Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи:
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Краткая биографическая справка……………………………...4
2. Структура Школы Жизни……………………………………....5
3. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни…10
4. Безотметочное обучение………………………………………16
Заключение……………………………………………………............19
Список используемых источников…………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по образовательным системам и технологиям.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

● преднамеренные ошибки учителя, которые поправляют ученики, пожалуй, самый фирменный и наиболее известный  методический прием Амонашвили Ш.А. – развивающий у учащихся критичность  ума, внимательность, веру в свои силы. Его суть в заботе о развитии самостоятельности  мышления ребят, удовлетворении их чувства  свободного выбора, стремления к взрослению;

● «секретные письма» ученикам, содержащие программу развития личности ребенка.

Наряду с этим Шалвой Александровичем  были введены технологии, близкие  к современному портфолио и итоговые аттестации.

В целом на основе результатов  экспериментальной деятельности Ш.А. Амонашвили пришел к убеждению, что, избегая авторитарного давления на ребенка, постоянного контроля над его действиями, не заставляя и не принуждая выполнять задания, можно добиться гораздо лучших результатов.  Подводя итоги свершенного за четыре года подвижнического труда, Ш.А. Амонашвили так писал о его плодах: «В течение долгого времени я “разбавлял” в умах и сердцах ребят педагогические “экстракты” человеческих чувств и переживаний, взаимоотношений и любви, понятий и закономерностей, мышлений и суждений. Порой казалось, что многие мои усилия бесполезны. Правда, иногда я замечал блеск отдельных нравственных кристалликов, кристалликов ума. Но теперь я увидел, как каждый мой ребенок вдруг выпрямился и начал излучать какое-то тепло нравственности и ума, как всех их вдруг крепко сдружили чувства заботливости, чуткости, взаимопомощи, объединили познавательная страсть и многосторонние увлечения. И мне становилось все радостнее и интереснее жить и трудиться вместе с ними. В них в какой-то степени сложился новый тип ученика, стремящегося к сотрудничеству со своим учителем, помогающего ему в своем же воспитании и обучении. Ученик как сотрудник, соратник, помощник учителя в его педагогическом деле. Мечта! Чего же еще другого желать».

Особые требования Ш.А. Амонашвили предъявлялись к педагогу, работающему в подготовительном классе.

На страницах своих  произведений Ш.А. Амонашвили сформулировал комплекс личностных качеств, которыми должны обладать учителя шестилетних детей: быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть; уметь понимать детей; быть оптимистами; олицетворять человека будущего, человека нового склада.

В качестве профессиональных требований к учителю, в частности, выделялись такие как:

● владение учителем приемами актерского мастерства, педагогической экспрессии;

● умение выразительно передавать свои чувства с помощью мимики, голоса, движений рук, пластики;

● способность пользоваться добрым юмором, понятным детям.

Именно средства педагогической экспрессии, по убеждению Шалвы Александровича, позволяли сделать «урок живым, а общение – искренним, углубить восприятие содержания учебного материала, нравственных норм, дойти до ума  и сердца каждого, вызвать эмоциональное  отношение к знаниям».

При этом особо подчеркивалось, что «методы, приемы, способы, формы  обучения и воспитания, только пройдя через душу педагога, согретую любовью  к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому –  эффективными».

С присущей метафоричностью  Ш.А. Амонашвили это описал так: «Ребенок не доска и не воск, он просто самое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу, воспитателю возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с душой ребенка, педагог сможет постепенно раскрыть безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Он сможет превратить ребенка в своего соратника в деле его же воспитания, направить его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование. Дети – чудо, но нужны и педагоги – волшебники. Они нужны не только отдельным детям, а каждому ребенку, ибо чудо – в каждом из них. Волшебство учителя в том и должно заключаться, чтоб придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим, развивающим. Для этого необходимо вооружиться верой в ребенка, в его огромные возможности».

Приводя эти важные положения  необходимо подчеркнуть еще один существенный аспект, без которого невозможно понять творчество Амонашвили. Долгое время он упорно добивался  права не только писать, что думал, но и тем стилем – художественным, поэтичным, насыщенным метафорами, который  был ему столь органичен.

Безусловно, выход в свет трилогии Шалвы Александровича «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?» и «Единство  цели (В добрый путь, ребята!)» стал выдающимся событием, продолжившим традиции художественно-исповедальных произведений великих педагогов. Подчеркнем, что  педагогическая теория не заключена  только в научно-педагогических трудах и учебниках по педагогике. В золотой  фонд педагогической классики, как  раз вошли в основном произведения художественные или с ярко выраженной публицистической направленностью. Если даже ограничиться ХХ веком, то сразу  вспоминаются «Годы исканий» С.Т. Шацкого, «Как любить ребенка» Я.Корчака, «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко, «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского, «Здравствуйте, дети!» Ш.А. Амонашвили, «Последняя книга» С.Л.Соловейчика…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Безотметочное обучение.

 

Экспериментальная деятельность по безотметочному обучению осуществлялась коллективом педагогов под руководством Ш.А. Амонашвили, начиная с 1962 года, на протяжении более чем 20 лет. В результате была разработана система обучения в начальной школе, не предусматривающая отметок вообще. В педагогической науке такой подход известен как содержательная (качественная) оценка знаний.

Подобная деятельность стала  своего рода брэндом Ш.А. Амонашвили, как педагога. Как в массовом педагогическом сознании укоренено, что А.С.Макаренко «создатель коллективного воспитания», а В.А.Сухомлинский «призывал отказаться от применения наказаний», также и по отношению к Амонашвили существует традиционный стереотип – «это педагог, который детям отметок не ставит».

Однако при этом необходимо отчетливо понимать, что предложенные Ш.А. Амонашвили подходы органично отвечали гуманистической педагогике и были трудно на практике совместимы с решением проблемы отметки в массовой школе в рамках традиционной авторитарной классно-урочной системы. Более того, именно проблема безотметочного обучения явилась своего рода оселком, прояснившим, что по отношению к отметке существуют две несовместимые парадигмы – традиционной авторитарной педагогики и гуманистической педагогики. В первом случае отметка является неотъемлемым элементом системы, во втором случае она выступает во многом избыточной.

Характерно, что особенно на первых порах эксперимента по безотметочному обучению, Ш.А. Амонашвили приходилось не только сталкиваться с неприятием педагогами самой идеи обучения без отметок при существующей педагогической системе, но и с достаточно лобовой, даже примитивной трактовкой деятельности учителей-экспериментаторов, которое именовалось «обучением без отметок». Как писал Ш.А. Амонашвили, «такое название не отражало его сути. Создавалось впечатление, что речь идет об обучении в общепринятом понимании, из которого изъяты отметки. Это порождало много недоразумений».

На самом деле содержательно-оценочная  система экспериментального обучения включалась педагогом-гуманистом в  общий контекст формирования у школьников мотивов учебной деятельности и  познавательной активности. На нее  возлагалась более широкая задача – «регулировать отношения школьника  в его микросоциальной среде».

Подчеркнем, что в то в 60–70-е годы ХХ века именно проблема школьной отметки оказалась в  эпицентре общественно-педагогического  интереса. В десятках статей, опубликованных в центральных газетах, раздавались  призывы смягчить тот тяжкий психологический  удар, который наносится неудовлетворительными  отметками, гуманизировать оценочную  сферу в целом. Ш.А. Амонашвили приводит некоторые наиболее красноречивые заголовки статей опубликованных в то время на страницах «Правды», «Известий», «Литературной газеты» и других центральных изданий: «Человек ли двоечник», «Папина пятерка», «Дневник без двоек», «Опять двойка», «Грустное зеркало первоклассника», «Не спешите ставить двойку», «Была бы только тройка».

Острота общественной дискуссии  объяснялась тем, что, зачастую, под  отметкой в российском образовании  понималась оценка и, наоборот. По выражению  Ш.А. Амонашвили «оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент». Вместо отметок, как считал педагог, нужно пользоваться оценочными суждениями в словесной форме: «Я огорчен». «Ты меня приятно удивил», «Давайте похлопаем тому, кто справился с заданием», «Я в тебя верил, и ты оправдал мою надежду!», «Молодец, ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок». Иногда оценкой могла быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления.

По убеждению Шалвы  Александровича, «отметка – это  обобщенная оценка. Она выражена в  баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале  как бы отделяется от ее носителя (конкретного  ученика) и становится предметом  учета, статистики, выяснения процента успеваемости. Но главная особенность  отметки даже не в этом, а в  том, что она приобретает признак  нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший  человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это  серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере, в начальных классах».

Впечатляют знаменитые портреты отметок, данные в книге «Обучение. Оценка. Отметка»: «торжествующая пятерка», «обнадеживающая четверка», «равнодушная тройка», «угнетающая двойка». Приведем в качестве примера фрагмент из социального  портрета «угнетающей двойки»: «Возмущенные или застывшие лица родителей, напряженность  и скандалы в семье, конфликты  с учителями. Полное лишение прав, установление жесткого наблюдения и  усиления требований. Крайне ущемленный престиж родителей в сфере  социальных отношений; их несдержанность в излиянии своих чувств по поводу несправедливости учителей и нерадивости  ребенка. Угнетенное положение ребенка  в классе, сужение сферы общения  с одноклассниками; переживание  чувства ущемленного самолюбия, неполноценности. Нарастание чувства  разочарования».

Педагог приходит к убеждению, что «надо взращивать в детях  оценочные суждения и поступки, то есть качества личности. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка – тромб  в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем освободить хотя бы начальную ступень школы  от града отметок, которые ведут  к искажению нравственности человека, то мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметки есть чистая устремленность к познанию от природы».

В результате, для Ш.А. Амонашвили стало совершенно ясно, что для реализации безотметочного обучения надо отстраивать новое педагогическое пространство – гуманно-личностную педагогику.

"Школа жизни" Ш.А.  Амонашвили основана на принципах  гуманно-личностной педагогики. Автор  выделяет 6 особенностей образовательного  процесса.

Первая состоит во внутренней преемственности созидательной  деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает  в ребенка возможности безграничного  развития. Школа берет на себя ответственность  продолжить дело природы и сотворить  из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни  ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается  как аккумулятор, как ведущая  форма жизни детей, а не только их учения.

Благополучие жизни ребенка  на уроке обеспечивается благодаря  сотрудничеству с учителем, другими  детьми. Четвертая особенность педагогического  процесса и состоит в том, что  сотруднические взаимоотношения учителя  с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного  педагогического процесса проявляется  в развитии у детей способности  к оценочной деятельности при  одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов  детей в учении.

Шестая особенность "Школы  жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация  социума и самого педагогического  процесса есть высшая забота учителя".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном  процессе, изложенный как система  академиком РАО Ш.А. Амонашвили в  трактате «Школа Жизни», есть один из возможных  вариантов реализации гуманного  педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как  стержень всякого высшего педагогического  учения и наследия, таит в себе возможность  для постоянного обновления жизни  школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских  коллективов... Оно «зажигает искры  для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится  в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его  более расширены, нежели границы  соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Информация о работе Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили