Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики как средство повышения его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:41, реферат

Описание работы

То, что живо занимало нас, когда нам «были новы все впечатления бытия», перестаёт привлекать внимание, становясь привычным. Привычка угашает интерес. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, необходимо оптимизировать методы обучения, которые подстрекают любознательность, обостряют интерес, а где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятий, новых знаний.

Содержание работы

Информация об опыте……………………………………………….стр. 3
Технология описания опыта……………………………………..….стр. 7
Результативность опыта……………………………………………..стр. 15
Библиографический список……………………………………...….стр. 17
Приложение к опыту………………………………………………...стр. 18

Файлы: 1 файл

Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроке матема.doc

— 157.23 Кб (Скачать файл)

Все работы, дополнительно, проверяются учителем. Выявляется лучшая работа и объявляется “Лучший математик”.

Конкурс геометров. Например, после изучения раздела “Основные свойства простейших геометрических фигур” (геометрия, 7 класс), возникает необходимость повторить все аксиомы, проверить, как их усвоили учащиеся. Обыкновенный опрос не вызывает интереса. Поэтому, я использую игровую форму занятия, проводя “Конкурс геометров”.

Сообщаю учащимся, что всем надо следить за изображениями на доске. Предлагаю рисунки к аксиомам одновременно для двух или трех команд (рядов) учащихся класса. Задание состоит в том, чтобы установить, иллюстрацией к какой аксиоме является каждый рисунок, а так же заметить, каких элементов (фигур) на каждом из них недостает (например, точки, отрезка, и т.д.). Необходимо нужный элемент дорисовать, а потом сформулировать соответствующую аксиому.

Слайды с заданиями готовятся заблаговременно. Всего может быть подготовлено 3-4 задания. Причем слайды к одной и той же аксиоме в различных заданиях должны отличаться.

Использование тестов является рациональным дополнением к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Тестирование - одно из средств индивидуализации в учебном процессе, т.к. учитывает психологические особенности учащихся, мешающие их успешной деятельности. Тестовый контроль знаний позволяет проверить значительный объем изученного материала.

Систематическое использование тестов формирует у учащихся дисциплинированность и стремление к самостоятельности в усвоении программного материала.

В своей работе я использую 4 типа тестовых заданий:

  1. закрытые задания;
  2. открытые задания;
  3. задания на соответствие;
  4. установление правильной последовательности;

Закрытые задания.

При выполнении таких заданий требуется выбрать из нескольких предложенных возможных ответов один, иногда несколько правильных. При этом возникает возможность угадывания.

Открытые задания.

Для ответа на вопрос ученик должен дописать правильно одно или несколько слов на месте пробела.

Например, функция f(x) называется четной, если для любого х из ее области определения выполняется равенство ...

Задания на соответствие.

Установить соответствие:

1. f'(x) изменяет знак  с "+" на "-".

А. В точке хо экстремума нет.

2. f'(x) изменяет знак с "-" на "+".

Б. В точке хо минимум.

1. f'(x) не изменяет знак.

В. Функция постоянна  в окрестности точки хо.

 

Г. В точке хо максимум.


Каждому элементу левого столбца верно  соответствует один, иногда несколько элементов правого столбца. Причем в правом столбце элементов больше, чем в левом столбце.

Установление  правильной последовательности.

В этих заданиях ученику предлагается какая-либо последовательность действий в случайном порядке. Он должен слева  от каждого действия вместо прочерка проставить его порядковый номер в верной, по мнению ученика, последовательности.

Например, алгоритм вычисления наибольшего общего делителя двух чисел. 
------ Определить большее из чисел; 
------ Начать алгоритм сначала; 
------ Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, в противном случае продолжать выполнение алгоритма; 
------ Заменить большее число разностью большего и меньшего чисел.

Тесты составляю в нескольких вариантах, которые одинаковы по трудности. Тесты охватывают основные разделы курса математики, соответствующие базисному плану и действующим программам по математике. Учитываю в работе опыт общероссийского тестирования выпускников.

Охарактеризую некоторые способы экономии времени на уроке.

  1. Подготовительный этап. (Резерв экономии – до 2-3 минут). Приглашение детей в класс до звонка на урок.
  2. Организационный момент (3-5 минут). Организация класса, отметка отсутствующих, подготовка заранее списка для опроса.
  3. Актуализация опорных знаний. Устный счёт, повторение необходимых в данный момент формул и правил занимает около 10 % времени урока. Принцип оптимизации не отвергает устный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без устного опроса, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.
  4. При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение.
  5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания обращаю внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрела ли способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложила ли ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредила ли о возможных затруднениях, порекомендовала ли пути их преодоления, четко ли сообщила требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Правильное использование  основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.

 

Результативность  опыта

 

Критерием результативности является то, что при тех же затратах времени, помимо традиционного усвоения материала, происходят целенаправленные изменения в психике учащихся: развивается интеллект, формируется креативность мышления, воспитываются нравственные качества личности.

Из графика видно, что  количество времени на домашнюю учебную  деятельность теперь соответствует санитарным нормам.

Эффективность опыта педагогической работы проявляется в достижении устойчивого многолетнего положительного результата в обучении. Необходимо, чтобы ученики овладевали прочными и твердыми знаниями программного материала, становились развитыми, а не просто знающими людьми. Наряду со снижением затрат времени на выполнение домашнего задания прослеживается позитивная динамика общей успеваемости и качества знаний учащихся по математике. В период с 2006-2007 учебного года по 2008-2009 учебный год качество знаний учащихся при 100% успеваемости представлено на диаграмме.

 

 

Результаты анкетирования по вопросам,

связанным с выполнением домашних заданий.

 

С каким настроением  вы приступаете к выполнению домашних заданий?

Как вы выполняете домашние задание?

С большим желанием и интересом

60%

Самостоятельно

70%

Без желания, но с чувством долга

30%

С помощью

30%

Без интереса и  желания

10%

Не выполняю

0%


 

Соответствует ли домашнее задание уровню ваших  способностей ?

 

Устаете ли вы при  выполнении домашних заданий ?

 

Полностью

60%

Нет

60%

Частично

30%

Иногда

20%

Не соответствует

10%

Да

20%




 

 

Показателями эффективности опыта могут служить возросшая наблюдательность учащихся; умение анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, а в области практических действий - выделить необходимые операции, наметить их последовательность; в процессе работы контролировать свои действия, соотнося условия и результат, и вовремя вносить необходимые коррективы в свои действия». 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., 1983
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1977
  4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – М., 2005
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М., 2007
  6. Ерохина Е.В. Игровые уроки математики. 5-11 класс. Книга для учителя. – М., 2007
  7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – П., 2004



Информация о работе Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики как средство повышения его эффективности