Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у д

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В, А.А. Люблинская, Т.А. Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности восприятия пространства у детей дошкольного возраста.
Методика формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика опытно – экспериментальной работы.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Выводы
Библиография.

Файлы: 1 файл

Развитие ориентировки в пространстве.docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Большую пользу приносит игровое  упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну, из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.

Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в  книге, необходимо учить их осмысливать  положение каждого предмета и  его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.

Таким образом, в старшем  дошкольном возрасте на занятиях большое  внимание уделяют формированию пространственных представлений.

1.3.Методы и формы ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных математических формах работы

 

Из нетрадиционных форм работы по формированию ориентировки в пространстве можно выделить метод моделирования  и схем.

Метод моделирования, разработанный  Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования  лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность  к замещению формируется у  детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также  при освоении речи, в изобразительной  деятельности.

В дошкольном обучении применяются  разные виды моделей [8]. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в  которых существенные признаки и  связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

В старшей группе дети должны научиться свободно, ориентироваться  в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо  или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного  расположения геометрических фигур  по отношению друг к другу.

Конструирование (моделирование) является одним из важнейших и  интереснейших видов детской  деятельности. К сожалению, сейчас конструированию  родители отводят незначительное место  в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор – большая редкость в наборе детских игрушек. Конструктивная деятельность, несомненно, важна в  общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению  важнейшего умственного действия –  наглядного моделирования. Конструирование  развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного  мира, как форма, пространственные и  размерные отношения, понимать некоторые  существенные зависимости структуры  предмета от его функции, создавать  новые, оригинальные образы.

Сначала дети научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее – в трех), что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное – создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы в материале. Более того, они поймут и символическую сторону конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры), поэтому замок Золушки у них будет «добрым, веселым», а избушка Бабы Яги, конечно, «злой»; такое понимание обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.

Необходимо учитывать, что  использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель отбирает задания  в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение  знаний, развитие ориентировки, активизация  психических процессов, устанавливает  соответствие отобранного задания  программным требованиям воспитания и обучения детей старшего дошкольного  возраста, учитывает индивидуальные особенности детей, смотрит, чтобы  задание было интересным, привлекала внимание детей.

Пространственные  ориентировки включают в два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой - ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Дифференциация «правого» и» левого» возникает в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки.

Развитие представлений о «схеме тела». На этом пути важно определить ведущую руку. От того какая рука главная, будет зависеть постановка схемы коррекционного воздействия, кроме этого необходимо учитывать словарный запас ребёнка и расширять его по мере необходимости;

  • покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз;
  • закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью, а что находится сбоку от носа;
  • где у тебя плечи, левое плечо, что находится под шеей;
  • поднять «главную» руку (это левая либо правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария), объяснить ребенку, что название рук не меняется, меняется только их «главность»;
  • поднять вторую руку, определить ее название; поднять то левую, то правую руку;
  • закрепление дифференциации рук с помощью схемы - подойти, приложить кисть руки, определить ее название;
  • соотнесение части тела с правой рукой, назвать их (правая нога, правая щека, правое ухо);
  • соотнесение с левой рукой, назвать части тела (левое колено, левая бровь);
  • показать: левой рукой правую бровь, левую ногу и т.д.;
  • что находится выше кисть или локоть руки? (Анализ положения рук относительно собственного тела); Продолжительность работы зависит от появления уверенности ориентировки у ребенка в собственном теле.

Ориентировка  детей в окружающем пространстве, развивается также в определенной последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-низ), затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Ребенок определяет его (положение) в том случае, если предметы расположены сбоку, т.е. ближе к той или иной руке. При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Работа предусматривает использование следующих методов, упражнений:

  • скажи, где находится конфета - на столе, а где она будет находиться сейчас (переместить конфету под стол), переместить её на стол и накрыть коробкой; где теперь конфета;
  • переместить конфету за коробку, перед коробкой и определить её положение;
  • поместить конфету сбоку от коробки, определить место её положения;
  • определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. Например: покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева от тебя; скажи, где находится шкаф, окна, дверь, стул. Ребенок при этом должен сидеть, или стоять так, чтобы все эти предметы находились слева или справа;
  • определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку. Например: покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева от тебя. При затруднениях, следует уточнить, что справа, это значит ближе к правой руке, По аналогии - с левой рукой. Ребёнок может вытянуть какую-либо руку в сторону и назвать находящиеся предметы, в этой стороне;
  • определение пространственных отношений между 2-3 предметами или изображениями. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее у правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки. Ответить на вопрос: «где находится книга, справа или слева от тетради?». Стоя в строю назвать, кто стоит за ребёнком, после него, через два человека от него спереди или сзади. Определить части тела у ребёнка стоящего перед вызванным учеником;
  • посмотреть в зеркало и показать названную логопедом часть тела. Определить на рисунке, куда направлены руки у человечков, какого человечка не хватает на рисунке

