Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Задачи:
- рассмотреть Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики;
- рассмотреть основные идеи гуманно-личностной педагогики;
- рассмотреть сущность образования в «Школе жизни».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Краткая биографическая справка……………………………...4
2. Структура Школы Жизни……………………………………....5
3. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни…10
4. Безотметочное обучение………………………………………16
Заключение……………………………………………………............19
Список используемых источников…………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по образовательным системам и технологиям.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

Допускается также, чтобы  учитель (ансамбль учителей), с помощью  более современных методов, ускорил  нравственно-духовное и умственное развитие всех детей класса и досрочно завершил качественное присвоение ими  содержания отдельных или всех образовательных  курсов. В таких случаях возможно или целесообразное углубление содержания образования отдельных (досрочно усвоенных) образовательных курсов, или сокращение сроков начальной ступени и переход  на усвоение образовательных курсов последующей ступени.

Общее руководство Школой Жизни, если она самостоятельная, желательно осуществлять коллегиально, с помощью  педагогического совета под руководством выбранного или назначенного главного попечителя. Попечитель Школы Жизни  осуществляет решения и рекомендации совета. Если Школа Жизни находится  в составе общеобразовательной  школы, то в роли попечителя может  выступать заместитель директора  по начальным классам, которого выбирает педагогический совет или назначает  директор. Членами совета являются ведущие учителя Школы Жизни. Совет решает все вопросы образовательного и методического плана, обсуждает  результаты своего образовательного процесса с детьми, оценивает творческие находки  и начинания.

Каждый класс в Школе  Жизни ведёт один или как можно  меньшее количество (от двух до шести) учителей, образующих группу или, скорее,  педагогический ансамбль. Группа (ансамбль) составляется ведущим учителем (руководителем  класса), который назначается до набора класса. Ведущий учитель (руководитель класса), по согласованию с главным  попечителем, приглашает коллег для  работы в классе. Они составляют  ансамбль, группу единомышленников и  под руководством ведущего учителя  согласованно осуществляют образовательный  процесс, исходя из основных принципов  и положений гуманно-личностного  подхода к детям. Главный учитель  вправе поставить вопрос об отстранении  от работы с классом того или иного  учителя, который нарушает единство деятельности и вносит диссонанс  в образовательный процесс.

В Школе Жизни имеются  медицинская, коррекционная, психологическая  и методическая службы.

Медицинская служба ведёт  постоянное наблюдение за здоровьем  детей, предотвращает болезни, проводит меры медицинской профилактики.

Коррекционная служба выявляет разные нарушения и отклонения в  функциональной деятельности детей  и ведёт индивидуальную и групповую  коррекционную работу.

Психологическая служба: изучает  психологические особенности и  проявления характера каждого ребёнка; прогнозирует ближайшую линию развития ребёнка; измеряет зоны развития и уровни тревожности у каждого ребёнка; анализирует условия жизни и  взаимоотношений ребёнка в семье, в школе, в другом окружении; составляет рекомендации для учительских групп, для родителей и для своей  работы в создании вокруг ребёнка  психологического комфорта. Каждый психолог Школы Жизни является задушевным другом для детей. Психологическая  служба свою работу осуществляет в  тесной связи с другими службами.

Методическая служба занимается разработкой познавательных материалов, методических вопросов, обобщает опыт работы учителей, организует курсы  и семинары по повышению квалификации и мастерства, проводит научно-практические конференции, создаёт родительский семинар (университет) и руководит  им.

Каждая служба ведёт образовательную  работу среди детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

 

Обучение детей шестилетнего возраста. Экспериментальная деятельность в этом направлении осуществлялась Ш.А. Амонашвили на протяжении более чем 20 лет с 1965/66 учебного года. Общее число грузинских учителей начальной школы, включенных в эксперимент, превышало 600 человек[1].

С самого начала исследовательская  программа работы с шестилетками далеко выходила за конкретную сферу  эксперимента. Цель образовательной  деятельности по обучению детей с 6 лет была ошеломительно простой – «вырастить хороших людей». Вот как вспоминает Шалва Александрович об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача – уйти от авторитаризма. Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства. Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

По сути, шестилетки были взяты для экспериментально-педагогической деятельности как новое для советской  педагогики пространство, которое в  отличие от начальной школы, не говоря уже о более старших ступенях обучения, не было так жестко формализовано. Более того, поскольку ни формы, ни содержание этой деятельности не были изначально заданы (эксперименты по обучению шестилеток были прерваны в советской  педагогике в 30-е годы), это и создавало  атмосферу для свободы творческого  поиска.

Ход и результаты экспериментальной  деятельности были талантливо представлены Ш.А. Амонашвили в трилогии «Здравствуйте, дети!» (1983), Как живете, дети?» (1986) и «Единство цели» («В добрый путь, ребята!», 1987). Общий тираж этих книг составил около полутора миллионов экземпляров, они были изданы на 20 языках народов мира (заметим, кроме грузинского). Книги трилогии выходили на протяжении 80-х годов, вторая и третья часть их вышла в условиях перестройки и видно как расширяется внутренний локус свободы и света. Как педагогический мыслитель все смелее и рельефнее начинает говорить уже без эвфемизмов о сути гуманной педагогики.

В книге «Здравствуйте, дети!»  Ш.А. Амонашвили обобщал результаты своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

В предисловии к книге  Ш.А. Амонашвили писал: «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания».

Книгу «Здравствуйте, дети!»  Д.Д.Зуев, тогда Генеральный директор издательства «Просвещение», по инициативе которого было подготовлено и осуществлено это издание, правомерно назвал «книгой-символом».

Высокую оценку дал книге  «Здравствуйте, дети!» известный  психолог А.В.Петровский: «Перед нами педагогическая поэма в полном смысле этого слова, подлинное поэтическое произведение. После известной книги А.С.Макаренко  я не знаю ни одной другой, которая  в такой степени заслуживала  бы определения: поэтическая педагогика. Впрочем, как мне кажется, для  самого Ш.А. Амонашвили его произведения не столько педагогическая поэма, сколько педагогическая симфония. Тончайшее музыкальное звучание сопровождает каждый описанный автором момент его общения с детьми, и не случайно сам автор представляет себе каждый наступающий день встречи с его маленькими учениками в богатстве многоголосья воспитательных мелодий и их бесчисленных вариаций. И это позволяет ему, педагогу, составлять “партитуру” каждого школьного дня подобно тому, как композитор пишет партитуру оперного акта или сюиты для фортепьяно с оркестром. Лейтмотивом педагогической симфонии, которая разыгрывается на страницах книги, неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка, которую так легко ранить, задеть неосторожным словом или поступком».

Многое в этой книге  было совершенно необычным для традиционной советской педагогики того времени. Действительно, уже сами заголовки  разделов этой книги были непривычны для стилистики школы эпохи развитого  социализма: «Ребенок – модель безграничности», «Радости и горести шестилеток», «Дух школы»…

Приведем отрывок из письма, которое получил перед Первым сентября каждый из будущих учеников Ш.А. Амонашвили:

«Здравствуй дорогой… Я  твой учитель. Меня зовут Шалва Александрович. Поздравляю тебя – ты поступаешь в  школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями, и что ты будешь дружить  со всеми ребятами в классе.

Ты уже взрослый и поэтому  сам должен найти свой класс. Запомни, как это сделать. Как только поднимешься  по ступенькам главного входа, увидишь  красные стрелки. Следи за ними, и  они приведут тебя в твой класс. На дверях его нарисована ласточка. Я  буду ждать тебя в классе, буду рад  познакомиться с тобой! Учитель».

В следующей книге этой трилогии «Как живете, дети?» (М., 1986), написанной в 1984 году, Ш.А. Амонашвили осуществляет последовательный переход от методики к дидактике гуманной педагогики. В центре внимания автора находятся проблемы воспитания. Кредо педагога выражено в следующих строках: «строя с моими ребятишками педагогический процесс на основе личностного подхода, я убедился, что они проявляют широкие познавательные интересы и возможности, желание учиться, становятся податливыми к воспитанию». Здесь в полной мере произошло соединение концепции развивающего образования с теорией гуманно-личностной педагогики.

