Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы младшего школьника и роль семьи в формировании эмоционально - волевой сферы детей.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия семьи.
теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
диагностика эмоционально-волевой сферы младших дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным микроклиматом;
разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста в процессе семейного воспитания 5
1.1. Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 5
1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 10
1.3. Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 16
1.4. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом 32
Выводы по главе I 42
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 44
§ 2.1. Цели и задачи исследовательской работы 44
§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 51
§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 59
Выводы по главе II 65
Литература 70
Экспертная оценка учителя
Детям из исследуемых классов
- сформированность позиции
- поведение ученика в школе (подвижность/расторможенность/
- особенности успеваемости
- домашняя подготовка (уроки выполняет самостоятельно; задания делает под контролем взрослых; домашнюю работу выполняет совместно со взрослыми);
- отношение родителей к учёбе ребёнка (заинтересованное – родители приходят на собрания, общаются с учителем помимо собраний по своей инициативе, принимают участие в подготовке внеклассных мероприятий; безразличное – родители участвуют в школьных делах ребёнка по мере необходимости, не проявляя инициативы).
По результатам экспертной оценки выделяются дети с:
- благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5);
- нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4);
- неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3).
Поученные данные отражены в таблице 2 «Климат в семье по оценке экспертов»
Таблица 2
Климат в семье по оценке экспертов
Количество Климат |
Количество человек |
% |
Благоприятный |
5 |
35,71 |
Нейтральный |
2 |
14,28 |
Неблагоприятный |
7 |
50 |
Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что большая часть семей детей отнесена экспертами к типу с нейтральным для обучения психологическим климатом – 2 человека (14,28%). Значительная часть семей детей – 7 человек (50,00%) была отнесена экспертами к группе с неблагоприятным для обучения климатом. Самая меньшая часть семей детей – 5 человек (35,71%) отнесена экспертами к типу благоприятных для обучения.
Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие результатов проективного теста и мнения экспертов. Для повышения объективности произведено соотнесение полученных результатов, которое отражено в таблице 3 «Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики». Можно считать, что климат в семье ребёнка считается неблагоприятным, если совпадает мнение экспертов и результаты проективного теста. В остальных случаях семья ребёнка причисляется к семьям с благоприятным климатом.
Таблица 3
Соотнесение мнения экспертов и
результатов проективной
№ п\п |
Результат проективного теста (климат) |
Мнение экспертов (климат) |
Тип семьи |
1 |
+ |
+ |
+ |
2 |
- |
- |
- |
3 |
+ |
О |
+ |
4 |
- |
- |
- |
5 |
+ |
+ |
+ |
6 |
- |
- |
- |
7 |
+ |
+ |
+ |
8 |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
- |
+ |
10 |
+ |
+ |
+ |
11 |
+ |
О |
- |
12 |
- |
- |
- |
13 |
+ |
- |
- |
14 |
+ |
+ |
+ |
«+» - благоприятный климат;
«О» - нейтральный климат;
«-» - неблагоприятный климат.
Таким образом, дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу – 6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»)
Выделяются следующие уровни факторов тревожности:
- высокий: > 75% совпадений;
- средний: > 50% совпадений;
- низкий: < 50% совпадений.
Данные, полученные при исследовании
школьной тревожности детей в
контрольной и
Таблица 4
Уровень школьной тревожности детей в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)
Уровни Типы |
высокий |
средний |
низкий | |||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
Количество человек |
% | |
Общая тревожность в школе |
1 |
12,50 |
2 |
25,00 |
5 |
62,5 |
Переживание социального стресса |
3 |
37,50 | ||||
Фрустрация потребности в достижении успеха |
||||||
Страх самовыражения |
1 |
12,50 |
||||
Страх ситуации проверки знаний |
1 |
12,50 |
1 |
12,50 | ||
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
1 |
12,50 | ||||
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
1 |
12,50 |
||||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Как свидетельствуют данные, приведённые в таблице 4, большая часть детей – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).
Таблица 5
Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)
Уровни Типы |
высокий |
средний |
низкий | |||
Количество человек |
% |
Количество человек |
% |
Количество человек |
% | |
Общая тревожность в школе |
3 |
50,00 |
2 |
33,33 |
1 |
16,66 |
Переживание социального стресса |
2 |
33,33 |
||||
Фрустрация потребности в достижении успеха |
||||||
Страх самовыражения |
||||||
Страх ситуации проверки знаний |
2 |
33,33 |
||||
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
||||||
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
1 |
16,66 | ||||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2 |
33,33 |
Данные, полученные при исследовании
тревожности в
Исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.)
Определяются следующие уровни самооценки детей:
- завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим;
- нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы;
- заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям.
Полученные данные отражены в таблице 6 «Уровень самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах».
Таблица 6
Уровень самооценки детей в контрольной и
экспериментальной группах
Уровни Группы |
завышенный |
средний |
низкий | |||
N |
% |
N |
% |
N |
% | |
контрольная |
2 |
25,00 |
5 |
62,5 |
1 |
12,5 |
экспериментальная |
1 |
16,66 |
3 |
50,00 |
2 |
33,33 |
N – количество человек.
Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).
Низкий уровень самооценки выявлен всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия.
В экспериментальной группе одинаковое количество детей – 5 человек (83,33%) имеют средний и низкий уровень самооценки. Напомним, что для детей исследуемого возраста низкий уровень самооценки считается признаком остро неблагополучного психологического состояния, что требует коррекционно-воспитательного вмешательства.
Для того, чтобы провести коррекцию формирования эмоционально-волевой сферы тех детей, у которых выявлены проблемы необходимо построить работу в двух направлениях: