического и материалистического мировоззрения;
  • воспитание гражданской нравственности;
  • воспитание бережного отношения к общественной собственности;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения и общения, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, широты интересов;
  • эстетическое и трудовое воспитание, т.е. достижение целей развития личностного потенциала студентов.
  1. Развивающая – направлена на развитие активной познавательной деятельности студентов.
  • развитие творческого и технического мышления, профессиональной речи;
  • развитие наблюдательности, внимания, памяти, широты кругозора, восприятия, воображения;
  • развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативности, познавательных интересов;
  • формирование положительной мотивации учебной и профессиональной деятельности и др.

Как показывает практика, если названные выше цели перед студентами не поставлены, познавательного интереса и активности на занятии не будет.

Главная дидактическая цель занятия – организация учебно – познавательной деятельности студентов по усвоению, закреплению, углублению политехнических знаний и умений, применении их на практике.

 

    1. Методы обучения

Метод обучения (от др. – греч. μέθοδος – путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы:

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);
  1. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.;
  2. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

 

    1. Форма ведения занятия.

Беседа

Беседа – это метод, который позволяет в наибольшей степени определить наклонности человека, его стремления, личные качества, т. е. все то, что составляет его внутренний мир. Она проводится для уточнения результатов наблюдения, так как всегда есть круг труднодоступных для непосредственного наблюдения вопросов. Существует несколько правил, которые следует соблюдать при ее проведении:

  • разговор должен быть непринужденным, для этого нужно устранить все, что может вызвать напряженность, настороженность или неискренность у собеседника;
  • перед беседой определяется ее содержание и намечается план проведения;
  • наряду с прямыми вопросами необходимо продумать косвенные;
  • наводящие вопросы нужно задавать так, чтобы они не подсказывали ответ;
  • все вопросы должны быть понятны;
  • во время беседы надо внимательно наблюдать за поведением собеседника и сопоставлять наблюдаемое с полученными ответами;
  • делать записи в процессе беседы не рекомендуется, так как это настораживает собеседника, делает его ответы искусственными, надуманными.

Информация о работе Общие понятия о методах об организационных формах обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий