Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;
- раскрыть виды контроля;
- выявить способы организации контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..
Введение
1.1 Сущность, цели, функции и принципы определения знаний и умений учащихся
1.2 Виды оценки знаний и умений учащихся
ГЛАВА 2
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1 Современные подходы к определению знаний и умений учащихся
2.2 Методы, рекомендуемые по оцениванию знаний и умений учащихся на основе экспериментального исследования
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………..
Министерство образования Р.Ф.
Брянский
государственный университет
Социально-экономический институт
Факультет технологии и дизайна
Специальность «ИВТ и ПО»
Курсовая работа
По педагогике на тему:
«Оценка знаний и умений учащихся как один из стимулов учебной деятельности»
Выполнил студент 1с курса:
Шиков В.А.
Проверил:
Савченко А.Е.
Брянск 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СТИМУЛОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………
Введение
1.1
Сущность, цели, функции и принципы определения
знаний и умений учащихся
1.2 Виды оценки знаний и умений учащихся
ГЛАВА 2
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1 Современные подходы к определению знаний и умений учащихся
2.2 Методы, рекомендуемые по оцениванию
знаний и умений учащихся на
основе экспериментального
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Важным условием повышения
эффективности учебного
Контроль в педагогическом процессе рассматривается
как процедура оценочной деятельности,
включающая в себя действия с использованием
разнообразных педагогических мер и методов
измерений по получению информации о ходе
и результатах обучения. Среди проблем,
которые оказывают существенное влияние
на повышение эффективности и качества
обучения, особое место занимают контроль
и оценка знаний учащихся. Действительно,
контроль и оценка – необходимая часть
образовательного процесса. От того, как
осуществляются проверка и оценка знаний
учащихся, во многом зависит их учебная
дисциплина, отношение к учёбе, формирование
интереса к предмету, а также таких важнейших
качеств, как самостоятельность, инициативность,
трудолюбие. Констатировав определенный
уровень знаний учащихся, учитель, имеет
возможность корректировать дальнейший
процесс обучения, оказывать помощь в
виде советов, рекомендаций, консультаций,
проявлять свое отношение к его стараниям
и успехам. Оценкам подвергаются наличные
знания школьника и проявленные ими умения
и навыки.
Проверка и оценка знаний, умений
и навыков учащихся является важным
структурным компонентом
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие направления оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет
результативности отдельного
Цель данной работы: раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Задачи: - определить сущность, роль и значение
контроля;
- раскрыть виды контроля;
- выявить способы организации контроля, обеспечивающие
эффективность учебного
процесса;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Объект исследования: образовательный процесс.
Предмет исследования: процесс оценивания знаний и умений учащихся.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что правильно организованный процесс оценивания знаний и умений учащихся, является одним из стимулов их плодотворной работы, что в конечном итоге влияет на уровень их знаний.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН СТИМУЛОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность, цели, функции и принципы определения знаний и умений учащихся
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса. В нынешней теории еще нет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.
Общим родовым понятием выступает «контроль».
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Количественная оценка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися выражается в баллах (отметках), а качественная – в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.
Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующим оценочным требованиям.
В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
Основная
цель контроля знаний и умений состоит
в обнаружении достижений, успехов
учащихся, в указании путей совершенствования,
углубления знаний, умений, с тем, чтобы
создавались условия для
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Контролирующую
Обучающую
Диагностическую
Прогностическую
Развивающую
Ориентирующую
Воспитывающую
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи
контроля определяется исходный уровень
для дальнейшего овладения
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка
помогает учащимся выделить главное, основное
в изученном материале, сделать
проверяемые знания и умения более
ясными и точными.
Контроль способствует также обобщению
и систематизации знаний.
Сущность
диагностической функции
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).
Результаты
прогноза используют для создания модели
дальнейшего поведения
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая
функция контроля состоит в воспитании
у учащихся ответственного отношения
к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает студентов более серьезно
и регулярно контролировать себя при выполнении
заданий. Она является условием воспитания
твердой воли, настойчивости, привычки
к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
Информация о работе Оценка знаний и умений учащихся как один из стимулов учебной деятельности