Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа

Описание работы

Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Содержание работы

Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117

Файлы: 1 файл

ОПЫТ РАБОТЫ.docx

— 509.71 Кб (Скачать файл)

В остальных случаях лучше  проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .

 

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования  школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность  опыта. Необходимо учитывать то, что  дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем  дошкольном возрасте наглядно–образное  мышление начинает заменяться словесно–логическим  и когда начинает формироваться  внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка  на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры  на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя  и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В  любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее  познавательной ценности.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что  они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить  чёткой границы между обыденной  жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут  жить.

3.4.Результативность

В начале проведения опыта  работы мною были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

3.5. Новизна

Новизной данного опыта  является комплексное использование  элементов ранее известных и  современных методик детского экспериментирования И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. 

3.6. Технологичность

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области,.

 Педагоги всегда могут  воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе                  « Приложение» поможет педагогам   разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы  .

 

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

 

Опираясь на вышеописанное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

И именно поэтому тема опытно- экспериментальной деятельности в  старшем дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно:

На 1-м подготовительном я изучила   теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в расширении поля деятельности в данном направлении . выдели актуальность изучения данной проблемы и исходя из ( см. пункт 1.1., 1.2., 3.1.,3.3..)

А учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною были выделены  следующие цели и задачи,  призванные решить данный пробел в непосредственно образовательной деятельности дошкольников.

Цели:

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

 

1 этап 

    1. Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. ( см. пункт 1.1., 1.2., 3.1.,3.3..)

 

Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:

  • Программу по экологическому образованию дошкольников                          «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой,
  • Занимательные опыты и эксперименты                                                            «Неизведанное рядом» О.В.Дыбиной .Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.

1.2. Разработала  и провела  диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. ( см. приложение)

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого  интереса к экспериментальной деятельности

Дети  испытывали затруднения по многим параметрам диагностики. или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

 

1.3.На  основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила  цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

1.4. Наметила основные формы работы с детьми .

1.5 Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов ( см. приложение ), а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования( см. приложение ) .

1.5. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила уголок « Юный исследователь»,  который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), 
  • природный материал (камешки, песок, семена и т.п),
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
  • прочие материалы - лупы, термометры…

Значительную часть такого оборудования  я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли  из дома.

Грамотное сочетание  материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного  опыта.

1.4.Подобрала   практический материал,  который включает:

1-й блок . Работа  с детьми:

    1. конспекты НОД с элементами экспериментирования
    2. перспективный план по проведению непосредственно опытов  и экспериментов
    3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
    4. картотеку опытов и экспериментов

2-й блок. Работа  с родителями :

2.1. консультации для родителей  по данной теме

2.2. памятки 

3-й блок работа  с воспитателями:

3.1. консультации

  1. Этап- основной

2.1 Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала свою последующую работу, где

реализация  поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

    • занятия
    • самостоятельная деятельность детей
    • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее знания и представления.

 

Предлагаю  подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

 

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме,  чтобы решить все поставленные задачи. 

 

А опыты напоминают детям  «фокусы», они необычны, а, главное  – дети все проделывают сами и  испытывают от своих маленьких и  больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они  открыли для себя что-то новое -  «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

 

После занятий  у детей  возникает множество вопросов, в  основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?

Почему  варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?        

Я  не торопилась  с ответом, а способствовала   тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумывала организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

 

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживали рассаду  и семена на грядке  ДОУ , дополнили  уголок природы комнатными растениями,

Привлекая детей  в уголок природы, я   решали  задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Особую значимость для  организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей  среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько  примеров: 

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после  ознакомления со  свойствами  воды, чтения рассказ 

«Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу  мы  решали?

Познакомить с  тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся  в ней предметы на поверхность.

  • Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей  со свойствами магнита случайно  на глазах детей роняли  скрепки  в таз с водой. Как достать  их из воды, не намочив рук? 

  • «Чудесная коробка» с  предметами
  • Совместное начинание

После того, как у детей  сформировались навыки самостоятельной  деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

 

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас  форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного  (усвоенного) материала;

- продолжение работы по  расширению представлений о предметах  и явлениях;

- свобода действий, как  для меня, так и для детей  (возможность отойти от намеченного  плана);

- роль педагога носит  гибкий характер (ведущий, партнер);

-  в процессе экспериментальной  деятельности дети получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).     

- Организую   работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали  личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников