Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:41, реферат
То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатления бытия», перестаёт привлекать внимание, становясь привычным. Привычка угашает интерес. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, необходимо оптимизировать методы обучения, которые подстрекают любознательность, обостряют интерес, а где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний.
Информация об опыте……………………………………………….стр. 3
Технология описания опыта……………………………………..….стр. 7
Результативность опыта……………………………………………..стр. 15
Библиографический список……………………………………...….стр. 17
Приложение к опыту………………………………………………...стр. 18
Харитонова Ольга Антоновна
Комитет образования муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»
Оптимизация
познавательной деятельности
учащихся на уроке математики
как средство
повышения его эффективности
Автор опыта: Харитонова Ольга Антоновна, учитель математики
МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа № 1 им.Ф.Энгельса»
Уразово
2009
Содержание
Информация об опыте
Обучение – это ремесло, использующее бесконечное количество маленьких трюков.
Д. Пойа.
Условия возникновения и становления опыта
Мы рано перестаём удивляться, рано утрачиваем способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственного нашего существования.
То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатления бытия», перестаёт привлекать внимание, становясь привычным. Привычка угашает интерес. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, необходимо оптимизировать методы обучения, которые подстрекают любознательность, обостряют интерес, а где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний.
Определяющим условием
создания опыта является создание условий,
содействующих оптимизации
Актуальность и перспектива опыта
Обновление российского образования, проявляющееся в замене «знаниевого» типа на личностно ориентированный, связано прежде всего с изменениями цивилизации. Сегодняшний этап развития цивилизации характеризуется как постиндустриальный (информационный), который ведёт к изменению стратегии образования и требует изменения деятельности педагога.
Внутри математического образования возникли существенные противоречия, которые не позволяют достичь желаемого результата, это:
- доминирование в преподавании
математики коллективных и
- неадекватность традиционно сложившихся приёмов учебной математической деятельности индивидуальным возможностям учащихся;
- профильное изучение
математики, в частности углубленное
изучение, предполагающее удовлетворение
самых разных специальных
Актуальность опыта заключается в разрешении противоречия между потенциальными возможностями форм организации обучения как средства оптимизации учебного процесса и сложившейся практикой их конструирования и использования в учебном процессе по математике в школе.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики семиклассников по определению уровня усвоения учебного материала в сравнении с максимальными (реально достижимыми) возможностями ребёнка в данный момент, а также отслеживание норм времени, которое тратят учащиеся на урочную домашнюю учебную работу с целью предупреждения перегрузки учеников.
Оптимизацию учебного процесса осуществляю уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания. Для этого необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.
По результатам диагностики в группе оказалось, что все учащиеся имеют средний, выше среднего и высокий уровни интеллектуального развития, но при этом качество знаний по предмету часто не соответствует этому уровню.
Таким образом выявилось несоответствие реальных учебных возможностей учащихся с результатами усвоения материала и затратами времени на урочную и домашнюю учебную работу.
Острая необходимость оптимизации обучения продиктована также завершением эксперимента по введению государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе и единого государственного экзамена - в 11, так как необходимо поддержать интерес к системной и целенаправленной работе по подготовке к аттестации.
Ведущая педагогическая идея
Сущность опыта заключается в синтезировании различных форм и методов обучения с целью максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся для повышения результативности, уменьшения затрат сил в процессе обучения.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше оптимальность обучающего или управляющего действия. Если грамотно согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что дальше? Согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить.
Длительность
Работа над опытом велась в течение четырёх лет поэтапно с момента обнаружения противоречия между реальными учебными возможностями учащихся и результатами усвоения материала, затратами времени на урочную и домашнюю учебную деятельность.
Диапазон
Диапазон опыта представлен системой уроков учителя по оптимизации процесса обучения, обеспечивающей достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Ю.К.Бабанского.
В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:
• Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.
• Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
• Минимально необходимые усилия,
затрачиваемые педагогом и учен
Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.
Оптимизация учебного процесса:
• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;
• формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;
• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;
• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;
• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;
• учит создавать оптимальные учебно-
• соединяет поиск большей
• открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.
Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:
- задач урока (обучение, воспитание, развитие);
- содержания урока;
- степени сложности материала;
- уровня подготовленности
- сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;
- особенностей, сильных сторон личности самого учителя;
- возможностей учебного
- наличия учебного времени;
- сложившихся морально-
Ю.К. Бабанский предложил
ряд этапов проектирования оптимального
варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения
для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов
обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий
для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных
задач.
Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.
При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Оптимизация не является особым методом или приёмом обучения. Это целенаправленный отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможного высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается в комбинировании различных форм и методов обучения для повышения эффективности деятельности на уроке, достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономичными путями.
Технология описания опыта
Основной целью опыта является выявление наиболее оптимальных эффективных для урока математики методов и приёмов обучения с целью достижения реальных возможностей учащихся в ходе учебно-познавательного процесса.
Основные задачи оптимизации процесса обучения, реализуемые мною на уроках математики:
1. достижение реально возможного уровня успеваемости, воспитанности и развитости каждого ученика;
2. создание оптимальных учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических условий обучения;
3. соблюдение санитарно-
Основные способы достижения поставленной цели:
§ использование разнообразных форм и методов организации
учебной деятельности, позволяющих оптимизировать обучение;
§ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в
работе класса;
§ стимулирование учащихся к высказыванию, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,
получить не правильный ответ и т.п.;
§ использование в ходе урока дидактического материала,
позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него
вид и форму учебного содержания;
§ оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
§ создание педагогических ситуаций общения на уроке,