Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа
Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .
Детское экспериментирование,
в отличие от экспериментирования
школьников, имеет свои особенности.
Оно свободно от обязательности, нельзя
жестко регламентировать продолжительность
опыта. Необходимо учитывать то, что
дошкольникам трудно работать без речевого
сопровождения (т.к. именно в старшем
дошкольном возрасте наглядно–образное
мышление начинает заменяться словесно–логическим
и когда начинает формироваться
внутренняя речь, дети проходят стадию
проговаривания своих действий вслух),
нужно учитывать также
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
3.4.Результативность
В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:
3.5. Новизна
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
3.6. Технологичность
Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога, а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области,.
Педагоги всегда могут
воспользоваться параметрами
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Опираясь на вышеописанное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.
И именно поэтому тема опытно- экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно:
На 1-м подготовительном я изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении . выдели актуальность изучения данной проблемы и исходя из ( см. пункт 1.1., 1.2., 3.1.,3.3..)
А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные решить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.
Цели:
Задачи:
1 этап
Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:
1.2. Разработала и провела диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. ( см. приложение)
Данные диагностики наглядно
показали, что у детей нет устойчивого
интереса к экспериментальной
Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики. или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.
1.3.На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
1.4. Наметила основные формы работы с детьми .
1.5 Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов ( см. приложение ), а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования( см. приложение ) .
1.5. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:
Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.
Грамотное сочетание
материалов и оборудования в уголке
экспериментирования
1.4.Подобрала практический материал, который включает:
1-й блок . Работа с детьми:
2-й блок. Работа с родителями :
2.1. консультации для родителей по данной теме
2.2. памятки
3-й блок работа с воспитателями:
3.1. консультации
2.1 Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где
реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.
Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.
А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?
Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?
Я не торопилась с ответом, а способствовала тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумывала организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживали рассаду и семена на грядке ДОУ , дополнили уголок природы комнатными растениями,
Привлекая детей в уголок природы, я решали задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.
Особую значимость для
организации самостоятельной
Рассмотрим несколько примеров:
- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ
«Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).
- Какую задачу мы решали?
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.
- Какой вывод должны сделать дети?
Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.
- После ознакомления детей
со свойствами магнита
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.
Совместная деятельность
наиболее привлекательная для нас
форма организации работы с детьми
по опытно -экспериментальной
- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
- продолжение работы по
расширению представлений о
- свобода действий, как
для меня, так и для детей
(возможность отойти от
- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
- в процессе экспериментальной
деятельности дети получают
- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).
Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников