Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:02, контрольная работа
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Детская одарённость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Что такое одаренность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды одаренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Выявление детской одарённости. . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Методы выявления детской одаренности. . . . . . . . . . . . 12
2.2. Роль семьи в выявлении детской одарённости . . . . . . . . 16
3. Воспитание и обучение одаренных детей . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Контрольная работа
по курсу « Дошкольная педагогика »
на тему: «Одаренные дети, особенности
взаимодействия с ними»
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Введение
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. [4;9]
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. [4;10]
Детская одаренность как интегральная личностная характеристика определяет возможность достижения ребенком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Характер развития одаренности в дошкольные годы - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. [3]
Развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве должно рассматриваться в контексте дошкольного образования как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования. Дошкольное детство уникальное социокультурное явление, чрезвычайно сложное и многогранное развитие личности в дошкольном детстве, ценность которого состоит в том, что заложенный в этот сравнительно короткий период жизни фундамент имеет непреходящее значение для всего последующего развития ребенка. [3]
Именно в дошкольном детстве формируются качества ребенка, необходимые для понимания себя, осмысления новых социальных связей, норм и правил поведения, поэтому уже в этот период необходимо целенаправленно развивать системные качества личности ребенка: креативность, творческие способности, самостоятельность. Личность ребенка дошкольного возраста при этом рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающийся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые достаточно проявляются в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность, а развитие - как прогрессивный процесс восхождения от низшего к высшему, как совокупность закономерных изменений в личности, которая приводит к проявлению скрытых задатков, потенциалов, являющихся основой для демонстрации одаренности уже на ранних этапах развития личности.[3]
В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одаренность - это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение ее по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом чем более выражена одаренность, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает. [2]
Одаренность - наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б.М. Теплова (1998) определяются так:
Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. [2]
Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал - основа для развития одаренности. [2]
Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги в общем не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом. [2]
У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. [2]
В настоящее время
четкого определения
• способности
- это формирующиеся в
• специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, воздающее возможность успеха в деятельности определенного вида;
• общая одаренность - способности к широкому кругу деятельности;
• талант -
высокий уровень развития
Заметим, что в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, тогда как термином «талант» характеризуют другие, более общие стороны развития. [2]
А.М. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Основные структурные компоненты одаренности - это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. [2]
Одаренность развивается на основе врожденных задатков, ее развитие происходит только в условиях деятельности и тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.[2]
Вывод. Итак, одаренность можно охарактеризовать как проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Бессмысленно говорить об «одаренности вообще», поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим выделяется два вида одаренности:
Дети, прежде всего, значительно различаются по уровню одаренности. Особая, исключительная одаренность - это одаренность, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна, что называется, невооруженным глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьезные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одаренными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одаренные дети, но их одаренность носит более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родителей. Такой ребенок, как правило, не ходил в детский сад или же пошел туда довольно поздно и ненадолго и т.д. [2]
Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одаренными и обычными детьми нет, а одаренность может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей. [2]
Указанные выше группы одаренных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одаренные дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.
Особо одаренные дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые - талантливые изгои общества, а вторые - баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом. .[2]
Еще одно основание для классификации - различия по особенностям возрастного развития. Иногда одаренность носит временный характер из-за того, что в определенном возрасте как бы объединяются возможности сразу нескольких возрастов (отечественный психолог Н.С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле - ускоренный вариант. Многие вундеркинды - это именно дети с ускоренным возрастным развитием временного характера. Со временем они заметно «усредняются», тускнеют. Однако прогноз при ускоренном развитии не всегда пессимистичный: у части детей яркая одаренность остается на всю жизнь. [2]
Есть одаренные дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только психологам или внимательным педагогам, много и серьезно работающим с ребенком. [2]
И наконец, существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.
Существует несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, спортивная. [2]
Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности:
1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации и
2) незаурядные
способности проявляются
Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых. [2]
Академическая одаренность. Дети этого вида одаренности прежде всего блестяще учатся. Академическая одаренность также имеет свои подвиды:
1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности)
2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных). [2]
Художественная одаренность. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребенок поет, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одаренности не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям. [2]
Организаторская, или лидерская одаренность. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора.
Известны разные варианты лидерской одаренности: эмоциональные лидеры (своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой). [2]
Информация о работе Одаренные дети, особенности взаимодействия с ними