Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа
Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирала объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивала технику экспериментирования, если она мне не знакома.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.
Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую , интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети
самостоятельно наводят
порядок на рабочем месте (
Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:
Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»
Или: «Ребята, Коля
спрашивает, нужно ли сегодня
поливать цветы, как проверить?
Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.
Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:
«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).
Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).
Закончите начатые мною предложения:
У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…
Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…
Щучий хвост более теневынослив, чем…
А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:
- зеленые;
- цветут;
- требуют умеренного полива;
- размножаются делением куста или листовыми черенками.
А сейчас назовите различия:
- в размерах;
- в окраске листьев;
- в форме листьев;
- в форме и цвете цветов;
- в отношении к свету.
Другой пример,
Опять же, предлагаем вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.
Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;
Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);
Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:
Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).
Снега и льда (не взаимодействуют).
Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).
Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».
Большой популярностью и
у детей и у родителей
«Наши домашние питомцы» и др.
В конце года я провела повторное обследование детей. Опираясь на данные графика, я планирую выстраивать свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.
Диагностика показала динамику развития любознательности:
Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
И хочется закончить свой доклад китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Литература
Приложение
Приложение № 1
Диагностика
Диагностика
№ |
Фамилия имя ребенка |
Умение видеть и выделять проблему |
Умение принимать и ставить цель |
Умение решать проблемы |
Умение анализировать объект или явление |
Умение выделять существенные признаки и связи |
Умение сопоставлять различные факты |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
Умение делать выводы | |||||||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. | |||||||
1 |
Бабенко Арина |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В | |||||
2 |
Березовская Саша |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
В | |||||
3 |
Веревкина Лера |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В | |||||
4 |
Гладких Юля |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С | |||||
5 |
Давиденко Даша |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С | |||||
6 |
Деревянец Карина |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
Н |
В |
Н |
С |
С |
В | |||||
7 |
Камышникова Настя |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
С |
В | |||||
8 |
Карнаухов Витя |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В | |||||
9 |
Каштан Влад |
В |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
В |
В |
Н |
С |
С |
В | |||||
10 |
Кисилев Богдан |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С | |||||
11 |
Коломиец Герман |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В | |||||
12 |
Коротков Юра |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
В | |||||
13 |
Клименко Юля |
Н |
В |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
Н |
С |
С |
В |
Н |
С |
С |
В | |||||
14 |
Лахно Дима |
С |
В |
С |
В |
Н |
С |
С |
В |
Н |
<p class="Table_0020G |
Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников