Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию.
- Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию в разных возрастных группах.
Введение стр. 3
1 Теоретические основы обучения детей конструированию в
разных возрастных группах стр. 5
1.1 Конструирование как вид изобразительной деятельности стр. 5
1.2 Обучение детей конструированию в разных возрастных группах стр. 12
2 Экспериментальная часть стр. 28
Заключение стр. 35
Список используемой литературы стр. 37
Одновременно нужно учить детей кратко воспроизводить в слове процесс создания постройки, рассказывать, какими способами стройки они пользовались. После того как дети выполнили постройку, можно попросить их на занятии рассказать, что они построили, для кого, как строили, из чего. Это же можно делать и после самостоятельных игр. Сначала дети будут учиться этому, отвечая на вопросы воспитателя, и лишь постепенно перейдут к связному рассказу (конечно, имеются в виду лишь очень несложные постройки).
Чтобы научить детей работать обдуманно, воспитательнице нужно внимательно наблюдать за процессом работы. Очень важно вовремя предупредить ошибку, помочь понять, что сделано неправильно. С этой целью следует использовать наводящие вопросы. Они заставляют ребенка думать, как сделать лучше. «Кто в домике жить будет?» (Матрешка.) «Как же Матрешка войдет в домик?» — спрашивает воспитательница, и ребенок делает дверь [10].
Или ребенок покрывает гараж крышей. Воспитательнице ясно, что автомобиль в нем не поместится. «Ты проверил, автомобиль войдет в гараж?» — спрашивает она у ребенка, и этот вопрос помогает ему вовремя заметить ошибку. Для развития у детей умения планировать свою деятельность важное значение имеет культура наблюдения окружающего. Процесс наблюдения должен быть активным, целенаправленным.
Необходимость осуществлять при обучении детей конструированию эстетическое воспитание ставит перед воспитателем следующие задачи:
развивать у детей умение сооружать такие постройки, которые соответствовали бы практическому назначению, были бы относительно удобными, прочно сложенными, правильно передавали бы внешний вид строений;
воспитывать у детей умение выполнять постройки аккуратно, ритмично укладывать детали, симметрично располагать как постройку, так и ее украшения. Оформление постройки должно быть красивым, соответствовать ее характеру, быть органической частью постройки;
научить использовать мелкие детали строительного набора для украшения постройки, создавая при этом красивую форму ее, не ограничиваясь лишь цветовыми эффектами;
научить детей начиная с младшей группы пользоваться деталями так, чтобы цветом выделялась законченная часть постройки: у дома, например, стены могут быть одного цвета, крыша другого.
При обучении детей умению украшать постройки целесообразно использовать образцы, выполненные воспитательницей. Следует обращать при этом внимание детей на различные варианты украшений. Постепенно нужно привлекать детей к самостоятельному решению вопроса о том, как украсить постройку, опираясь на непосредственные наблюдения детей. Необходимо давать простор фантазии детей, приучая их одновременно считаться с характером сооружения, например у моста украшаются перила, у дома — фасад.
Рассматривая с детьми образцы построек, выполненные воспитателем, фотографии построек и сооружений, необходимо заострять их внимание на том, что аккуратное и симметричное расположение частей постройки делает ее красивой [11].
Для обучения детей конструированию из строительного материала воспитатель пользуется разнообразными приемами, но при этом необходимо сохранять очень важный принцип: по мере овладения детьми конструктивными умениями предлагать им для самостоятельного решения все более и более сложные задачи.
Так, постепенно необходимо приучать детей к анализу готовой постройки, а именно: из каких частей она состоит, как они называются, какие части изображаемого предмета в ней отражены, какая из них является основной, опорной, связывающей все другие части. Анализ постепенно усложняется: дети должны сказать, из каких деталей набора выполнена постройка, в какой последовательности ее следует сооружать [12].
Рассмотрим несколько основных приемов обучения конструированию.
1. Сооружение постройки
2. Показ образца готовой
3. Использование готовой
4. Показ отдельных приемов конструирования, которыми дети овладевают для сооружения построек (как делать перекрытие на высоких устоях, как заменять одни детали другими, как увеличивать плоскость и др.).
5. Предложение образца постройки,
выполненной воспитателем
6. Сообщение темы постройки с указанием условий, которые дети должны выполнить, например определить размер постройки, чтобы он соответствовал игрушкам, которые будут размещаться в ней.
7. Выполнение детьми построек по их собственному замыслу.
В применении приемов
Важно не всегда ставить детей в такие условия, когда они лишь точно следуют указаниям воспитателя, воспроизводя постройку по образцу или повторяя его действия. Дело не только в том, чтобы дети научились некоторым техническим приемам работы с материалом, умели точно воспроизводить постройки, что тоже очень нужно, но и в том, чтобы они научились с помощью этого материала относительно свободно воплощать свои игровые замыслы. В играх дети часто стараются свои постройки сделать как можно больше похожими на те, которые они наблюдали в жизни. Иногда повторяют в игре те постройки, которые делали на занятии по образцам, но усложняют их. Воспитание у детей на занятиях умения творчески решать конструктивную задачу помогает достижению лучшего результата и в играх. Один и тот же прием может быть использован педагогом по-разному. Это в первую очередь относится к показу образца: в одном случае воспитательница показывает образец и процесс его выполнения, в другом образец дается только для того, чтобы дети разобрались, что и из чего строить. Можно, наконец, предлагать незаконченный образец постройки, показав лишь новый прием или то, что самим детям сделать трудно, заканчивают же постройку дети самостоятельно.
Довольно частое применение образца на занятиях с младшими детьми, детьми средней и старшей групп объясняется малым опытом конструирования у них. Использование образцов, обогащающее опыт детей в разнообразных приемах стройки и побуждающее к проявлению самостоятельности в применении этих приемов, необходимо для более успешного развития конструктивного творчества детей [14].
С помощью образцов мы, кроме того, учим детей быть внимательными, воспитываем точность восприятия, умение анализировать конструкцию, отчетливо видеть и представлять себе, из каких деталей и при помощи каких приемов скрепления выполнено сооружение.
Анализ образца и точное выполнение его дает возможность детям запомнить способы действий, чтобы затем можно было сформировать у них общие способы действий для создания однородных построек. Ребенок учится действовать, опираясь на свои представления. Конструирование по образцу, если оно проводится в соответствии с требованиями программы, накапливает у детей различные умения, подготавливает ребенка к конструированию на тему по заданным условиям. Ребенок узнает несколько вариаций постройки, овладевает общими способами действий, усваивает последовательность всех операций, хорошо ориентируется в строительном наборе, в свойствах его элементов, учится соразмерять постройку с игрушками, которые в нее помещает.
Конструирование на тему, данную воспитателем, или по заданным воспитателем условиям более сложно, чем конструирование по образцу. Здесь ребенок не копирует образец, он оперирует образами, использует знания о способах действий, обобщенные представления о предметах. В этом виде конструирования у детей больше возможностей для проявления инициативы, творческой изобретательности.
В конструировании по заданным условиям, которому тоже обучают, ребенок узнает, что один и тот же предмет может быть выполнен в разных вариантах. Важно здесь заострить внимание на обдумывании, предварительном планировании, уточнении замысла: какой вариант постройки больше подойдет, из каких деталей лучше выполнить постройку, какого размера она должна быть, чтобы отвечать заданным условиям [15].
Так, последовательное и систематическое обучение подготавливает ребенка к конструированию по собственному замыслу, где все задачи он решает сам. Роль воспитателя при таком виде конструирования усложняется, так как нужно видеть работу каждого ребенка: насколько усвоил он прошлые учебные задачи, применяет ли полученные знания и умения, активно ли работает, кому и какая нужна помощь, умеют ли дети дружно и согласованно работать, умеют ли обдумывать замысел, подбирать необходимый материал. Очень важно проанализировать результат детской стройки. Это необходимо для воспитания большей требовательности у детей к качеству своей работы, умения критически оценивать ее результаты, находить и исправлять ошибки. Одновременно анализ результатов способствует воспитанию характера детей: они учатся быть справедливыми и объективными в оценке своих работ и работ товарищей, учатся обмениваться опытом.
Анализ построек детей позволяет воспитателю выявить, правильно ли они решили поставленные задачи, насколько овладели способами действий, а также рассмотреть качественную сторону детских работ. При этом воспитатель учитывает, что в одном случае от ребенка требуется точное воспроизведение образца, а в другом задача состоит в том, чтобы самостоятельно создать постройку, опираясь на представления о предмете или учитывая предложенные условия. В данном случае от ребенка требуется проявление творческой инициативы и в создании образа, и в использовании приобретенных ранее умений. Поэтому результаты занятий второго рода следует оценивать прежде всего с точки зрения, насколько постройка полно передает образ предмета и насколько ребенок изобретателен и самостоятелен в работе.
Если в первом случае внимание детей можно привлечь к двум-трем постройкам, то во втором желательно просмотреть работы всех детей и с целью оценки качества их и для обмена опытом между детьми.
При коллективном выполнении постройки нужно обращать внимание как на качество постройки в целом, так и на участие каждого ребенка в ней. В конце занятия, просматривая постройки детей, отмечая, насколько правильно отражено в них содержание, целесообразно использованы детали и применены способы действий, нужно предложить нескольким детям рассказать, в чем выразилось их участие в создании постройки. При этом роль воспитателя заключается не только в том, чтобы выслушать ребенка, но и в том, чтобы дать оценку распределению работы между детьми, отношению к ней каждого участника [16].
К наиболее удачному решению той или иной творческой конструктивной задачи и правильной организации работы, согласованности в работе следует привлекать внимание всех детей, отмечать, доброжелательны ли и справедливы ли были отношения между детьми.
При просмотре детских работ могут быть обнаружены и ошибки в выполнении некоторых из них. Эти случаи не следует оставлять без внимания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как ошибку исправить. Если ребенок понял ошибку и не требуется основательной перестройки, нужно разрешить ему тут же ее исправить. Но лучше, если ошибки исправлены и предупреждены в процессе выполнения детьми постройки. Нужно постепенно научить детей не только высказывать свое мнение о той или иной работе, но и мотивировать его.
Воспитатель так направляет критику детей, чтобы они подмечали достоинства и недочеты в работе товарищей и в то же время давали советы, как исправить недостатки, доброжелательно относились к работе своих товарищей, отстаивали свое мнение, мотивируя его целесообразность. При обучении детей строительной деятельности следует помнить о ее тесной связи с игрой. И одна из задач воспитателя заключается в том, чтобы побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования. Обучение должно не только вооружать детей умениями строить отдельные сооружения, но и развивать у них самостоятельность мысли, инициативу, смекалку и изобретательность в решении конструктивных задач, возникших из потребности игры.
При анализе работы следует использовать различные формы активного участия самих детей. Воспитатель не только анализирует, но и задает вопросы детям. Но вопросы не должны требовать только констатации факта: хорошо или плохо, удачно или нет и т. п. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет предъявленным в начале занятия требованиям. Дети должны осознавать и оценивать свои действия, а не повторять слова воспитателя [17].
1.2 Обучение детей
Первая младшая группа. Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения.
К трем годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним [18].
Информация о работе Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах