Оценка знаний и умений учащихся как один из стимулов учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;
- раскрыть виды контроля;
- выявить способы организации контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..
Введение
1.1 Сущность, цели, функции и принципы определения знаний и умений учащихся
1.2 Виды оценки знаний и умений учащихся
ГЛАВА 2
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1 Современные подходы к определению знаний и умений учащихся
2.2 Методы, рекомендуемые по оцениванию знаний и умений учащихся на основе экспериментального исследования
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Р.Ф.

Брянский  государственный университет имени  И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Факультет технологии и дизайна

Специальность «ИВТ и ПО»

 

 

 

 

Курсовая  работа

По  педагогике на тему:

«Оценка знаний и умений учащихся как один из стимулов учебной деятельности»

 

 

 

Выполнил  студент 1с курса:

Шиков В.А.

Проверил:

Савченко  А.Е.

 

 

 

Брянск 2012

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..

Введение                                                            

1.1 Сущность, цели, функции и принципы определения знаний и умений учащихся  

1.2 Виды оценки знаний и умений учащихся

ГЛАВА 2

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ  МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

2.1 Современные подходы к определению знаний и умений учащихся

2.2 Методы, рекомендуемые по оцениванию  знаний и умений учащихся на  основе экспериментального исследования

Заключение…………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

 Важным условием повышения  эффективности учебного процесса  является систематическое получение  учителем объективной информации  о ходе учебно-познавательной  деятельности учащихся. Эту информацию  учитель получает в процессе  контроля учебно-познавательной  деятельности учащихся.  
   Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.   Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка – необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.   Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель, имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими умения и навыки.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

Актуальность  проблемы оценки связана с достижением  в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась  сфера  приложения оценки, возросли  возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия  для  рационализации оценки как составной  части  этого  процесса.

Оценка  знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит  успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью”  между учителем и учеником, тем  этапом учебного процесса, когда учитель  получает информацию об эффективности  обучения предмету. Согласно этому  выделяют следующие направления оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование  и корректирование знаний и  умений учащихся;

-учет  результативности отдельного этапа  процесса обучения;

Цель данной работы: раскрыть  комплексный  подход  к  системе  контроля  в  обучении  и  выделить основные  средства  его  реализации.

Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля; 
 
               - раскрыть виды контроля; 
 
               - выявить способы организации  контроля, обеспечивающие эффективность      учебного процесса;

                -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Объект исследования: образовательный процесс.

Предмет исследования: процесс оценивания знаний и умений учащихся.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что правильно организованный процесс оценивания знаний и умений учащихся, является одним из стимулов их плодотворной работы, что в конечном итоге влияет на уровень их знаний.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых  форм оценки и ее организация - это  важнейшая  задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё  это должно  быть  продумано  учителем при подготовке  к  уроку. Наряду  с этим  следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можно  увидеть, что это есть цели учителя  при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН СТИМУЛОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность, цели, функции и принципы определения знаний и умений учащихся

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования  - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Общим родовым  понятием выступает «контроль».

Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности  учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Количественная  оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.

В табелях  успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются  в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Основная  цель контроля знаний и умений состоит  в обнаружении достижений, успехов  учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы  создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с  определением качества усвоения учащимися  учебного материала – уровня овладения  знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если  перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет  следующие функции:

Контролирующую

Обучающую

Диагностическую

Прогностическую

Развивающую

Ориентирующую

Воспитывающую

Контролирующая  функция состоит в выявлении  состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в  изучении степени усвоения приемов  познавательной деятельности, навыков  рационального учебного труда.

При помощи контроля определяется исходный уровень  для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина  и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в  совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка  помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать  проверяемые знания и умения более  ясными и точными. 
Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность  диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях  и умениях учащихся в овладении  учебным материалом, о числе, характере  ошибок. Результаты диагностических  проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а  также уточнить направление дальнейшего  совершенствования содержания методов  и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению  опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).

Результаты  прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного  типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для  дальнейшего планирования и осуществления  учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными  возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются  речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает  большое влияние на развитие и  проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Сущность  ориентирующей функции контроля – в получении информации о  степени достижения цели обучения отдельным  учащимся и группой в целом  – насколько усвоен и как глубоко  изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся  лучше узнать самого себя, оценить  свои знания и возможности.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. 
Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции контроля подчеркивает его  роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции  проявляются в разной степени  и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также  эффективней становится и сам  учебный процесс.

Контроль  должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

 а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

Информация о работе Оценка знаний и умений учащихся как один из стимулов учебной деятельности