Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию.
- Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию в разных возрастных группах.
Введение стр. 3
1 Теоретические основы обучения детей конструированию в
разных возрастных группах стр. 5
1.1 Конструирование как вид изобразительной деятельности стр. 5
1.2 Обучение детей конструированию в разных возрастных группах стр. 12
2 Экспериментальная часть стр. 28
Заключение стр. 35
Список используемой литературы стр. 37
Иногда воспитатель использует в своей работе индивидуальный показ какого-нибудь нового приема, способа действия. Дети конструируют поделки на основе квадрата, круга, цилиндра, конуса, знакомятся с техникой оригами, учатся конструировать по чертежам и схемам.
Конструируя поделки на основе конуса, воспитатель демонстрирует приемы изготовления конуса (круг делят на четыре части, четвертая часть вырезается, полученная форма сворачивается в конус, склеивается). Используется полный показ и объяснение способов выполнения. На основе конуса можно сделать фигурки животных, человека. Воспитатель показывает, как соединить туловище с головой.
Также в старшей группе учат конструировать поделки по схемам и чертежам. Прежде всего, нужно научить детей ориентироваться в чертеже: какие линии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Нужно, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения линий. Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чертеж полного куба. На основе куба можно сделать множество игрушек, меняя его величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, пирамидку, домик, корзинки двух видов, вагончики, тележку и т.п. Затем можно предложить чертеж полного параллелепипеда с квадратным основание (бруска). Он послужит основой для изготовления разнообразных конструкций. Дети должны самостоятельно «читать» чертеж: сплошная линия – разрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Воспитатель должен объяснить детям все правила выполнения поделки по чертежу. Важнейшая задача педагога – подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.
Таким образом, при обучении конструированию из бумаги старших дошкольников, воспитатель использует следующие методы и приемы обучения:
-обследование объектов
-анализ образца (серии образцов), выполненного педагогом;
- показ и объяснение действий;
- анализ промежуточных
- педагогическая оценка, или анализ продуктов детской деятельности;
-игровые приемы;
- эвристический и
Исследование уровня сформированности конструктивных умений и проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста при работе со «Строительным набором» (констатирующий этап эксперимента)
Цель: выявить уровень сформированности конструктивных умений и проявление самостоятельности при работе со «Строительным набором».
Задачи:
1. Выбрать эффективный метод
исследования конструктивных
2. Провести методику
3. Проанализировать результаты исследования.
Исследование проводилось (констатирующий эксперимент) индивидуально и было направлено на выявление конструктивных умений дошкольников при работе со «Строительным набором» и проявления уровня их самостоятельности. В ходе исследования использовался метод наблюдения. Уровень конструктивных умений и проявление самостоятельности исследовался на основе книги В.Г. Нечаевой «Конструирование в детском саду».
Критерии уровня развития конструктивных умений при работе со «Строительным набором»:
Высокий - ребёнок умеет правильно и без ошибок отбирает детали по размеру. Правильно отбирает количество деталей необходимых для работы на занятии. Не допускает ошибок в пространственном расположении конструкции.
Средний - ребёнок умеет правильно и без ошибок отбирает детали по размеру. Правильно отбирает количество деталей необходимых для работы на занятии. Испытывает некоторые затруднения в правильности расположения конструкции в пространстве.
Низкий - ребёнок допускает ошибки при отборе размера деталей. Допускает ошибки при отборе количества деталей и в пространственном расположении конструкции. Работа выполнена не полностью или ребёнок отказывается от работ.
Критерии уровня проявления самостоятельности при работе со «Строительным набором»:
Высокий - ребёнок включатся в трудовую деятельность самостоятельно, трудится охотно, с радостью; доводит работу до конца, достигает поставленной задачи.
Средний - ребёнок трудится охотно, по побуждению взрослого; с помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели.
Низкий - не доводит работу до конца или отказывается участвовать в ручном труде.
Сравним уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности при работе со «Строительным набором» в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Количество испытуемых по уровню развития конструктивных умений
Обследуемые |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
ЭГ |
3 |
4 |
3 |
КГ |
4 |
4 |
2 |
Таблица 2. Количество испытуемых по применению самостоятельности при работе со «Строительным набором» (констатирующий этап)
Обследуемые |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
ЭГ |
4 |
4 |
2 |
КГ |
4 |
5 |
1 |
Вывод: Результаты исследования показали, что высокий уровень умений в ЭГ - 30% (три ребёнка), в КГ - 40% (четыре ребёнка). Это на 10% больше, чем в ЭГ.
Средний уровень конструктивных умений в ЭГ - 40 % (четыре ребёнка), в КГ - 40 % (четыре ребёнка).
Низкий уровень конструктивных умений в ЭГ - 30 % (три ребёнка), в КГ - 20 % (два ребёнка). На 10 % уровень конструктивных умений в КГ выше, чем в ЭГ. Таким образом, было установлено, что уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности при работе со «Строительным набором» фрагментарные и неполные. Дети умеют отбирать размер деталей, но не все дети могут правильно отобрать нужное количество деталей, располагать конструкции в пространстве. Трудятся дети по побуждению взрослого, самостоятельности не проявляют. Работа с детьми в данном направлении не проводилась.
Заключение
В детском саду в целях всестороннего развития ребенка создаются условия для разнообразной содержательной деятельности, в которой дети активно проявляют себя, отражают свои впечатления об окружающем, познают под руководством педагога новые для них явления.
Под конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление игрушек из бумаги, картона, дерева.
По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нем также отражается окружающая действительность.
Содержание конструирования в программе занятий детского сада связано с ознакомлением детей с окружающими их предметами и явлениями. Воспитатель знакомит ребят с постройками, находящимися поблизости; во время прогулок, экскурсий, при рассматривании картин расширяет круг их представлений, которые в основном и определяют содержание детских построек. Опыт лучших воспитателей показывает, что знакомство детей с той или иной постройкой под руководством педагога является важным средством развития конструирования и игр со строительным материалом.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности заключается в том, что она развивает способности ребенка, его творческие умения.
Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии.
И. П. Павлов, отмечая большое познавательное значение деятельности руки, считал ее тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».
Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объемность предмета. Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяженности предмета, пространственного расположения частей конструкции.
В сочетании с названием тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создается представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой.
Сооружая ту или иную постройку, малыши отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия. В процессе осуществления замысла у них развивается умение предвидеть этапы своей деятельности, ставить цель и достигать ее.
Как показали исследования и опыт работы воспитателей, конструктивные занятия благоприятно влияют на развитие устойчивого произвольного внимания, помогают воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность, умение довести дело до конца.
В процессе конструктивной деятельности дети знакомятся с различными постройками и их назначением, геометрическими телами (кубом, призмой, цилиндром, конусом), получают представление о размерах, практически усваивают некоторые геометрические понятия (угол, сторона), узнают, из каких частей состоит постройка, как они называются.
В играх и занятиях по конструированию они советуются, помогают друг другу; здесь зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей.
Список используемой литературы
1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006
2. Белошистая, А.В. Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3-4 лет / А.В Белошистая. - М.: Дрофа, 2008
3. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2000
4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2005.
5. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный
труд в детском саду / Л.В. Куцакова. - М.:
Сфера <http://www.labirint.ru/
6. Парамонова, Л.В. Творческое художественное конструирование / Л.В. Парамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2.
7. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2002
8. Поддьяков, Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Н.Н. Поддъяков. - М: ТЦ Сфера, 2009
10. Старцева, О.Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет / О.Ю. Старцева. - М.: Сфера, 2010
11. Урадовских, Г.В. Художественное конструирование / Г.В. Урадовских // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2
12. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н.В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008
13. Развиваем конструкторские умения/ Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева Игра и дети. - 2007. - №5.
14. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников . - М., - 2009
15. Давидчук, А.Н. Развитие у детей конструктивного творчества . - М., - 2006.
16. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду : - М., 2000
17. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду . - М., - 2007
18. Лиштван, З.В. Конструирование. - М., 2001
19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., - 2001
20. Нечаева, В.Г.Конструирование в детском саду. - М., 2001
21. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М., 2002
22. Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей// Дошкольное воспитание. -2005
23. Сергеева, Д.В. Взаимосвязь по конструированию и ручному труду. - М., 2006
Информация о работе Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах