Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа

Описание работы

Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Содержание работы

Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117

Файлы: 1 файл

ОПЫТ РАБОТЫ.docx

— 509.71 Кб (Скачать файл)

Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н.В. Клочко


Опыт работы «Опытно-экспериментальная  деятельность старших  дошкольников»  автор Н.В. Клочко



МБДОУ ДСОВ №  35

2012

ОПЫТ РАБОТЫ

Опытно  – экспериментальная деятельность старших дошкольников

    

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 муниципального образования Каневской  район ст. Челбасская Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

 

Воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 35

 

КЛОЧКО НАТАЛЬИ  ВАЛЕРЬЕВНЫ

 

« Опытно – экспериментальная  деятельность старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Ст. Челбасская

Каневской район

Краснодарский край

2012 г.

 

                                                     Содержание

Сведения об авторе                                                                                        с. 3

Литературный обзор состояния  вопроса.                                                     с. 3

1.1. История темы педагогического  опыта в педагогике                      с. 3

1.2. История изучения темы  педагогического опыта в образовательном  учреждении                                                                                                с. 5                                                                        

2. Психолого-педагогический  портрет класса (группы) обучающихся  (воспитанников), являющихся базой  для формирования представляемого  педагогического опыта                                                                                  с. 6

3.Педагогический опыт                                                                                 с. 7

  3.1.Актуальность опыта  работы                                                                 с. 7

  3.2.  Основные понятия,  термины, методы и формы работы  с детьми      используемые  в проведении и  описании  педагогического опыта               с. 9

3.3. Научность в представляемом  педагогическом опыте                        с.13

3.4.Результативность                                                                                    с.14

3.5. Новизна                                                                                                   с.15

3.6. Технологичность                                                                                    с.15

  3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта                                                                                                               с.15

Литература                                                                                                      с.24

Приложение                                                                                                    с.25

Приложение № 1. Диагностика                                                                     с.26

Приложение № 2 Перспективный  план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности                                                                 с.31

Приложение № 3 . Картотека  опытов и экспериментов –                          с.37

Приложение № 4 Перспективный  план работы  ( непосредственно  образовательная  деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)-                                                                                              с. 56

Приложение № 5Конспекты  непосредственно – образовательной  деятельности                                                                                                   с .58

Приложение № 6Работа с  родителями                                                         с.107

Приложение №7Работа с  воспитателями                                                     с.117

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе: Клочко Наталья Валерьевна, место работы муниципальное дошкольное учреждение  детский сад общеразвивающего вида № 35 .  образование высшее. Мой педагогический стаж 8 лет, специальность учитель-логопед, контактный телефон 89054385452.

Тема опыта  работы: « Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому,  что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети  познают мир через собственные ощущения.


Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают  способность сами ставить вопросы  и получать на них фактические  ответы, оказываясь на более высоком  умственном и нравственном уровне в  сравнении с теми, кто такой  школы не прошел.   К.Е.Тимирязев

 


1.Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

 

Дошкольное детство —  это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то , что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому  главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте - это формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 

 Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Ребенку-дошкольнику по природе  присуща ориентация на познание окружающего  мира и экспериментирование с  объектами и явлениями реальности.

   В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования  ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и  на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В настоящее время отдельные  аспекты детского экспериментирования  получили отражение в работах  Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой.

 

      Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

          Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

       Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.             Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно - экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно .

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО  Н.Н. Поддъяков, проанализировав и  обобщив свой богатейший опыт исследовательской  работы в системе дошкольного  образования, пришёл к выводу, что  в детском возрасте ведущим видом  деятельности является экспериментирование [25]. За использование этого метода обучения выступали такие известные  педагоги, как Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие, что подтверждается их высказываниями.

Проблема детского экспериментирования  имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога  И.П.Павлова осуществился один незапланированный  эксперимент. Изучая условные рефлексы ребёнка, экспериментаторы зажигали перед  ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей  условные рефлексы вырабатывались значительно  медленнее, чем у животных. Это  озадачило исследователей, изменив  методику, они вместо клюквы стали  давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Тут человеческий детёныш показал  всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей  реакция на новизну, на новый предмет  сильнее, чем на пищу .

 

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

 

   Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод  экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование  особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.

     Проанализировав  программу обучения и воспитания  под Ред . Васильевой « Обучение и воспитание детей в детском саду», которая является базовой в нашем учебном заведении я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:

  1. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как , А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, » Н.А.Рыжова
  2. Проведена собственно разработанная диагностика детей по критериям, важным именно для процесса опытно – экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов.
  3. Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно – экспериментальной деятельности подробно описанный в пункте № 3

2. Психолого-педагогический  портрет класса (группы) обучающихся  (воспитанников), являющихся базой  для формирования представляемого  педагогического опыта

Внедрение опыта работы со старшими дошкольниками проходило  в ст. гр. МБДОУ ДСОВ № 35. Перед  началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого  были выявлены следующие данные:

Проанализировав в целом  результаты мониторинга, я пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании учебного материала.

Отсюда вытекает необходимость  расширить и углубить знания о  данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников