Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:41, реферат
То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатления бытия», перестаёт привлекать внимание, становясь привычным. Привычка угашает интерес. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, необходимо оптимизировать методы обучения, которые подстрекают любознательность, обостряют интерес, а где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний.
Информация об опыте……………………………………………….стр. 3
Технология описания опыта……………………………………..….стр. 7
Результативность опыта……………………………………………..стр. 15
Библиографический список……………………………………...….стр. 17
Приложение к опыту………………………………………………...стр. 18
Все работы, дополнительно, проверяются учителем. Выявляется лучшая работа и объявляется “Лучший математик”.
Конкурс геометров. Например, после изучения раздела “Основные свойства простейших геометрических фигур” (геометрия, 7 класс), возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обыкновенный опрос не вызывает интереса. Поэтому, я использую игровую форму занятия, проводя “Конкурс геометров”.
Сообщаю учащимся, что всем надо следить за изображениями на доске. Предлагаю рисунки к аксиомам одновременно для двух или трех команд (рядов) учащихся класса. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а так же заметить, каких элементов (фигур) на каждом из них недостает (например, точки, отрезка, и т.д.). Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому.
Слайды с заданиями готовятся заблаговременно. Всего может быть подготовлено 3-4 задания. Причем слайды к одной и той же аксиоме в различных заданиях должны отличаться.
Использование тестов является рациональным дополнением к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Тестирование - одно из средств индивидуализации в учебном процессе, т.к. учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Тестовый контроль знаний позволяет проверить значительный объем изученного материала.
Систематическое использование тестов формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в усвоении программного материала.
В своей работе я использую 4 типа тестовых заданий:
При выполнении таких заданий требуется выбрать из нескольких предложенных возможных ответов один, иногда несколько правильных. При этом возникает возможность угадывания.
Для ответа на вопрос ученик должен дописать правильно одно или несколько слов на месте пробела.
Например, функция f(x) называется четной, если для любого х из ее области определения выполняется равенство ...
Установить соответствие:
1. f'(x) изменяет знак с "+" на "-". |
А. В точке хо экстремума нет. |
2. f'(x) изменяет знак с "-" на "+". |
Б. В точке хо минимум. |
1. f'(x) не изменяет знак. |
В. Функция постоянна в окрестности точки хо. |
Г. В точке хо максимум. |
Каждому элементу левого столбца верно соответствует один, иногда несколько элементов правого столбца. Причем в правом столбце элементов больше, чем в левом столбце.
В этих заданиях ученику предлагается какая-либо последовательность действий в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка проставить его порядковый номер в верной, по мнению ученика, последовательности.
Например, алгоритм вычисления наибольшего общего
делителя двух чисел.
------ Определить большее из чисел;
------ Начать алгоритм сначала;
------ Если числа равны, то взять любое из
них в качестве ответа, в противном случае
продолжать выполнение алгоритма;
------ Заменить большее число разностью
большего и меньшего чисел.
Тесты составляю в нескольких вариантах, которые одинаковы по трудности. Тесты охватывают основные разделы курса математики, соответствующие базисному плану и действующим программам по математике. Учитываю в работе опыт общероссийского тестирования выпускников.
Охарактеризую некоторые способы экономии времени на уроке.
Правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.
Результативность опыта
Критерием результативности является то, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные изменения в психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления, воспитываются нравственные качества личности.
Из графика видно, что количество времени на домашнюю учебную деятельность теперь соответствует санитарным нормам.
Эффективность опыта педагогической работы проявляется в достижении устойчивого многолетнего положительного результата в обучении. Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программного материала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Наряду со снижением затрат времени на выполнение домашнего задания прослеживается позитивная динамика общей успеваемости и качества знаний учащихся по математике. В период с 2006-2007 учебного года по 2008-2009 учебный год качество знаний учащихся при 100% успеваемости представлено на диаграмме.
Результаты анкетирования по вопросам,
связанным с выполнением домашних заданий.
С каким настроением вы приступаете к выполнению домашних заданий? |
Как вы выполняете домашние задание? | ||
С большим желанием и интересом |
60% |
Самостоятельно |
70% |
Без желания, но с чувством долга |
30% |
С помощью |
30% |
Без интереса и желания |
10% |
Не выполняю |
0% |
Соответствует ли домашнее задание уровню ваших способностей ? |
Устаете ли вы при выполнении домашних заданий ? |
||
Полностью |
60% |
Нет |
60% |
Частично |
30% |
Иногда |
20% |
Не соответствует |
10% |
Да |
20% |
Показателями эффективности опыта могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - выделить необходимые операции, наметить их последовательность; в процессе работы контролировать свои действия, соотнося условия и результат, и вовремя вносить необходимые коррективы в свои действия».
Библиографический список