Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у д

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В, А.А. Люблинская, Т.А. Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия пространства у детей дошкольного возраста.
Методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика опытно – экспериментальной работы.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Выводы
Библиография.

Файлы: 1 файл

Развитие ориентировки в пространстве.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего    дошкольного возраста.

    1. Особенности восприятия пространства у детей дошкольного возраста.
    2. Методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
    3. Использование нетрадиционных форм по математике  в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике  в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика опытно –  экспериментальной работы.

2.2 Анализ результатов  констатирующего эксперимента.

Выводы

Библиография.

Приложение

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение  местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка  отсчета; понимание перемещения  с точкой отсчета «от себя»; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.

Проблема пространственной ориентировки необычайно многогранна.

Различные ее аспекты рассмотрены  в общей психологии и педагогике рядом исследователей (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, О.И. Галкина, Н.И. Голубева, Т.В. Ендовицкая, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, И. Ломпшер, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, Ф.Н. Шемякин и др.).

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для  всех сторон деятельности человека, охватывая  различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное  развитие ребенка невозможно без  развития у него способности к  ориентировке в пространстве. Изучавшие  пространственные представления и  ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В, А.А. Люблинская, Т.А. Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание развитию ориентировки в пространстве. Т. Мусейибова занималась изучением генезиса отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. И. С. Фрейдкин изучал вопросы ознакомления дошкольников с некоторыми элементами перемещения тел в пространстве, А. А. Люблинская рассматривала особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста, однако нам не удалось найти работ, полностью посвященных использованию метода моделирования и схем в процессе формирования ориентировки в пространстве.

Проблема исследования: какие нетрадиционные формы обучения математике эффективны в работе по формированию ориентировке в пространстве детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - определение эффективности нетрадиционных форм обучения педагогических условий, при которых формирование ориентировки в пространстве станет наиболее эффективным.

Гипотеза исследования: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если в процессе организации задания воспитатель:

  1. Использует нетрадиционные формы работы на занятиях по математике,
  2. отбирает формы работы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей,
  3. усложняет задания в процессе усвоения учебного материала.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть психолого-педагогические понятия: пространство, ориентировка в пространстве, занятие.
  2. Определить особенности методики по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений.

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В  ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    1. Особенности восприятия ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

 

Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений - одна из наиболее сложных  и актуальных научных проблем, поскольку  ориентировка в пространстве как  психологический феномен в его  разнообразных формах играет важнейшую  роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.

Согласно математическому  словарю, пространство – это «множество, между элементами которого определены некоторые соотношения, аналогичные обычным пространственным соотношениям. Множество всех n-мерных точек составляет n-мерное пространство»

Ориентация, согласно Словарю  по общественным наукам, - способность  субъекта действия:

- вычленять объекты из  окружающей среды (познавательная  или когнитивная ориентация);

- различать объекты, имеющие  значение для удовлетворения  его потребностей (катектическая ориентация);

- производить сравнительную  оценку объектов в плане направленности  действий (оценочная ориентация).

Б.Г. Ананьев, В.А. Кручинин, И.С. Якиманская и другие исследователи, рассматривающие данную проблему, подчеркивают универсальное значение ориентировки в пространстве для всех сторон деятельности человека. Ее универсальность для человека связана с тем, что она «... является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности»[по: 1, С - 8].

Многие исследователи (А.А. Люблинская, 1959; А.Г. Литвак, 1972; М.Н. Наумов, 1980; Е.Б. Островская, 1971 и др.) разделяют точку зрения на пространственную ориентировку как на способность человека определять свое местоположение, а также других объектов в пространстве относительно какой- либо системы отсчета, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.

Так, Ф.Н. Шемякин подразумевает  под ориентацией в пространстве «... уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что то же, по отношению друг к другу» [по 15.С 36].

Суть ориентации в пространстве, по мнению Е Иванова заключается в реализации взаимосвязанных факторов, наиболее важными из которых являются:

• определение формы и  величины предметов;

• определение своего местоположения по отношению к другим предметам  или сторонам горизонта;

• определение положения  или перемещения предметов по отношению друг к другу;

• использование каких-либо ориентиров или систем отсчета;

 • получение информации  об окружающей действительности  с помощью различных органов  чувств[3].

