Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В, А.А. Люблинская, Т.А. Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Введение
Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия пространства у детей дошкольного возраста.
Методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика опытно – экспериментальной работы.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Выводы
Библиография.
Введение Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста. 2.1 Методика опытно – экспериментальной работы. 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента. Выводы Библиография. Приложение
|
Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности: знание направлений пространства; определение местоположения в пространстве субъекта или какого-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета; понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»; оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.
Проблема пространственной ориентировки необычайно многогранна.
Различные ее аспекты рассмотрены в общей психологии и педагогике рядом исследователей (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, О.И. Галкина, Н.И. Голубева, Т.В. Ендовицкая, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, И. Ломпшер, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, Ф.Н. Шемякин и др.).
Ориентировка в пространстве
имеет универсальное значение для
всех сторон деятельности человека, охватывая
различные стороны его
Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание развитию ориентировки в пространстве. Т. Мусейибова занималась изучением генезиса отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. И. С. Фрейдкин изучал вопросы ознакомления дошкольников с некоторыми элементами перемещения тел в пространстве, А. А. Люблинская рассматривала особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста, однако нам не удалось найти работ, полностью посвященных использованию метода моделирования и схем в процессе формирования ориентировки в пространстве.
Проблема исследования: какие нетрадиционные формы обучения математике эффективны в работе по формированию ориентировке в пространстве детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - определение эффективности нетрадиционных форм обучения педагогических условий, при которых формирование ориентировки в пространстве станет наиболее эффективным.
Гипотеза исследования: формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если в процессе организации задания воспитатель:
Задачи исследования:
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений.
Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений - одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.
Согласно математическому словарю, пространство – это «множество, между элементами которого определены некоторые соотношения, аналогичные обычным пространственным соотношениям. Множество всех n-мерных точек составляет n-мерное пространство»
Ориентация, согласно Словарю по общественным наукам, - способность субъекта действия:
- вычленять объекты из
окружающей среды (
- различать объекты, имеющие значение для удовлетворения его потребностей (катектическая ориентация);
- производить сравнительную
оценку объектов в плане
Б.Г. Ананьев, В.А. Кручинин, И.С. Якиманская и другие исследователи, рассматривающие данную проблему, подчеркивают универсальное значение ориентировки в пространстве для всех сторон деятельности человека. Ее универсальность для человека связана с тем, что она «... является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности»[по: 1, С - 8].
Многие исследователи (А.А. Люблинская, 1959; А.Г. Литвак, 1972; М.Н. Наумов, 1980; Е.Б. Островская, 1971 и др.) разделяют точку зрения на пространственную ориентировку как на способность человека определять свое местоположение, а также других объектов в пространстве относительно какой- либо системы отсчета, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем.
Так, Ф.Н. Шемякин подразумевает под ориентацией в пространстве «... уяснение и определение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам, или, что то же, по отношению друг к другу» [по 15.С 36].
Суть ориентации в пространстве, по мнению Е Иванова заключается в реализации взаимосвязанных факторов, наиболее важными из которых являются:
• определение формы и величины предметов;
• определение своего местоположения по отношению к другим предметам или сторонам горизонта;
• определение положения или перемещения предметов по отношению друг к другу;
• использование каких-либо ориентиров или систем отсчета;
• получение информации
об окружающей
О.Л. Алексеев (1992) отмечает, что само познание среды является частью ориентировки: «... в понятие ориентировки включается не только выбор направления передвижения и взаимоориентация в пространстве, но также исследование свойств как самого пространства, так и объектов, его наполняющих» [13].
Работы таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, О.Н. Галкина, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин, И.С. Якиманская и др. имеют принципиальное значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.
Первой и важнейшей предпосылкой для образования и развития восприятия пространства и основой ориентировки в окружающей действительности ученые считают накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира. Чувственное познание пространства расширяется пропорционально накоплению жизненного опыта и знаний о предметах окружающего мира.
Другим важным положением, вытекающим из работ названных выше исследователей, является то, что восприятие пространства возникает и развивается в результате не созерцательного, а действенного отношения человека к окружающему миру. Поэтому не менее значима в практическом освоении пространства и формировании пространственных представлений активная двигательная деятельность ребенка.
Экспериментальные психологические
и физиологические исследования
показали также, что пространственно-
Изучению процесса развития у детей раннего и дошкольного возраста пространственной ориентировки посвящены исследования Б.Г. Ананьева, О.И. Галкиной, Н.И. Голубевой, А.В. Запорожца, А.А. Н.Н. Поддъякова и др.
Педагоги и психологи рассматривают познание пространства как сложную активную деятельность детей, которая начинается с очень ранних периодов их жизни.
Многие исследователи отмечают, что зрение является важнейшим анализатором при восприятии пространства. С первых дней жизни ребенка его движения развиваются при ведущей роли зрения, особенно с появлением к трем месяцам устойчивой фиксации взора. При конвергенции осей глаз на предмете ребенок начинает воспринимать его в определенном месте пространства, а по мере накопления его индивидуального опыта - различать отношения между предметами[15].
При этом большое значение в развитии восприятия пространства имеет хватание, сопровождаемое движением руки по направлению к объекту. К концу первого года жизни ребенка, с появлением зрительного ориентирования, хватание осуществляется с учетом направления и расстояния до объекта, предварительным приспособлением пальцев к его пространственным особенностям.
Постепенное формирование анализаторных систем обусловливает и постепенное развитие ориентировки детей в окружающей среде. Взаимодействия зрения, осязания, слуха играют особую роль в этом процессе, обеспечивая в том числе развитие предметной деятельности ребенка, которая, в свою очередь, является основой развития активного осязания.
Совершенствование восприятия
пространства и развитие пространственной
ориентировки тесно связано с
речевым развитием ребенка. Отражение
пространства в слове знаменует
собой переход к более
Овладение вербальными значениями
пространственных отношений приводит
к пополнению словаря малыша специальными
словами, обозначающими пространственное
расположение предметов, их форму и
величину, и помогает уточнению, обобщению
и дифференциации его пространственных
представлений. В результате формирование
у детей пространственной ориентировки
идет от практической дифференциации
различных направлений
Современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных учреждений убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.
Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь: