Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы младшего школьника и роль семьи в формировании эмоционально - волевой сферы детей.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия семьи.
теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
диагностика эмоционально-волевой сферы младших дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным микроклиматом;
разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста в процессе семейного воспитания 5
1.1. Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 5
1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 10
1.3. Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 16
1.4. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом 32
Выводы по главе I 42
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 44
§ 2.1. Цели и задачи исследовательской работы 44
§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 51
§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 59
Выводы по главе II 65
Литература 70

Файлы: 1 файл

diplom_po_pedagogike_i_psikhologii.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом

§ 2.1. Цели и  задачи исследовательской работы

 

На ранних этапах формирования личности ребёнка семья играет в этом процессе определяющую роль. Но и в младшем школьном возрасте, когда к процессу воспитания присоединяется воспитательное воздействие педагогов, роль семьи всё ещё остаётся очень высока.

Цель опытно-экспериментальной части нашей работы определена как: исследование особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1) исследовать микроклимат в  семьях младших школьников;

2) определить семьи с благоприятным  и неблагоприятным для ребёнка микроклиматом;

3) провести исследование особенностей  личности детей в семьях с  различным микроклиматом;

4) определить, какой микроклимат  в семье является наиболее  благоприятным для формирования  личности ребёнка.

Работа проводилась в 3 этапа:

I. Исследование микроклимата в семьях младших школьников.

II. Исследование формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом.

III. Анализ полученных данных.

Базой проведения исследования является МОУ Кременкульская СОШ с. Харлуши. Количество человек (N) – 14 учащихся: 1 класс - 4 человека, 2 класс – 1человек, 3 класс – 2 человека, 4 класс – 7человек).

В исследовании использовались следующие  методики и тесты:

  1. Проективный тест В.К Лосевой «Рисунок семьи» на определение эмоционального и семейного благополучия ребёнка. Детям предлагается нарисовать свою семью и отметить последовательность рисования членов семьи. При этом не уточняется, что такое семья, кого рисовать. Время выполнения задания – 30 минут. После выполнения для получения дополнительной информации о семье задаются следующие вопросы:
    1. Скажи, кто тут нарисован? Кого здесь нет?
    2. Что они делают?
    3. Весело им или скучно? Почему?
    4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
    5. Кто из них самый несчастный? Почему?

Кроме того, для решения ребёнку  предлагаются 6 ситуаций: 3 из них выявляют негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные:

  1. Представь себе, что твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  2. Представь, что у тебя есть 2 билета в цирк. С кем из семьи ты бы хотел пойти вместе?
  3. Ты строишь из конструктора дом, и у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?
  4. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  5. Если у тебя не хватает одного билета на интересный фильм, кого бы ты оставил дома?
  6. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть, но вас на одного человека больше, чем надо. Кто не будет играть?

По результатам обследования дети разделены на 2 группы:

- дети из семей с благоприятным микроклиматом – на рисунке отображены все члены семьи, ребёнок благожелательно отзывается о каждом из них, с удовольствием рассказывает о домочадцах. Самым счастливым ребёнок может отмечать себя, родителей. На вопрос о том, кто самый несчастный, ребёнок даёт ответы, не отражающие общего неблагополучия в семье («Бабушка - у неё опять завяли помидоры»; «Брат – ему конфеты есть не дают»; «Папа – футбольная команда, за которую он болел, проиграла» и т.д.). В оценке негативных ситуаций ребёнок не выделяет всё время одного члена семьи, свои ответы обосновывает доброжелательно («В игру не будет играть сестрёнка – она же ещё маленькая, смотреть будет»; «В гости дед не идёт – не любит он в гости ходить»; «Мама не пойдет в кино, она всегда лучше дома будет по телефону болтать, мы часто с папой ходим»).

- дети из семей с неблагоприятным климатом – в рисунке отражены не все члены семьи (один родитель, нет братьев и сестёр) либо отражены вымышленные персонажи («Это мой старший брат, самый сильный, всех побьёт»; «Это моя собака, мы с ней всегда гуляем, она меня любит»). Рассказы о членах семьи бедны подробностями либо, наоборот, содержат очень много вымысла («Папа маму всегда на руках носит и цветы дарит, а она смеётся»; «Мне мама из командировки привезла живого крокодила, в ванной живёт»). В благоприятных ситуациях, предлагаемых для анализа, ребёнок выделяет одного члена семьи, не мотивируя свой выбор. В неблагоприятных ситуациях ребёнок также может выделять одного из членов семьи, комментируя свой выбор резко негативно [21].

 

  1. Экспертная оценка учителя по теме исследования

Экспертная оценка – это диагностический  метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических  явлений получают своё выражение  в виде оценок. Суть экспертного  оценивания состоит в формализованном  выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. В психологическом исследовании экспертные оценки выступают в качестве внешнего критерия для поверки валидности рекомендуемой системы тестов и опросников. При этом данные экспертного оценивания не анализируются и не интерпретируются как собственно диагностические. Однако метод экспертных оценок имеет самостоятельную диагностическую ценность и может включаться в систему изучения личности. Основным преимуществом метода экспертной оценки является возможность создания подробного психологического «портрета» испытуемого, его личностных особенностей как системы взаимосвязанных, взаимозависимых и компенсирующих друг друга качеств.

В нашем исследовании учителям предлагалось оценить детей в их классе по следующим критериям:

- сформированность позиции школьника  (желание ребёнка учиться, уровень  подготовки домашних заданий);

- поведение ученика в школе  (подвижность/расторможенность/заторможенность;  общительность со сверстниками, общительность с взрослыми);

- особенности успеваемости ребёнка  (работает в полную силу; на  уроках невнимателен, несобран; способности  есть, но не может их реализовать  и т.п.);

- домашняя подготовка (уроки выполняет  самостоятельно; задания делает  под контролем взрослых; домашнюю работу выполняет совместно со взрослыми);

- отношение родителей к учёбе  ребёнка (заинтересованное –  родители приходят на собрания, общаются с учителем помимо  собраний по своей инициативе, принимают участие в подготовке  внеклассных мероприятий; безразличное – родители участвуют в школьных делах ребёнка по мере необходимости, не проявляя инициативы).

Экспертов просили оценить ученика  по каждому из перечисленных критериев  по «5-ти» балльной шкале (бланк ответов  смотри в Приложении I).

По результатам экспертной оценки выделяются дети с:

- благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5);

- нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4);

- неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3) [3].

  1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»)

Цель: Изучение уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция: "Ребята, сейчас Вам  будет предложен опросник, который  состоит из вопросов о том, как  Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны".

Обработка и интерпретация результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают  с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время  как в ключе этому вопросу  соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по  всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов  теста - о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы тревожности:

1. Общая тревожность в школе  - общее эмоциональное состояние  ребенка, связанное с различными  формами его включения в жизнь  школы;

2. Переживание социального стресса  - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками);

3. Фрустрация потребности в достижении  успеха - неблагоприятный психический  фон, не позволяющий ребенку  развивать свои потребности в  успехе, достижении высокого результата и так далее;

4. Страх самовыражения - негативные  эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью  самораскрытия, предъявления себя  другим, демонстрации своих возможностей;

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей;

6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих - ориентация на значимость  других в оценке своих результатов,  поступков, и мыслей, тревога по  поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок;

7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу - особенности психофизиологической  организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного  характера, повышающие вероятность  неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями - общий негативный  эмоциональный фон отношений  со взрослыми в школе, снижающий  успешность обучения ребенка.

Оценивается:

1) Число несовпадений знаков  ("+" - Да, "-" - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%).

2) Количество учащихся, имеющих  несовпадений по определенному  фактору > 50% и > 75% (для всех  факторов).

3) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста) [3].

4) Исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.)

Детям предлагается на бланке ответов  отметить своё место по следующим  позициям: учёба в школе; отношения  со сверстниками; отношения с взрослыми; отношения в семье (бланк ответов в Приложении II).

Инструкция: перед Вами рисунки  лесенок. На нижней ступеньке стоят  самые плохие ребята – те, которые  плохо учатся, плохо ведут себя в школе, не слушаются родителей. На самой верхней ступеньке стоят  самые хорошие ребята – хорошо учатся, хорошо себя ведут, слушаются родителей. На какой ступеньке будете стоять Вы?

Выделяются дети со следующими уровнями самооценки:

- завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим;

- нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы;

- заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям.

Необходимо отметить, что завышенная самооценка для детей исследуемого возраста является более нормальной, чем заниженная. В случае выявления детей с заниженной самооценкой, на них необходимо обращать особое внимание. Возможно, такие дети нуждаются в дополнительных коррекционно – воспитательных мероприятиях.

Результаты исследований представлены в следующем параграфе [21].

 

§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным  микроклиматом

 

На первом этапе нашего исследования проводилось выделение семей  с благоприятным и неблагоприятным  микроклиматом.

 

Проективный тест «Рисунок семьи» (В.К Лосева)

По результатам обследования дети разделены на 2 группы:

- дети из семей с благоприятным микроклиматом – на рисунке отображены все члены семьи, ребёнок благожелательно отзывается о каждом из них, с удовольствием рассказывает о домочадцах (подробно критерии см. в § 2.1.).

- дети из семей с неблагоприятным климатом – в рисунке отражены не все члены семьи, либо отражены вымышленные персонажи. Рассказы о членах семьи бедны подробностями либо, наоборот, содержат очень много вымысла. В благоприятных ситуациях, предлагаемых для анализа, ребёнок выделяет одного члена семьи, не мотивируя свой выбор. В неблагоприятных ситуациях ребёнок также может выделять одного из членов семьи, комментируя свой выбор резко негативно описание также см. в § 2.1.).

Полученные результаты представлены в таблице 1 «Микроклимат в семьях детей из исследуемых групп».

Таблица 1

Микроклимат в семьях детей из исследуемых  групп

Количество

Климат в семье

Количество человек

%

благоприятный

10

71,42

неблагоприятный

4

28,57


 

Как видим из представленных в таблице 1 данных, по мнению большинства детей, их семьи могут быть отнесены к  семьям с благоприятным климатом.

Так как ребёнок может отражать действительность необъективно, данные, полученные при помощи проективного теста, дублируются данными экспертной оценки.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом