Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:11, курсовая работа
Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.
Задачи:
Выявить особенности формирования техники чтения на раннем этапе.
Определить этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста .
Изучить содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований.
Определить структуру текста
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений 4
1.2.Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и умений 4
ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ 6
2.1. Текст как единица речи 6
2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста 7
2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований. Логика – структурная схема темы 8
2.4.Совмещение различных видов развёртывания основной мысли 10
2.5. Особенности тематики и проблематики 13
2.6. Использование аутентичных текстов 14
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ИНОСТРАННОГО ТЕКСТА 17
3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста 17
3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в старших классах средней школы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ
ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений 4
1.2.Особенности формирования
техники чтения на среднем
этапе обучения. Система упражнений
на формирование речевых
ГЛАВА 2.
ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И
ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
2.1. Текст как единица
речи
2.2. Этапы работы
с текстом и формирование
2.3. Содержательные
и структурные характеристики
текста и основанных на нём
речевых образований. Логика – структурная схема
темы
2.4.Совмещение различных
видов развёртывания основной
мысли
2.5. Особенности
тематики и проблематики
2.6. Использование
аутентичных текстов
ГЛАВА 3. ОБУЧЕНИЕ ПОНИМАНИЮ ИНОСТРАННОГО ТЕКСТА 17
3.1. Теоретические
и практические проблемы
3.2. Обучение полному
и точному пониманию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Из всех известных источников получения знаний самыми популярными являются печатные материалы: книги, журналы. Для того чтобы информация усваивалась надолго, нужно научиться правильно работать с печатным текстом.
Умение учащихся работать с текстом - это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста. Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом. Задачи:
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
|
35 |
ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений
Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
- использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
· упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
1.2.Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и умений
Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве содержательного и процессуального планов. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники чтения, то есть «процессуального плана». Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения. В основе формирования техники чтения лежат следующие операции: · соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её слухоречедвигательным образом; · соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением; Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац. Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения: 1. Зрительный образ речевой единицы. 2. Речедвигательный образ речевой единицы. 3. Значение. Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3 к навыкам второй группы. Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания. Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том, чтобы: 1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образцом речевой единицы и её значением; 2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения; 3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм ударения, паузации и интонирования.
ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ
2.1. Текст как единица речи
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре. Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся. Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста. Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц. · Выделяют 3 типа текстов: o описание; o повествование; o рассуждение. Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи. Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации. Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения. Жанрами текстов являются: o текст-побуждение; o текст-ретроспекция; o оценочный текст; o контактоустанавливающий текст. Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи. В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет, рекомендация. Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет. Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии. Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма - предложения о сотрудничестве.
Особенности работы с текстом в процессе иноязычного общения
Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца функционирования изучаемого иностранного языка. Преподавателю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений на немецком языке.
2.2. Этапы
работы с текстом и
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке. Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.
Дотекстовый этап (этап Антиципации)
Цели 1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания 1. Работа с заголовком По заголовку можно попросить учащихся определить: - тематику текста; - перечень поднимаемых в нём проблем; - ключевые слова и выражения и так далее. 2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора. - к какому жанру можно предположительно отнести этот текст? - Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее.) - Где и в какое время может происходить действие? 3. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся иллюстраций. 4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки. Задача учащихся – определить основную идею текста. 5. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста. 6. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику. 7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап
Цели - Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и речевых умений. - Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания 1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить: - ответы на предложенные вопросы; - подверженные правильность, ложности утверждений; -подходящий заголовок к каждому из обзацев; -подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте; - предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и так далее; - глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам при описании кого – либо или чего- либо; - описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо и так далее. 2. Догадаться: - о значении слова или слов по контексту; - какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; - как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.