В дальнейшем выполняются  задания по инструкции: - положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги. Ответить на вопрос, где находится  карандаш по отношению к тетради - справа или слева; положи книгу  перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку, и т.д. Потом, следует этап «оречевления» пространственных отношений, этот момент представляет собой (пространственно-временные отношения). Ребёнок учится понимать и использовать предлоги и слова. Хорошо на данном этапе использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы. Сначала мы работаем над формированием пространственных представлений и понятий учащегося на уровне понимания и показа. Затем ребёнок использует возможность самому употреблять предлоги и составлять речевые конструкции.

  • на полках находятся разные предметы, покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом;
  • скажи, где стоит лампа, где находится стол по отношению к лампе, где лежат книги по отношению к лампе;
  • на рисунке изображены геометрические фигуры, скажи, как расположены они по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что с лева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше;
  • сравни два предмета: какие они (используются сравнительные прилагательные (мяч большой, мяч маленький, резиновый, желтый, красный, стул жесткий, стул мягкий, и т.д.);
  • назови слова с противоположным значением: лимон кислый, а сахар …., день холодный и день …., карандаш короткий, а линейка …;
  • глядя на рисунок, покажи, где мишка Саши, а где Сашин мишка; где изображен дедушка Вани, а где дедушкин Ваня (развитие пассивных речевых конструкций, пространственно-временных, причинно-следственных)
  • ответь, что произошло: Антон сломал карандаш, который ему подарила мама; кто кого перевозил: пассажиры ехали в автобусе (развитие понимания сложных речевых конструкций); запомни и продолжи предложение: Света зажгла свет потому что … Мама затопила печь потому что… Перед тем умыться, нужно …

Кроме этого следует продолжать работы над определением последовательности предметов – выложить карандаши, фишки, шары, назвать их по порядку, затем в обратном порядке. Выложить полоски из цветного картона в  определенном порядке, дать ребёнку  запомнить, перечислить их, закрыть  полоски. Ученик должен попытаться воспроизвести  заданную цепочку из цветных полосок. Такое же задание можно дать в  цифровом варианте. Найти пропавшую  из ряда цифру, поставить смешанные  цифры по порядку. В процессе работы следить за речью ребёнка.

Дальше коррекционная  работа ведется в направлении  уточнения пространственного расположения фигур и букв. Задания могут  быть следующими:

  • нарисуй кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставь точку;
  • нарисовать по речевой инструкции точку, ниже крестик, справа от крестика кружок;
  • открывание «окон в домике»;
  • «прочитать» карточки со стрелками указывающими разные направления
  • обозначить на стрелке точку, от точки провести стрелки в направлении: 1 - вниз, 2 - вправо, 3-вверх
  • переместить маленькую звездочку влево, вправо, вниз, вверх, на две клетки, на одну клетку от центральной точки (центральная точка - лицо, стоит либо в центре, либо где-то в другом месте) ;
  • определить правую и левую сторону предметов, пространственные соотношения элементов, графических изображений;
  • «прочитать», в каком месте карточки находится та или иная фигурка
  • определить, в каком направлении находится «хвостик» фигурки

На этом этапе проводится и работа по устранению «зеркального» написания.

  • выделить правильно и неправильно написанные буквы; вычеркнуть «неправильные» буквы;
  • показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;
  • узнать буквы по «зеркальному» изображению;
  • найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых выполнено верно, а другое представляет зеркальное изображение;
  • назвать буквы наложенные друг на друга  ;
  • определить буквы находящиеся в перевернутом изображении;
  • прочитать «изограф» (изображение предмета состоящее из букв) ;
  • узнать написанное слово только по нижним или верхним частям букв ;
  • определить пространственные соотношения элементов графических изображений букв
  • прочитать, сколько зашифровано букв;
  • сконструировать по данному элементу буквы (или по двум элементам) как можно больше письменных букв; «перешифровать» печатные буквы в письменные;

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по использованию нетрадиционных форм по математике в процесс развития ориентировке в пространстве у д