Особенно сильное впечатление  производят узловые мысли педагога щедро «рассыпанные» по всей книге. Приведем некоторые из них:

«Психология детей, родителей  и учителей отчасти зависит и  от солнечного или пасмурного дня, и  от времени года, и от первой и  второй половины учебного года, она  зависит даже от того который час  дня».

«Если хочешь воспитать в  детях смелость ума, интерес к  серьезной, интеллектуальной работе, самостоятельность  как личностную черту, вселить в  них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки  их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать  себя в нем властелинами»[1].

«На самой верхней грани  соприкосновения способностей и  эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может  родиться настоящая, радостная, увлекательная  педагогика, действительная духовная общность между учителем и его  учащимися».

 «Учитель, проводи вдохновенные, увлекательные, полные чуткости, доброты и науки уроки, чтобы  каждая минута на них способствовала  взрослению твоих учеников». 

«Действительно гуманная педагогика – это та, которая  в состоянии приобщить детей  к процессу созидания самих себя».

«Духовный мир ребенка  может обогащаться только в том  случае, если он это богатство впитывает  через дверцы своих эмоций, через  чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес; насильно обогащать этот мир равносильно  тому, что злонамеренно сажать райские  яблони в отравленную почву».

Завершающая книга вышла  под сухим официальным названием  «Единство цели» (М., 1987), правда, смягченным авторским подзаголовком «В добрый путь, ребята!», что, конечно, больше отвечало всей стилистике трилогии и данной книге. Здесь был явно сделан следующий  шаг от дидактики к теории гуманной педагогики. Три ведущих принципа педагогической деятельности, были сформулированы Шалвой Александровичем следующим  образом: любить ребенка; очеловечить  среду, в которой живет ребенок; прожить в ребенке свое детство.

В обобщенном виде модель образовательного процесса обучения шестилетних детей  была представлена Ш.А. Амонашвили в методическом пособии «В школу – с шести лет» (1986). Основными принципами образовательного процесса в подготовительном классе выдвигались такие как: продолжение жизни ребенка на уроке; установление деловых отношений с детьми; ведение урока в соответствующем темпе; проведение занятий в виде игры; предоставление учащимся свободы выбора.

Занятия строились по принципу самостоятельного решения детьми проблемы, которую учитель ставил в ходе урока. Благодаря созданной в  классе домашней обстановке, дети свободно учились думать, размышлять и анализировать  информацию, не страшась осуждения  и насмешек. Уроки сами по себе представляли естественную жизнь, в которой ребенку  можно спокойно творить, думать, мечтать. Уважительное демократичное общение  с детьми как со взрослыми, восприятие их как личности, составляло для  Шалвы Александровича основу процесса взаимодействия педагога и учащихся, для которого дети всегда являлись одновременно и учениками, и учителями. Все это позволяло педагогу добиваться великолепных результатов в развитии детей. Они не только делали свои первые маленькие открытия, но и учились  самостоятельно принимать решения, руководствуясь собственными желаниями  и полученным опытом.

Среди методических приемов, применяемых Амонашвили, наиболее значимыми  являлись:

● хоровой ответ, позволяющий  включить детей в решение познавательной задачи, объединяя ребят, он создавал мажорное настроение, воспринимался  как коллективная игра;

● нашептывание ответа на ухо  педагогу, удовлетворяя потребность  ребят в общении с педагогом, вместе с тем этот прием выполнял и чисто учебную задачу: стимулировать  сообразительность, наблюдательность детей, помогать включить всех и каждого  в самостоятельный поиск решения;

● задания в темноте (когда  ученики закрывают глаза и  пальцами показывают результат арифметических вычислений) – этот прием также  активизировал мыслительную деятельность, помогал в короткое время установить контакт с каждым ребенком, причем в форме так любимой детьми игры;

Информация о работе Оценочная деятельность в педагогической системе Ш.А. Амонашвили