О.Л. Алексеев (1992) отмечает, что само познание среды является частью ориентировки: «... в понятие ориентировки включается не только выбор направления передвижения и взаимоориентация в пространстве, но также исследование свойств как самого пространства, так и объектов, его наполняющих» [13].

Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.

Первой и важнейшей  предпосылкой для образования и  развития восприятия пространства и  основой ориентировки в окружающей действительности ученые считают накопление чувственных знаний о предметах  окружающего мира. Чувственное познание пространства расширяется пропорционально  накоплению жизненного опыта и знаний о предметах окружающего мира.

Другим важным положением, вытекающим из работ названных выше исследователей, является то, что восприятие пространства возникает и развивается  в результате не созерцательного, а  действенного отношения человека к  окружающему миру. Поэтому не менее  значима в практическом освоении пространства и формировании пространственных представлений активная двигательная деятельность ребенка.

Экспериментальные психологические  и физиологические исследования показали также, что пространственно-различительные функции свойственны в той  или иной мере всем органам чувств, а деятельность различных анализаторов при восприятии пространства имеет  системный характер, т.е. деятельность одного анализатора всегда соотносится  с деятельностью других, участвующих  в пространственном анализе.

Изучению процесса развития у детей раннего и дошкольного  возраста пространственной ориентировки посвящены исследования Б.Г. Ананьева, О.И. Галкиной, Н.И. Голубевой, А.В. Запорожца, А.А. Н.Н. Поддъякова и др.

Педагоги и психологи  рассматривают познание пространства как сложную активную деятельность детей, которая начинается с очень  ранних периодов их жизни.

Многие исследователи  отмечают, что зрение является важнейшим  анализатором при восприятии пространства. С первых дней жизни ребенка его  движения развиваются при ведущей  роли зрения, особенно с появлением к трем месяцам устойчивой фиксации взора. При конвергенции осей глаз на предмете ребенок начинает воспринимать его в определенном месте пространства, а по мере накопления его индивидуального  опыта - различать отношения между  предметами[15].

При этом большое значение в развитии восприятия пространства имеет хватание, сопровождаемое движением  руки по направлению к объекту. К  концу первого года жизни ребенка, с появлением зрительного ориентирования, хватание осуществляется с учетом направления  и расстояния до объекта, предварительным  приспособлением пальцев к его  пространственным особенностям.

Постепенное формирование анализаторных  систем обусловливает и постепенное  развитие ориентировки детей в окружающей среде. Взаимодействия зрения, осязания, слуха играют особую роль в этом процессе, обеспечивая в том числе развитие предметной деятельности ребенка, которая, в свою очередь, является основой развития активного осязания.

Совершенствование восприятия пространства и развитие пространственной ориентировки тесно связано с  речевым развитием ребенка. Отражение  пространства в слове знаменует  собой переход к более совершенному регулированию ориентировочных  действий ребенка и его поведения  в целом в пространстве окружающего  мира. Выделяя тот или иной признак  пространства, слово становится средством  для его анализа. «Чем точнее используемые слова определяют направление или местоположение предмета, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает отражаемые признаки в отражаемую им картину мира, тем более логичной и цельной становится она для ребенка»[6. С 132].

Овладение вербальными значениями пространственных отношений приводит к пополнению словаря малыша специальными словами, обозначающими пространственное расположение предметов, их форму и  величину, и помогает уточнению, обобщению  и дифференциации его пространственных представлений. В результате формирование у детей пространственной ориентировки идет от практической дифференциации различных направлений пространства к словесной интерпретации, к  появлению обобщенных представлений  о пространстве.

Современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных учреждений убеждают в том, что в  дошкольном возрасте дети могут усвоить  информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.

Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь:

    • освоить собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
    • ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета (от себя, от другого лица, от любых предметов);
    • ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку);
    • ориентироваться по основным пространственным направлениям, используя это как систему отсчета;
    • пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у д