Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:14, творческая работа
Условие возникновения, становления опыта работы. Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование , дети познают мир через собственные ощущения.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Сведения об авторе с. 3
Литературный обзор состояния вопроса. с. 3
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике с. 3
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении с. 5
2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта с. 6
3.Педагогический опыт с. 7
3.1.Актуальность опыта работы с. 7
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта с. 9
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте с.13
3.4.Результативность с.14
3.5. Новизна с.15
3.6. Технологичность с.15
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта с.15
Литература с.24
Приложение с.25
Приложение № 1. Диагностика с.26
Приложение № 2 Перспективный план работы на учебный год по опытно - экспериментальной деятельности с.31
Приложение № 3 . Картотека опытов и экспериментов – с.37
Приложение № 4 Перспективный план работы ( непосредственно образовательная деятельность, работа с родителями, работа с воспитателями)- с. 56
Приложение № 5Конспекты непосредственно – образовательной деятельности с .58
Приложение № 6Работа с родителями с.107
Приложение №7Работа с воспитателями с.117
3.Педагогический опыт
31.Актуальность опыта работы.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В настоящее время в
стране активно происходит процесс
качественного обновления образования,
усиливается его
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Развиваясь как деятельность,
направленная на познание и преобразование
объектов окружающей действительности,
детское экспериментирование
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности ,позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Эксперименты положительно
влияют на эмоциональную сферу ребёнка,
на развитие его творческих способностей,
они дают детям реальные представления
о различных сторонах изучаемого
объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой
обитания. В процессе эксперимента
идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются
его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования
с изобразительной
Не требует особого
доказательства связь экспериментирования
с формированием элементарных математических
представлений. Во время проведения
опыта постоянно возникает
Как узнать, что происходит
с каждым из окружающих ребёнка предметов?
Всё надо обследовать по всем анализаторам,
а все полученные при этом данные
вносятся в память. К сожалению, многие
взрослые не задумываются, какие мучительные
ощущения возникают у ребёнка
при лишении возможности
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
3.2. Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта.
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Оно выступает как метод
обучения, если применяется для передачи
детям новых знаний. Оно может
рассматриваться как форма
Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ –
относится к наглядным методам
и является одним из основных,
ведущих методов дошкольного
обучения. В зависимости от характера
познавательных задач в
– распознающего характера,
в ходе которых формируются знания
о свойствах и качествах
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения мы использовали следующие:
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие:
Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы.
Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Также в работе с детьми мы использовали различные ФОРМЫ работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Принципы составления опыта:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы
соответствует основным
- основывается
на комплексном принципе
непрерывности
процесса поисково-
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает
повторяемость тем во всех
возрастных группах и
- формирует у
детей динамические стереотипы
в результате многократных
- предполагает
реализацию идеи
обеспечивающей
гуманный подход к целостному
развитию личности ребенка-
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- предполагает
не передачу детям готовых
знаний, а организацию такой детской
деятельности, в процессе которой
они сами делают «открытия», узнают
новое путем решения
- обеспечивает
использование активных форм
и методов обучения
- предусматривает
«выращивание» у дошкольников
способности переносить ранее
сформированные навыки в
- предусматривает
получение положительного
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.
Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики
Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики. Психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА ,Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой и пр.
Н.Н. Поддъяков , в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Эксперименты бывают:
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
Информация о работе Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников