Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:02, контрольная работа
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Детская одарённость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Что такое одаренность? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Виды одаренности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Выявление детской одарённости. . . . . . . . . . . . . . 12
2.1. Методы выявления детской одаренности. . . . . . . . . . . . 12
2.2. Роль семьи в выявлении детской одарённости . . . . . . . . 16
3. Воспитание и обучение одаренных детей . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 23
К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведет их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это еще больше усугубляет проблемы и самих детей, и педагогов. [2]
Спортивная одаренность. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Дети со спортивной одаренностью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться. [2]
Особые категории одаренных детей. Любой педагог может припомнить случаи из практики, когда из-за немытых ушей и неряшливой одежды ребенка он не сразу заметил его сообразительность, легкость в усвоении материала и необычность его видения. Еще труднее преодолеть барьер так называемого привычного восприятия, когда ребенок, например, никак не научится хорошо читать или считать или имеет какой-либо физический недостаток. Выявление и развитие способностей таких детей сопряжены с дополнительными трудностями, но они же относятся к особым категориям одаренных.
К особым относят детей с исключительно высоким умственным развитием, но с низкой успеваемостью, физическими недостатками (слепота, глухота, детский церебральный паралич с сохранным интеллектом, аутизм), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность, гиперактивность), с трудностями в обучении (например, с дислексией, т.е. затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одаренность не удается распознать быстро. [2]
Большая часть детей, которых можно отнести к перечисленным выше категориям, не реализуют свой потенциал при отсутствии особо организованного обучения и коррекции. Почему? На передний план выступают их недостатки или трудности, что и заслоняет присущую им одаренность. Выявление одаренности затрудняет низкий социально-экономический уровень семьи. Как правило, у детей не очень хорошо развита речь, она часто изобилует неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Такие дети не имеют доступа к распространенным играм, развлечениям и нередко производят впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с низкой культурой, то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения своей любознательности и активности. [2]
Вывод. Итак, есть несколько видов одаренности: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, спортивная.
Вывод. Важно отметить, что вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, и не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии.
2. Выявление детской одарённости.
2.1. Методы выявления детской одаренности
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одарен каждый нормальный ребенок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия - своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одаренности. В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения, но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется. [2]
В рамках обоих подходов отмечается возможность ошибочного прогноза относительно одаренности конкретного ребенка и неуспешность попыток развить нормального ребенка до уровня одаренного. Признается также, что цена такого рода ошибок может быть весьма высока. Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одаренность», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одаренности и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз. [2]
Можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. Первое связано с задачей установления самого феномена одаренности, для чего используются методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития и т.п.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных групп населения (детей из сельской местности, представителей нетитульного населения, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т.п.). [2]
В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор одаренного ребенка, но и психологическую помощь ему, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать в себя выяснение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребенка и другие параметры. [2]
Специальную область представляют диагностические исследования с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования могут включать весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т.п. [2]
В нашей стране в последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Специалисты справедливо отмечают, что многочисленные ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности и недостаточной теоретической проработкой основных понятий. [2]
Психодиагностика сравнительно молодая наука, поэтому пока трудно рассчитывать на гарантированный результат. Современная психодиагностика часто вызывает вполне оправданную критику со стороны исследователей, недовольных прогностической ценностью используемых на практике тестов. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах. [2]
В настоящее
время в психологической
Цена такого рода ошибок определяется теми целями, ради которых проводится диагностическое обследование. К сожалению, иногда поиск талантов является самоцелью. Это очень опасно, если подобная деятельность не включает задачу помощи таким детям. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают: ярлыки типа «талант» и «ординарный» могут негативно сказаться на личностном развитии ребенка. Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах ДОУ и «центрах для одаренных». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования. Условия же приема в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования. [2]
В нашей стране длительное время тесты были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве адаптации западных тестов, а также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвященных проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов. [2]
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одаренности. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования методов оценки способностей, установления зависимости результатов тестирования от социально-культурных факторов, деятельности испытуемых, специфики тех практических задач, для решения которых используются диагностические процедуры. [2]
Известны основные требования к построению и проверке методик:
Однако даже при квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют от совершения ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности. [2]
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли под одаренностью понимать некий единый феномен, который можно измерить целиком, или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур. Наравне с тестами необходимо использовать и другие методы: наблюдение, беседу, анализ продуктивной деятельности и т.д. [2]
Чтобы увидеть подлинные творческие способности (креативность) детей, им нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира. Это могут быть нестандартные темы занятий, особые творческие задания, исследовательские проекты, что в обычном ДОУ не представляется возможным из-за неоднородного контингента детей и усредненной программы обучения. Педагог, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность одаренных детей, должен сам обладать если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе. В массовой системе обучения достичь этого очень трудно. Такая система обучения возможна только при сугубо индивидуальных условиях, в которых будут работать специально подготовленные для работы с одаренными детьми специалисты. Это вариативная система семейного образования. [2]
Вывод. Итак, чтобы выявить одарённость ребёнка, мало провести с ними диагностику или тестирование, детям нужно предлагать особую деятельность, предполагающую активное проявление их самобытности, необычного видения мира.
2.2. Роль семьи в выявлении детской одарённости.
Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уже о скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее. [5]
Если родители относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т. е. не поддерживают словесно, то у него тоже может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте бывает очень трудно, а порой и невозможно. [5]
Подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться — это и значит создать благоприятные условия для развития одаренности. [5]
Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления. [5]
Информация о работе Одаренные дети, особенности взаимодействия с ними