Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа
Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н.В. Клочко
Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н.В. Клочко
МБДОУ ДСОВ № 35
2012
ОПЫТ РАБОТЫ
Опытно
– экспериментальная
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 муниципального образования Каневской район ст. Челбасская Краснодарского края
ОПЫТ РАБОТЫ
Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 35
КЛОЧКО НАТАЛЬИ ВАЛЕРЬЕВНЫ
« Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Каневской район
Краснодарский край
2012 г.
Сведения об авторе
Литературный обзор состояния
вопроса.
1.1. История темы педагогического
опыта в педагогике
1.2. История изучения темы
педагогического опыта в
2. Психолого-педагогический
портрет класса (группы) обучающихся
(воспитанников), являющихся базой
для формирования
3.Педагогический опыт
3.1.Актуальность опыта
работы
3.2. Основные понятия,
термины, методы и формы
3.3. Научность в представляемом
педагогическом опыте
3.4.Результативность
3.5. Новизна
3.6. Технологичность
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта
Литература
Приложение
Приложение № 1. Диагностика
Приложение № 2 Перспективный
план работы на учебный год по опытно
- экспериментальной
Приложение № 3 . Картотека
опытов и экспериментов –
Приложение № 4 Перспективный
план работы ( непосредственно образовательная
деятельность, работа с родителями,
работа с воспитателями)-
Приложение № 5Конспекты
непосредственно –
Приложение № 6Работа с
родителями
Приложение №7Работа с
воспитателями
Сведения об авторе: Клочко Наталья Валерьевна, место работы муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 . образование высшее. Мой педагогический стаж 8 лет, специальность учитель-логопед, контактный телефон 89054385452.
Тема опыта работы: « Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
1.Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то , что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте - это формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Ребенок-дошкольник сам по
себе уже является исследователем,
проявляя живой интерес к различного
рода исследовательской
Ребенку-дошкольнику по природе
присуща ориентация на познание окружающего
мира и экспериментирование с
объектами и явлениями
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно .
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование [25]. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.
Проблема детского экспериментирования
имеет свои физиологические аспекты.
В лаборатории известного физиолога
И.П.Павлова осуществился один незапланированный
эксперимент. Изучая условные рефлексы
ребёнка, экспериментаторы зажигали перед
ним лампочку и давали засахаренную
клюкву. Выяснилось, что у детей
условные рефлексы вырабатывались значительно
медленнее, чем у животных. Это
озадачило исследователей, изменив
методику, они вместо клюквы стали
давать какой-нибудь новый предмет,
который ребёнок мог
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Проанализировав
программу обучения и
2. Психолого-педагогический
портрет класса (группы) обучающихся
(воспитанников), являющихся базой
для формирования
Внедрение опыта работы со старшими дошкольниками проходило в ст. гр. МБДОУ ДСОВ № 35. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные:
Проанализировав в целом результаты мониторинга, я пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.
Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников