Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:02, контрольная работа
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Детская одарённость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Что такое одаренность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды одаренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Выявление детской одарённости. . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Методы выявления детской одаренности. . . . . . . . . . . . 12
2.2. Роль семьи в выявлении детской одарённости . . . . . . . . 16
3. Воспитание и обучение одаренных детей . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 23
Иногда случается так, что взрослые не замечают одаренности ребенка не по невниманию, а в силу иных причин. Не секрет, что легко оценить способности, похожие на собственные, ведь ребенок несет в себе родительские гены. Но если детский дар отличен от способностей мамы и папы, то могут возникнуть трудности. Нередко талант малыша настолько специфичен и неожидан, что родители могут его и не заметить, если сами обладают способностями в другой сфере. Например, мама с папой большие поклонники чтения, а ребенок не проявляет к этому интереса. Он неусидчив, всегда и везде находится в движении. Первая реакция родителей — насильственное воспитание в нем спокойствия. Если перестараться, то ребенок вырастет со стойким убеждением: "Я плохой, а мои движения всем причиняют неприятности". Не всем родителям придет мысль приобщить малыша к спорту и помочь ему стать блестящим спортсменом. [5]
Тонко чувствующий и наблюдательный ребенок может быть у говорливых и активных родителей. Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: "Что ты сидишь, вставай, иди, поиграй с ребятишками". Вырастая, такие мальчик или девочка будут страдать от своей врожденной задумчивости и любви к уединению. Даже при ощущении комфорта наедине с собой у них может возникнуть комплекс "белой вороны" и на всю жизнь сформироваться ощущение, что их индивидуальный мир — это нечто противозаконное и порочное. [5]
Так рождаются человеческие трагедии. Особый талант, который по родительской оплошности не был оценен (не всегда надо его развивать, порой хватит только одобрения), человек принимает как дефект. Почувствовать себя полностью счастливым со своим даром ребенку будет очень трудно. [5]
В поведении и характере детей могут отмечаться странности, которые иногда раздражают их родителей. Однако в большинстве случаев проблема заключается не в том, что дети плохие; просто их реакция и их способ мышления другие, нежели у их мам и пап. [5]
Каждый ребенок имеет определенные личностные характеристики. Они отражают его генетическую наследственность, состояние после рождения и окружение, в котором он оказался сразу после появления на свет. Личностные характеристики ребенка определяют его предпочтения при реакции на окружающий мир, а также стиль его общения. [5]
Индивидуальны темпы развития каждого мальчика или девочки. Одни дети растут быстрее и опережают своих ровесников по целому ряду показателей, другие — отстают в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. Это говорит о том, что ребенок — существо удивительно пластичное. Следует отметить, что в нем особенно бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и ценят взрослые. Каждый родитель, обучает ребенка многим вещам стихийно, не читая книг по педагогике и детскому развитию, т. е. доверяя себе и своим ощущениям. Это самый надежный механизм передачи культуры из поколения в поколение. Но вместе с важными достижениями человечества родитель передает детям свои особенности характера: манеры речи и поведения, свои навыки и умения, а также — хотят они того или нет — свои неврозы и недостатки. [5]
Вывод. Итак, любящему родителю важно признать, то что ребенок не должен быть его копией, он индивидуальность, которой надо помочь сформироваться и то что ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье.
Вывод. Каждый ребёнок уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Важно во время выявить и развить одарённость, и в этом важную роль играют педагоги и родители ребёнка.
3. Воспитание и обучение одаренных детей
Каждая форма воспитания и обучения одаренного ребенка есть некий «эксперимент», который облечен в привычные, на первый взгляд, учебные виды деятельности, но на самом деле коренным образом отличается от них. Все они вместе и каждая в отдельности должны вызывать живой интерес к познанию темы. [2]
При выявлении детей с незаурядными возможностями встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Воспитание и обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитываться. К таким общим особенностям относятся следующие:
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других. [4;208]
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы.
Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по общему развитию, в ходе, которой можно выявить одаренных детей. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности для развития творческого и умственного потенциала детей, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс в его основе лежит ТРИЗ.. Также на специальных занятиях по математике, музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания разнопланового характера. Этот курс уже апробирован в дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. [5]
Огромное значение для развития детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги своей деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие и интеллектуальные элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. [5]
Существуют некоторые формы ускорения, например, ранее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка. [4; 225]
Оптимальный результат
эффективной формы ускорения
достигается при одновременном
соответствующем изменении
Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных детей. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. [6;193]
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
Методы воспитания и обучения должны обеспечить функционирование мыслительного процесса (творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление) на высоком уровне самостоятельности. [2]
Вывод. Итак, одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях воспитания и обучения каждого ребенка должна рассматриваться индивидуально.
Заключение
Один ребенок хорошо читает, но умением считать ничем не отличается от так называемых средних сверстников. Другой обладает прекрасными музыкальными или художественными способностями, но в иных видах учебной деятельности не блещет. Значит, педагоги и родители обязаны определить сильные и слабые стороны каждого ребенка.
Одаренные дети весьма критически относятся к себе и порой сами составляют о себе весьма несимпатичный образ Я. Необходимо помочь им приобрести реалистическое представление о себе. Это в высшей степени важно: реакция близких взрослых значит для таких детей очень много. Несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и, например, весьма средними двигательными навыками может так сильно огорчать ребенка, что в конце концов и приведет к формированию негативной Я-концепции. Поэтому семья должна играть важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка, но результаты могут получиться наилучшими, только если семья и педагоги работают в тесном контакте.
Одаренных детей отличает широта интересов и потребностей, поэтому ребенок должен иметь возможность общения со столь же одаренными сверстниками. Выполнение этого условия может вызвать необходимость дополнительного обучения в центре развития ребенка (это даст шанс одаренному найти соответствующую ему среду) или обучения и воспитания в вариативной системе семейного образования с грамотным и квалифицированным специалистом, но без отрыва от детского сада, в сотрудничестве и контакте с ним.
Список используемой литературы
Информация о работе Одаренные дети, особенности взаимодействия с ними