Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа

Описание работы

Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Содержание работы

Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117

Файлы: 1 файл

ОПЫТ РАБОТЫ.docx

— 509.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.Педагогический  опыт

31.Актуальность опыта работы.


Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем  больше опыта тем больше способна она рассуждать”.


Изучив теоретический  материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В настоящее время в  стране активно происходит процесс  качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные  формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный  процесс.

 

Дошкольное образование  призвано обеспечить саморазвитие и  самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе  является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся  в познавательном интересе.

 

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов  познания закономерностей и явлений  окружающего мира является метод экспериментирования. 

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных  понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности ,позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить  интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления  о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с  другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как  постоянно возникает необходимость  совершать операции анализа и  синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость  давать отчёт об увиденном, формулировать  обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка  с новыми фактами, но и накоплением  фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как  умственные умения.

 

Детское экспериментирование  тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием  речи (умение чётко выразить свою мысль  облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

Связь детского экспериментирования  с изобразительной деятельностью  тоже двусторонняя. Чем сильнее будут  развиты изобразительные способности  ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован  результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок  изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной  деятельности.

 

Не требует особого  доказательства связь экспериментирования  с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость  считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт  математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные  ощущения возникают у ребёнка  при лишении возможности загружать  свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом  потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя  багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий  при невозможности открывать  что – то новое ежедневно и  ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают  их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение  возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться  в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое  внедрение метода организованного  и контролируемого детского экспериментирования  – дома и в детском саду.

 Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

 

3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и описании педагогического опыта.

 

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов  познания закономерностей и явлений  окружающего мира является метод  экспериментирования.

 

Метод – это  система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих  и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных  задач.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Оно выступает как метод  обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может  рассматриваться как форма организации  педагогического процесса. Вместе с  тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

 

Но помимо использования  в работе с детьми непосредственно  метода экспериментирования, который  является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной  деятельности с детьми я использовала так же  следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ –  относится к наглядным методам  и является одним из основных, ведущих методов дошкольного  обучения. В зависимости от характера  познавательных задач в практической  деятельности  мы  использовали  наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов  и явлений;

– за изменением и преобразованием  объектов;

Из практических методов  обучения мы использовали следующие:

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из СЛОВЕСНЫХ  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие:

Рассказы воспитателя.

Основная задача этого  метода – создать у детей яркие  и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

Рассказы детей.

Этот метод направлен  на совершенствование знаний и умственно—речевых  умений детей.

Беседы.

Беседы применяются для  уточнения, коррекции знаний, их обобщения  и систематизации.

Также в работе с детьми мы использовали различные ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

Принципы  составления опыта:

  1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-  содержание работы  соответствует основным положениям  возрастной психологии  и дошкольной  педагогики, при этом имеет возможность  реализации в практике дошкольного  образования.

  1. Принцип целостности:

     - основывается  на комплексном принципе построения  непрерывности и  

        непрерывности  процесса поисково-исследовательской  деятельности;

     - предусматривает  решение программных задач в совместной деятельности   педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает  единство воспитательных, развивающих  и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

     - предполагает  повторяемость тем во всех  возрастных группах и позволяет  детям  применить усвоенное  и познать новое на следующем  этапе развития;

    - формирует у  детей динамические стереотипы  в результате многократных повторений.

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает  реализацию идеи приоритетности  самоценного детства, 

       обеспечивающей  гуманный подход к целостному  развитию личности ребенка-дошкольника  и обеспечению готовности личности  к дальнейшему ее развитию;

      - обеспечивает  психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности    ребенка.

  1. Принцип доступности:

     - предполагает  построение процесса обучения  дошкольников на адекватных 

        возрасту  формах работы с детьми;

    - предусматривает  решение программных задач в  совместной деятельности  взрослых  и детей и самостоятельной  деятельности воспитанников;

  1. Принцип активного обучения:

     - предполагает  не передачу детям готовых  знаний, а организацию такой детской   деятельности, в процессе которой  они сами делают «открытия», узнают  новое  путем решения доступных  проблемных задач;

    - обеспечивает  использование активных форм  и методов обучения дошкольников,  пособствующих развитию  у детей  самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает  «выращивание» у дошкольников  способности переносить ранее   сформированные навыки в ситуации  самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

    - предусматривает  получение положительного результата  проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

 

Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики. Психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА ,Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой и пр.

 

Н.Н. Поддъяков , в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

1.  постановка проблемы;

2.  поиск путей решения  проблемы;

3.  проведение наблюдения;

4.  обсуждение увиденных  результатов;

5.  формулировка выводов.

 

Эксперименты  бывают:

  • индивидуальные или групповые
  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру  мыслительных операций эксперименты могут  быть различными:

 

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу  применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников