Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию.
- Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию в разных возрастных группах.

Содержание работы

Введение стр. 3
1 Теоретические основы обучения детей конструированию в
разных возрастных группах стр. 5
1.1 Конструирование как вид изобразительной деятельности стр. 5
1.2 Обучение детей конструированию в разных возрастных группах стр. 12
2 Экспериментальная часть стр. 28
Заключение стр. 35
Список используемой литературы стр. 37

Файлы: 1 файл

курсовая по конструированию.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Конечно, они должны быть простыми, без лишних деталей.

Если в предыдущих группах при постройке зданий дети в основном создавали одно- и двухэтажные дома, большие и маленькие домики, то в подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон, красивый фасад с колоннами и т. д.).

Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют коллективно. Это - детский сад с участком, пионерский лагерь, на территории его дети строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в волейбол и т. д. Чаще такие сооружения необходимы детям в игре, и важно, чтобы они выполняли их по правилам коллективной стройки.

Интересными и содержательными бывают игры, когда дети применяют в них все свои умения по всем видам изобразительной деятельности. Например, для птицефермы они лепят птиц, для столовой разрисовывают скатерти, для библиотеки делают книжечки, читательские билеты и т. д.

В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей «Программы воспитания в детском саду» [23].

 

 

 

 

2 Экспериментальная часть.

 

Методы обучения конструированию в первой и второй младших группах. Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.

Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании во время прогулки горки воспитатель обращает внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.

Вначале воспитатель привлекает внимание детей к объекту в целом, так как ребенок раннего возраста, как правило, не воспринимает предмет целиком, а видит лишь детали, чем-то заинтересовавшие его. Затем педагог выделяет части постройки (у домика - стены, окна, дверь, крыша и т.п.), объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование.

Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

Создание постройки, хотя и подчиненно при этом игровой задаче, является объектом специального внимания воспитателя. Он должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении младших дошкольников их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих матрешек кроватки - в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.

Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»).

После занятия следует показывать и систематически напоминать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место (начинают разбирать постройку сверху, детали сначала группируют на столе - кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем поочередно убирают в ящики стола, на полки). Эта работа приучает детей к порядку, помогает прочнее запомнить названия деталей, способствует сенсорному развитию.

Такая методика обучения конструированию в руках воспитателя является действенным средством обучения ребенка конкретным конструктивным приемам, так как благодаря применению его воспитатель преодолевает явления механического подражания или манипулирования деталями наугад.

Средняя группа. Исследование уровня сформированности конструктивных умений и проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек у детей 5-го года жизни (констатирующий этап эксперимента)

Цель: выявить уровень сформированности конструктивных умений и проявление самостоятельности при изготовлении подвижных игрушек у детей 5-го года жизни.

Задачи:

1. Выбрать эффективную диагностику  в исследовании конструктивных  умений и проявлении я самостоятельности  в изготовлении подвижных игрушек.

2. Провести методику исследования.

3. Проанализировать результаты исследования.

Диагностическое исследование проводилось (констатирующий эксперимент) индивидуально и было направлено на выявление конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек и проявления уровня их самостоятельности. В ходе эксперимента использовался метод наблюдения. Уровень конструктивных умений и проявление самостоятельности исследовался на основе методики, разработанной В.П. Дубровой.

Диагностическое занятие «Помоги Зайчику».

Оборудование: ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Материал: картон, бумага, шаблон, карандаш, выкройка.

Инструктаж: «Посмотри, Мишка к нам приехал на тележке, а у зайки такой тележки нет. Давай поможем Зайке сделать такую же тележку». На столе лежат необходимые материалы.

Критерии уровня развития конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки:

Высокий - ребёнок умеет пользоваться шаблоном, надрезать по сплошным линиям, сгибает по пунктирным линиям. Аккуратно и полностью изготавливает поделку, правильно скрепляет подвижные детали.

Средний - ребёнок умеет пользоваться шаблоном, затрудняется точно надрезать по сплошным линиям, неаккуратно складывает поделку по пунктирным линиям. Поделку выполняет, но недостаточно аккуратно. Испытывает некоторые затруднения в правильности скрепления подвижных деталей.

Низкий - испытывает затруднения в выполнении поделки. Поделка выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работ.

Критерии уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки:

Высокий - ребёнок включатся в трудовую деятельность самостоятельно, трудится охотно, с радостью; доводит работу до конца, достигает поставленной задачи.

Средний - ребёнок трудится охотно, по побуждению взрослого; с помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели.

Низкий - не доводит работу до конца или отказывается участвовать в ручном труде.

Сравним уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек в таблицах 1,2,3,4.

Таблица 1. Количество испытуемых по уровню развития конструктивных умений.

Обследуемые

Уровни

   
 

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

0

3

5

КГ

0

4

4


Таблица 2. Результаты уровня развития конструктивных умений (%).

Обследуемые

Уровни

   
 

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

0

37,5

62,5

КГ

0

50

50


Таблица 3. Количество испытуемых по применению самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (констатирующий этап).

Обследуемые

Уровни

   
 

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

0

3

5

КГ

0

4

4


Таблица 4. Результаты уровня проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек (%).

Обследуемые

Уровни

   
 

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

0

37,5

62,5

КГ

0

50

50


Вывод: Результаты исследования показали, что в группах ЭГ и КГ высокий уровень умений дети не показали, он составил 0 %.

Средний уровень конструктивных умений в ЭГ - 37,5 % (три ребёнка), в КГ - 50 % (четыре ребёнка). Это на 12, 5 % больше, чем в ЭГ. Низкий уровень конструктивных умений в ЭГ у пяти детей 62,5 %, в КГ у четырёх детей - 50 %. На 12,5 % уровень конструктивных умений в КГ выше, чем в ЭГ. Таким образом, было установлено, что уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек фрагментарные, неполные. Дети умеют пользоваться шаблоном, но не все могут скреплять подвижные детали, надрезать по сплошным линиям, сгибание по пунктирным линиям, не аккуратное выполнение поделки. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют. Работа с детьми в данном направлении не проводилась

Старшая группа. Обучая детей конструированию из бумаги в старшем дошкольном возрасте, воспитатель использует в основном:

- поэтапный показ изготовления  поделок,

-объяснение последовательности  их выполнения, показ способов  изготовления,

-обследование готового образца,

- вопросы с целью привлечения  имеющегося у детей опыта.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которым овладели дети.

Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере того как дети овладели этим способом, воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, обследование и вопросы. Так, при изготовлении поделок из цилиндров воспитатель не объясняет процесс изготовления самого цилиндра, так как прием изготовления детям знаком. С помощью вопросов («Из каких частей сделаны эти игрушки?», «Как свернуть полосу в цилиндр?») заставляет детей вспомнить ход работы, объясняет способы передачи позы (например, чтобы собачка сидела, ее передние лапы приклеивают немного наклонно). На другом занятии по поделке лодочки воспитатель после обследования готового образца предлагает вспомнить, как складывают квадратный лист бумаги пополам (совмещают стороны и углы). Дети должны рассказать, что надо сделать, чтобы получилась лодочка. Если они затрудняются в ответе, то воспитатель показывает или поправляет. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Например, создает маленькие композиции, объединяющие по две фигурки – лиса и зайцы, два медвежонка, или различные игрушки, выполненные в технике оригами.

Информация о работе Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах