Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В, А.А. Люблинская, Т.А. Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Введение
Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия пространства у детей дошкольного возраста.
Методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика опытно – экспериментальной работы.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Выводы
Библиография.
Параллельно идёт работа по уточнению и употреблению предложных форм, обозначающих пространственные отношения.
Большое значение на этом этапе коррекции уделяется письму отдельных букв, а затем и целых слов, с опорой на моторный двигательный образ «письма» букв и слов в воздухе, на парте, красками на листе бумаги, письмо закрытыми глазами (метод актуализации моторного образа буквы). При этом ребенок должен «оречевлять» направления выполняемые его рукой, что в свою очередь помогает при выполнении этого задания. При выполнении любого задания общим будет принцип - осознанного действия ребенком, опора и мобилизация всех сохранных функций анализаторов. Обязательно направление работы - «от простого к сложному» с участием внешней речи.
Заключение
Среди различных пространственных отношений, которые ребенок познает уже в период дошкольного детства, следует особо выделить отношения между предметами - их размещенность в пространстве по признаку расположения относительно друг друга. Распознавание этих отношений (восприятие и понимание их, изменение или учет в собственной деятельности) - важнейший компонент в комплексе пространственных категорий, знание которых необходимо человеку при ориентировке в пространстве.
Более того, знание пространственных отношений между предметами, как свидетельствуют данные исследований, ведет к более глубокому и полному познанию ребенком окружающей действительности. Через внешне воспринимаемые пространственные отношения перед ребенком раскрываются смысловые связи причинные, целевые, следственные. Тем самым ориентировка в пространственных отношениях между предметами способствует изменению познавательной деятельности.
В своей работе мы попытались раскрыть психолого-педагогические понятия: пространство, ориентировка в пространстве, занятие. Кроме того, нами были определены особенности методики по формированию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Библиография