Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы младшего школьника и роль семьи в формировании эмоционально - волевой сферы детей.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия семьи.
теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
диагностика эмоционально-волевой сферы младших дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным микроклиматом;
разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста в процессе семейного воспитания 5
1.1. Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 5
1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 10
1.3. Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 16
1.4. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом 32
Выводы по главе I 42
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 44
§ 2.1. Цели и задачи исследовательской работы 44
§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 51
§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 59
Выводы по главе II 65
Литература 70
На ранних этапах формирования личности ребёнка семья играет в этом процессе определяющую роль. Но и в младшем школьном возрасте, когда к процессу воспитания присоединяется воспитательное воздействие педагогов, роль семьи всё ещё остаётся очень высока.
Цель опытно-экспериментальной части нашей работы определена как: исследование особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
1) исследовать микроклимат в семьях младших школьников;
2) определить семьи с
3) провести исследование
4) определить, какой микроклимат
в семье является наиболее
благоприятным для
Работа проводилась в 3 этапа:
I. Исследование микроклимата в семьях младших школьников.
II. Исследование формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом.
III. Анализ полученных данных.
Базой проведения исследования является МОУ Кременкульская СОШ с. Харлуши. Количество человек (N) – 14 учащихся: 1 класс - 4 человека, 2 класс – 1человек, 3 класс – 2 человека, 4 класс – 7человек).
В исследовании использовались следующие методики и тесты:
Кроме того, для решения ребёнку предлагаются 6 ситуаций: 3 из них выявляют негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные:
По результатам обследования дети разделены на 2 группы:
- дети из семей с благоприятным микроклиматом – на рисунке отображены все члены семьи, ребёнок благожелательно отзывается о каждом из них, с удовольствием рассказывает о домочадцах. Самым счастливым ребёнок может отмечать себя, родителей. На вопрос о том, кто самый несчастный, ребёнок даёт ответы, не отражающие общего неблагополучия в семье («Бабушка - у неё опять завяли помидоры»; «Брат – ему конфеты есть не дают»; «Папа – футбольная команда, за которую он болел, проиграла» и т.д.). В оценке негативных ситуаций ребёнок не выделяет всё время одного члена семьи, свои ответы обосновывает доброжелательно («В игру не будет играть сестрёнка – она же ещё маленькая, смотреть будет»; «В гости дед не идёт – не любит он в гости ходить»; «Мама не пойдет в кино, она всегда лучше дома будет по телефону болтать, мы часто с папой ходим»).
- дети из семей с неблагоприятным климатом – в рисунке отражены не все члены семьи (один родитель, нет братьев и сестёр) либо отражены вымышленные персонажи («Это мой старший брат, самый сильный, всех побьёт»; «Это моя собака, мы с ней всегда гуляем, она меня любит»). Рассказы о членах семьи бедны подробностями либо, наоборот, содержат очень много вымысла («Папа маму всегда на руках носит и цветы дарит, а она смеётся»; «Мне мама из командировки привезла живого крокодила, в ванной живёт»). В благоприятных ситуациях, предлагаемых для анализа, ребёнок выделяет одного члена семьи, не мотивируя свой выбор. В неблагоприятных ситуациях ребёнок также может выделять одного из членов семьи, комментируя свой выбор резко негативно [21].
Экспертная оценка – это диагностический
метод измерения, с помощью которого
качественные особенности психических
явлений получают своё выражение
в виде оценок. Суть экспертного
оценивания состоит в формализованном
выражении объективной информац
В нашем исследовании учителям предлагалось оценить детей в их классе по следующим критериям:
- сформированность позиции
- поведение ученика в школе
(подвижность/расторможенность/
- особенности успеваемости
- домашняя подготовка (уроки выполняет самостоятельно; задания делает под контролем взрослых; домашнюю работу выполняет совместно со взрослыми);
- отношение родителей к учёбе
ребёнка (заинтересованное –
родители приходят на собрания,
общаются с учителем помимо
собраний по своей инициативе,
принимают участие в
Экспертов просили оценить ученика по каждому из перечисленных критериев по «5-ти» балльной шкале (бланк ответов смотри в Приложении I).
По результатам экспертной оценки выделяются дети с:
- благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5);
- нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4);
- неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3) [3].
Цель: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечайте на вопрос, ДА, если Вы согласны с ним, или НЕТ, если не согласны".
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил "Да", в то время как в ключе этому вопросу соответствует "-", то есть ответ "нет". Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по
всему тесту. Если оно больше
50%, можно говорить о повышенной
тревожности ребенка, если
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется также, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы тревожности:
1. Общая тревожность в школе
- общее эмоциональное состояние
ребенка, связанное с
2. Переживание социального
3. Фрустрация потребности в
4. Страх самовыражения - негативные
эмоциональные переживания
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей;
6. Страх не соответствовать
7. Низкая физиологическая
8. Проблемы и страхи в
Оценивается:
1) Число несовпадений знаков ("+" - Да, "-" - Нет) по каждому фактору (- абсолютное число несовпадений в процентах: < 50%; > 50%; > 75%).
2) Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).
3) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста) [3].
4) Исследование самооценки
(модификация теста Баранова А.
Детям предлагается на бланке ответов отметить своё место по следующим позициям: учёба в школе; отношения со сверстниками; отношения с взрослыми; отношения в семье (бланк ответов в Приложении II).
Инструкция: перед Вами рисунки лесенок. На нижней ступеньке стоят самые плохие ребята – те, которые плохо учатся, плохо ведут себя в школе, не слушаются родителей. На самой верхней ступеньке стоят самые хорошие ребята – хорошо учатся, хорошо себя ведут, слушаются родителей. На какой ступеньке будете стоять Вы?
Выделяются дети со следующими уровнями самооценки:
- завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим;
- нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы;
- заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям.
Необходимо отметить, что завышенная самооценка для детей исследуемого возраста является более нормальной, чем заниженная. В случае выявления детей с заниженной самооценкой, на них необходимо обращать особое внимание. Возможно, такие дети нуждаются в дополнительных коррекционно – воспитательных мероприятиях.
Результаты исследований представлены в следующем параграфе [21].
На первом этапе нашего исследования
проводилось выделение семей
с благоприятным и
Проективный тест «Рисунок семьи» (В.К Лосева)
По результатам обследования дети разделены на 2 группы:
- дети из семей с благоприятным микроклиматом – на рисунке отображены все члены семьи, ребёнок благожелательно отзывается о каждом из них, с удовольствием рассказывает о домочадцах (подробно критерии см. в § 2.1.).
- дети из семей с неблагоприятным климатом – в рисунке отражены не все члены семьи, либо отражены вымышленные персонажи. Рассказы о членах семьи бедны подробностями либо, наоборот, содержат очень много вымысла. В благоприятных ситуациях, предлагаемых для анализа, ребёнок выделяет одного члена семьи, не мотивируя свой выбор. В неблагоприятных ситуациях ребёнок также может выделять одного из членов семьи, комментируя свой выбор резко негативно описание также см. в § 2.1.).
Полученные результаты представлены в таблице 1 «Микроклимат в семьях детей из исследуемых групп».
Таблица 1
Микроклимат в семьях детей из исследуемых групп
Количество Климат в семье |
Количество человек |
% |
благоприятный |
10 |
71,42 |
неблагоприятный |
4 |
28,57 |
Как видим из представленных в таблице 1 данных, по мнению большинства детей, их семьи могут быть отнесены к семьям с благоприятным климатом.
Так как ребёнок может отражать действительность необъективно, данные, полученные при помощи проективного теста, дублируются данными экспертной оценки.