Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа

Описание работы

Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Содержание работы

Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117

Файлы: 1 файл

ОПЫТ РАБОТЫ.docx

— 509.71 Кб (Скачать файл)

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с  небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов  детей.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов  начиналась с определения  текущих дидактических задач. Затем выбирала объект, с которым знакомились   заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно  осваивала технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить  опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в  словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.

 

Решение задач  можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я  по необходимости оказываю помощь, советую , интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты -  дети

 самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить  и спрятать оборудование, протереть  столы, убрать мусор и вымыть  руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими  факторами:

  • Особенностями изучаемого явления,
  • Наличием свободного времени,
  • Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  • Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных  и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

 Или: «Ребята, Коля  спрашивает, нужно ли сегодня  поливать цветы, как проверить?»,  «Ребята, Женя говорит, что  под снегом травы нет, а Лена  считает, что есть. Как это узнать?» 

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные  цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство  вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у  детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

    • Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое  сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите начатые  мною предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

А теперь подумайте  и назовите сходства этих цветов:

- зеленые;

- цветут;

- требуют умеренного полива;

- размножаются делением  куста или листовыми черенками.

А сейчас назовите различия:

- в размерах;

- в окраске листьев;

- в форме листьев;

- в форме и цвете  цветов;

- в отношении к свету.

Другой пример,

  • обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем вам сравнить свойства самых распространенных объектов  для наблюдений – это снег, вода и лед.

Мы  предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что  тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как  изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Данная  работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы  его мама и папа поддерживали его  интересы, поэтому мы привлекаем родителей  к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и  у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы» и  др.

В конце года я провела повторное обследование детей. Опираясь на данные графика, я планирую выстраивать  свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Диагностика показала динамику развития любознательности:

Количественные данные  позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для  меня, поэтому я считаю, что в  детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование  не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

И хочется  закончить свой доклад китайским  изречением:

То, что я услышал, я забыл.

 

То, что я увидел, я помню.

 

То, что я сделал, я знаю!

 

Литература

 

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  7. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
  10. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  11. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 8.
  12. Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика

 

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и  ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать  объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные  факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

Бабенко Арина

С

В

Н

С

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

С

В

2

Березовская Саша

Н

С

Н

С

Н

В

С

В

Н

С

Н

С

С

В

С

В

3

Веревкина Лера

С

В

С

В

С

В

Н

В

С

В

Н

С

Н

С

С

В

4

Гладких Юля

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

Н

С

Н

С

5

Давиденко Даша

Н

С

С

В

Н

С

С

В

С

В

С

В

Н

С

Н

С

6

Деревянец Карина

Н

С

Н

С

Н

С

С

В

С

В

Н

В

Н

С

С

В

7

Камышникова Настя

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

С

В

В

В

С

В

8

Карнаухов Витя

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

Н

С

С

В

9

Каштан Влад

В

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

В

В

Н

С

С

В

10

Кисилев Богдан

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

11

Коломиец Герман

С

В

Н

С

С

В

С

В

С

В

С

В

Н

С

С

В

12

Коротков Юра

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

С

В

13

Клименко Юля

Н

В

С

В

С

В

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

С

В

14

Лахно Дима

С

В

С

В

Н

С

С

В

Н

<p class="Table_0020G


Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников