Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи:
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Краткая биографическая справка……………………………...4
2. Структура Школы Жизни……………………………………....5
3. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни…10
4. Безотметочное обучение………………………………………16
Заключение……………………………………………………............19
Список используемых источников…………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по образовательным системам и технологиям.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования  «Гомельский государственный университет 

имени Франциска Скорины»

 

Институт повышения квалификации

Факультет по переподготовке кадров

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили

 

 

Реферат

 

 

 

Исполнитель

студент группы М1                                                 С.М. Старовойтова

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..3

  1. Краткая биографическая справка……………………………...4
  2. Структура Школы Жизни……………………………………....5
  3. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни…10
  4. Безотметочное обучение………………………………………16

Заключение……………………………………………………............19

Список используемых источников…………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Гуманизация образования  – процесс долгий и трудный. Для  него характерны принципиальные изменения  в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий  для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих  ему активно приспосабливаться  к окружающей среде.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому  содержание и методика начального образования  должны обеспечивать существенное психическое  развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые  позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний  срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого  перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых  – помощь ребенку в развитии его  личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.

Для освоения гуманистических  ценностей личностно ориентированного образования педагогу необходимо глубокое проникновение в психологические  и медико-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, лежащие в основе теорий, разрабатывающих проблемы связи обучения и развития детей.

Последние годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте  дети», «Как живете дети», «Единство  цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.).

Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и  основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают  антиподом традиционно утвердившейся  в советской школе авторитарно-императивной педагогики.

Цель данной работы: рассмотреть  гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи:

- рассмотреть Ш.А. Амонашвили  – продолжатель идей гуманной  педагогики;

- рассмотреть основные  идеи гуманно-личностной педагогики;

- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».

 

 

 

 

 

  1. Краткая биографическая справка

 

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович  – педагог и психолог, д-р психол. наук (1973), проф. (1980), действительный член АПН СССР (1989-1991), действительный член Российской академии образования, иностранный  член Академии педагогических наук Украины (с 2006 г), доктор психологических наук (1973), профессор (1980), Почетный член Софийского университета

Родился в 1931 году в городе Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (в 1983-1991 – директор), с 1987 – генеральный директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения Министерства науки и образования Грузии. В 60-70-х годах возглавлял массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура Школы Жизни

 

Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.

– Мы все соработники  у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к  ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся  к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.

Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность. Это воспитание любовью, которая  организовывает и созидает.

Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается  потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У  него своя жизненная миссия, которой  мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии  Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут  не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой  учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:

– В традиционной дидактике  прочно бытует мнение, что младшим  школьникам нельзя показывать ошибочные  формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной  впечатлительности и обостренной  памяти могут засесть в нем  как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах  учеников искривленными, раздраженными  линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную  форму, и, сколько ни упражняй его  потом, ошибка останется в нем  надолго. И что-то не видно, чтобы  количество детских ошибок уменьшалось  из-за того, что процессу учебы сопутствовали  контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель  вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения? Посмотрит ребенок  на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знаки обратят  его внимание на победы. А что  касается самих ошибок, то они вовсе  не такие уж опасные симптомы в  развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая, анализируя ошибку, ребенок  может иногда успешнее овладеть эталоном.

“Любая наука нужна  лишь для возвышения человека. Не странно  ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в  школе, а история, химия, любая наука  должна быть проводом, через который  учитель проводит свет” – в  этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.

Школа Жизни составляет начальное  или элементарное звено общеобразовательной  школы. Невзирая на то, в какой форме  она существует – как самостоятельная  школа со своим административным управлением или как комплект классов в общеобразовательной  школе, она не теряет своей автономной зависимости от общеобразовательной  школы хотя бы в содержании образования. Кроме того, детям, окончившим первую ступень школы, придётся продолжать образование на второй ступени, ибо  этого требует государственный  закон о базовом образовании.

Структура Школы Жизни  вариативна.

Она может быть:

1) трёхлетняя с I, II, III классами, с началом школьной жизни с  7–8-летнего возраста;

2) четырёхлетняя с I, II, III, IV классами, с началом школьной  жизни с 6–7-летнего возраста;

3) шестилетняя элементарная  с I, II, III, IV, V и VI классами, с началом  школьной жизни с 6–7-летнего  возраста.

Эти основные типы начальной (элементарной) школы, особенно четырёхлетние  и шестилетние, могут иметь в  качестве составных как по содержанию, так и организационно нулевые  классы (для 5–6-летних детей) или ещё  и подготовительные группы (для 4–5-летних детей). В таком случае возникнут  еще следующие варианты:

4) пятилетняя с нулевым  и I, II, III, IV классами, с началом  школьной жизни с 5–6-летнего  возраста;

5) шестилетняя с подготовительной  группой, нулевым и  I, II, III и  IV классами, с поступлением в школу  с 4–5-летнего возраста;

6) семилетняя с нулевым  и I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом  детей с 5–6-летнего возраста;

7) восьмилетняя с подготовительной  группой, нулевым и  I, II, III, IV, V и VI классами, с приёмом детей  с 4–5-летнего возраста.

К данной вариативности добавляется  ещё рабочий режим школы: с  обычным школьным днём, продлённым днём или полным днём. Эти особенности  школьного дня вносят свою специфику  в каждый вариант. Становится необходимым  лавировать содержанием образования, количеством образовательных курсов и факультативов; необходимо внести изменения в организацию жизни  детей в школе и в семье, в способах самостоятельной работы детей и т.д. В каждом конкретном случае Школа Жизни с той или  иной структурой и рабочим днём, а также с учётом местных условий  требует специального обдумывания, исходя из общих принципов гуманно-личностного  подхода и предлагаемого содержания образования. Рекомендуется создавать  Школу Жизни с приёмом детей  с 4- и 5-летнего возраста и с режимом  полного дня.

Каждый вариант требует  специфических условий и соответствующей  предметно-пространственной среды, а  также соразмерных для детского восприятия содержания образования, методов  и форм педагогической деятельности. Дети, прошедшие подготовительную группу и нулевой класс, в первые классы приходят с более системным опытом в нравственно-духовном развитии и  познании, и они могут преемственно продолжать жизнь в начальных  классах, не тратя времени на адаптацию  к школьной жизни и на уже присвоенное  в предыдущий период. Темп продвижения  будет ускорен, содержание образования  будет расширено и углублено.

В Школах Жизни, в которых  приём ведётся с 6-7-летнего возраста, детям придётся адаптироваться к  школьной жизни, обрести первоначальное развитие и присвоить первоначальные знания и умения. Содержание образования, естественно, подвергнется изменениям в соответствии с возможностями  детей. Нельзя утверждать, что дети, прошедшие 5–6-летнюю Школу Жизни, в  дальнейшем всегда будут опережать  в своём духовном, нравственном и  познавательном развитии детей, которые  закончили трёх- или четырёхлетнюю  Школу Жизни, ибо в этом возрасте ещё не исчерпан период выявления  скрытых возможностей и их ускоренного  развития.

В Школу Жизни дети зачисляются  на основе медицинского заключения об их физическом и умственном здоровье. Не применяется никакое тестирование для определения их готовности к  обучению, когда выявляются лишь внешние  знания и умения вместо скрытых возможностей и уровней развитости. Тесты, фиксирующие  внешние знания и умения, или даже уровни развитости детей с целью  установления их готовности к обучению, несостоятельны для Школы Жизни  хотя бы по той причине, что в этой школе ведущим является образовательный  процесс, который нацелен на развитие целостной личности Ребёнка, на становление  его духовной, нравственной и познавательной сфер, на воспитание в нём жизни. Тесты на обучаемость не могут  прогнозировать возможность "образуемости". Принцип заключается в том, что, несмотря на больший объём содержания образования и повышенный уровень  познавательной деятельности, – любой  нормальный ребёнок, физически здоровый и умственно полноценный, даже без  знания букв и умения читать, без  знания простого счёта и т.д. –  будет в состоянии успешно  продвигаться в своём духовном и  познавательном развитии. И дети эти  ни на йоту не будут отставать от детей, которых тестировали лишь на обучаемость, а затем вовлекли в авторитарный процесс обучения.

Количество детей в  подготовительной группе и нулевом  классе колеблется от 8 до 14. На занятиях по иностранным языкам группа из 14 детей  делится на две подгруппы. Количество детей в I–IV классах колеблется от 8 до 24. В последнем случае на занятиях по иностранным языкам класс делится  на три подгруппы.

В Школе Жизни может  быть несколько параллельных подготовительных групп, нулевых и I–IV (I–VI) классов, однако с тем расчётом, чтобы в школе  было не более 200 ребятишек.

В Школе Жизни допускается, чтобы Ребёнок, обнаруживший продвинутый  уровень развитости в нравственно-духовном и познавательном плане, до истечения  срока перешёл в следующий  класс, или был принят прямо во второй класс, или, минуя какой-нибудь (II, III, IV) класс, перешёл в следующий. Однако только по объёму знаний такие  скачки из класса в класс в Школе  Жизни не поощряются.

Информация о работе Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили