Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию.
- Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию в разных возрастных группах.
Введение стр. 3
1 Теоретические основы обучения детей конструированию в
разных возрастных группах стр. 5
1.1 Конструирование как вид изобразительной деятельности стр. 5
1.2 Обучение детей конструированию в разных возрастных группах стр. 12
2 Экспериментальная часть стр. 28
Заключение стр. 35
Список используемой литературы стр. 37
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет имени академика
Е.А. Букетова
Кафедра дошкольной и психолого-
педагогической подготовки
Курсовая работа
Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах
Караганды 2013
Содержание
Введение
1 Теоретические основы обучения детей конструированию в
разных возрастных группах
1.1 Конструирование как вид
1.2 Обучение детей
2 Экспериментальная часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта [1].
В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Более целенаправленным становится зрительное восприятие. Создается также предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению.
Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел, учатся правильно обозначать в слове названия направлений.
Велико участие конструирования в эмоционально-личностном становлении ребёнка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. На вовлечение детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно - практических навыков, нацеливает педагогов Концепция художественного образования в Российской Федерации [2].
Конструирование из строительного материала - это тот вид деятельности, в котором ребенку гарантирован успех. К сожалению, сейчас конструированию из строительного материала отводится незначительное место в занятиях с ребёнком, а деревянный конструктор - большая редкость в наборе детских игрушек. Анализ опыта работы воспитателей показывает, что провести такое занятие в условиях дошкольного образовательного учреждения достаточно проблематично. Детей в группах много и каждому предоставить достаточное количество разнообразных деталей очень непросто. В группах раннего возраста и младших группах дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» предусматривается построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра [3].
В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.
Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа. На такое понимание конструирования мы опирались в своем исследовании на примере организации работы по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста [4].
Объект исследования: конструирование из строительного материала детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию.
- Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию в разных возрастных группах.
1 Теоретические основы
обучения детей
1.1 Конструирование как
вид изобразительной
«Программа воспитания в детском саду» рассматривает конструирование как деятельность, в которой осуществляется под руководством воспитателя всестороннее развитие личности ребенка, развитие ее положительных качеств. Конкретно эти задачи состоят в следующем.
Прежде всего при
Воспитательница сама должна правильно называть детали, и это будет примером для детей. Детали строительного набора можно использовать иногда в дидактических играх, например: «Угадай, чего не стало?», «Что изменилось?». Этот прием также помогает детям усвоить названия. В этих целях воспитатели используют и такие моменты, как раскладывание материала для занятия, уборку его в шкаф и т. д.
«Программа воспитания в детском саду» требует знакомства детей с тем, что детали наборов обладают различной устойчивостью в зависимости от положения в пространстве, от характера самих деталей. Дети должны знать, что наиболее устойчиво положение детали тогда, когда она лежит на широкой стороне, что наиболее устойчивы детали крупные, по преимуществу те, у которых боковые стороны одинаковые (например, бруски), что куб одинаково устойчив в любом положении. Дети учатся определять, какие детали набора более подходят для той или иной постройки [6].
Воспитатель должен дать детям некоторые элементарные технические знания и умения: как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др. Все эти знания и умения дети приобретают одновременно с выполнением той или иной конструкции. При сооружении моста, например, они учатся делать перекрытия (в данном случае для ездовой части моста) на высоких устоях, узнают, какие детали лучше использовать для устоев (для них нужны устойчивые детали — бруски, цилиндры с широким основанием, кубы, которые иногда для большей устойчивости подпираются другими деталями). Узнают, как объединить эти устои, чтобы перекрытие прочно держалось на них.
Постройки по тематике могут повторяться в различных группах. Так, здания, самолеты, городской транспорт строят дети и средней, и старшей, и подготовительной групп. Но постепенно, от группы к группе постройки усложняются. В старшем возрасте дети учатся сооружать комплексы взаимосвязанных построек — улицы, зоопарк, железнодорожные вокзалы с полотном железной дороги, на котором стоят поезда, аэродромы с самолетами у аэровокзала [7].
Программа конструирования ставит задачу развивать у детей умение учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи. Дошкольник должен понимать, что, выполняя практическую часть работы, он приобретает те или иные знания, способы действия, т. е. у него формируются навыки учебной деятельности. Это задача не только подготовительной группы, но и всех групп детского сада при обучении конструированию, только решается она на разном уровне в зависимости от возрастных возможностей.
Способность к элементарной учебной деятельности помогает развитию самостоятельности у детей в решении конструктивных и связанных с ними умственных задач, развитию умения контролировать свою деятельность, вносить исправления в свою работу по ходу выполнения конструктивной задачи [8].
Следует обратить внимание на следующее требование «Программы воспитания в детском саду»: при обучении конструированию не только давать конкретные сведения о предметах, но и научить детей группировать предметы по общим признакам, чтобы у них создавались обобщенные представления. В процессе конструктивной деятельности следует учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, осознавать доступные их пониманию общие связи явлений, которые могут быть раскрыты с помощью конструктивной деятельности. Это необходимо для того, чтобы знания детей не носили разобщенный характер, не представляли бы собой простую сумму различных конкретных сведений. Нужно довести до понимания ребенка, что существует внутренняя связь между формой конструируемого предмета и его назначением в жизни. Ребенок должен осознавать эти связи и руководствоваться ими в своей деятельности. В процессе обучения конструированию следует развивать у детей умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия. Уметь планировать свою стройку — значит уметь определить ее тему, обдумать процесс работы в нужной последовательности, отобрать необходимый для сооружения материал и выполнить свой замысел. Конечно, дошкольниками такая задача полностью не может быть решена. Здесь можно говорить лишь об элементарных формах обдумывания предстоящей работы [9].
Требования воспитателя всегда будут зависеть от того, какая задача стоит перед ребенком. Если он строит по образцу с небольшим количеством деталей, можно поставить перед ним задачу предварительно отобрать столько деталей, сколько необходимо для постройки. Когда же постройка содержит много деталей, задачу следует несколько упростить — отбирать материал по мере того, как строится та или иная часть постройки, лишнего материала брать не следует. Если же дети работают по собственному замыслу, или на тему, предложенную воспитателем, или по заданным условиям, то в таких случаях требовать, чтобы они заранее отбирали весь материал, не следует: процесс создания постройки — процесс творческий, и дошкольник не может точно рассчитать, какое количество деталей потребуется.
Ребенок не всегда может заранее представить, как будет выглядеть постройка, если он никогда ее не сооружал. Важно научить его обдумывать, а не удовлетворяться любым, иногда случайным решением задачи. Поэтому, безусловно, в процессе стройки неизбежны пробы: ребенок уточняет образ, непосредственно оперируя материалом.
Большая роль в развитии у детей умения работать целенаправленно принадлежит умению последовательно рассказывать о ходе предстоящей работы. Известно, что речь помогает оформить мысль, выполняет направляющую и регулирующую роль в деятельности. Воспитатель должен развивать у детей умение предварительно называть тему постройки, рассказывать, какая она будет и как ее строить. Делать это следует постепенно.
Информация о работе Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах