Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:18, реферат
Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи:
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».
Введение………………………………………………………………..3
1. Краткая биографическая справка……………………………...4
2. Структура Школы Жизни……………………………………....5
3. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни…10
4. Безотметочное обучение………………………………………16
Заключение……………………………………………………............19
Список используемых источников…………………………………..20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный
имени Франциска Скорины»
Институт повышения
Факультет по переподготовке кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили
Реферат
Исполнитель
студент группы М1 С.М. Старовойтова
Гомель 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………..20
Введение
Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.
Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.
Для освоения гуманистических
ценностей личностно
Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.).
Как утверждает Ш.А. Амонашвили,
гуманное педагогическое мышление и
основанная на нем гуманно-личностная
педагогическая система выступают
антиподом традиционно
Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи:
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть основные
идеи гуманно-личностной
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».
АМОНАШВИЛИ Шалва
Родился в 1931 году в городе Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства науки и образования Грузии. В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Педагогика по Амонашвили
поражает, как свежий воздух на пороге
школы, когда после уроков выходишь
из ее сутолоки и духоты. Но педагогика
и должна быть экологически чистой,
по убеждению Шалвы
– Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.
Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.
Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:
– В традиционной дидактике
прочно бытует мнение, что младшим
школьникам нельзя показывать ошибочные
формы того, что подлежит усвоению,
– якобы они из-за его сильной
впечатлительности и
“Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.
Школа Жизни составляет начальное или элементарное звено общеобразовательной школы. Невзирая на то, в какой форме она существует – как самостоятельная школа со своим административным управлением или как комплект классов в общеобразовательной школе, она не теряет своей автономной зависимости от общеобразовательной школы хотя бы в содержании образования. Кроме того, детям, окончившим первую ступень школы, придётся продолжать образование на второй ступени, ибо этого требует государственный закон о базовом образовании.
Структура Школы Жизни вариативна.
Она может быть:
1) трёхлетняя с I, II, III классами, с началом школьной жизни с 7–8-летнего возраста;
2) четырёхлетняя с I, II, III, IV классами, с началом школьной жизни с 6–7-летнего возраста;
3) шестилетняя элементарная с I, II, III, IV, V и VI классами, с началом школьной жизни с 6–7-летнего возраста.
Эти основные типы начальной (элементарной) школы, особенно четырёхлетние и шестилетние, могут иметь в качестве составных как по содержанию, так и организационно нулевые классы (для 5–6-летних детей) или ещё и подготовительные группы (для 4–5-летних детей). В таком случае возникнут еще следующие варианты:
4) пятилетняя с нулевым и I, II, III, IV классами, с началом школьной жизни с 5–6-летнего возраста;
5) шестилетняя с
6) семилетняя с нулевым и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей с 5–6-летнего возраста;
7) восьмилетняя с
К данной вариативности добавляется
ещё рабочий режим школы: с
обычным школьным днём, продлённым
днём или полным днём. Эти особенности
школьного дня вносят свою специфику
в каждый вариант. Становится необходимым
лавировать содержанием образования,
количеством образовательных
Каждый вариант требует
специфических условий и
В Школах Жизни, в которых приём ведётся с 6-7-летнего возраста, детям придётся адаптироваться к школьной жизни, обрести первоначальное развитие и присвоить первоначальные знания и умения. Содержание образования, естественно, подвергнется изменениям в соответствии с возможностями детей. Нельзя утверждать, что дети, прошедшие 5–6-летнюю Школу Жизни, в дальнейшем всегда будут опережать в своём духовном, нравственном и познавательном развитии детей, которые закончили трёх- или четырёхлетнюю Школу Жизни, ибо в этом возрасте ещё не исчерпан период выявления скрытых возможностей и их ускоренного развития.
В Школу Жизни дети зачисляются
на основе медицинского заключения об
их физическом и умственном здоровье.
Не применяется никакое
Количество детей в подготовительной группе и нулевом классе колеблется от 8 до 14. На занятиях по иностранным языкам группа из 14 детей делится на две подгруппы. Количество детей в I–IV классах колеблется от 8 до 24. В последнем случае на занятиях по иностранным языкам класс делится на три подгруппы.
В Школе Жизни может быть несколько параллельных подготовительных групп, нулевых и I–IV (I–VI) классов, однако с тем расчётом, чтобы в школе было не более 200 ребятишек.
В Школе Жизни допускается, чтобы Ребёнок, обнаруживший продвинутый уровень развитости в нравственно-духовном и познавательном плане, до истечения срока перешёл в следующий класс, или был принят прямо во второй класс, или, минуя какой-нибудь (II, III, IV) класс, перешёл в следующий. Однако только по объёму знаний такие скачки из класса в класс в Школе Жизни не поощряются.
Информация о работе Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили