Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы младшего школьника и роль семьи в формировании эмоционально - волевой сферы детей.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия семьи.
теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
диагностика эмоционально-волевой сферы младших дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным микроклиматом;
разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста в процессе семейного воспитания 5
1.1. Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 5
1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 10
1.3. Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 16
1.4. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом 32
Выводы по главе I 42
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 44
§ 2.1. Цели и задачи исследовательской работы 44
§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 51
§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 59
Выводы по главе II 65
Литература 70

Файлы: 1 файл

diplom_po_pedagogike_i_psikhologii.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

 

Экспертная оценка учителя

Детям из исследуемых классов присваивались  оценки по следующим критериям:

- сформированность позиции школьника  (желание ребёнка учиться, уровень  подготовки домашних заданий);

- поведение ученика в школе (подвижность/расторможенность/заторможенность; общительность со сверстниками, общительность с взрослыми);

- особенности успеваемости ребёнка  (работает в полную силу; на  уроках невнимателен, несобран; способности  есть, но не может их реализовать и тому подобное);

- домашняя подготовка (уроки выполняет  самостоятельно; задания делает  под контролем взрослых; домашнюю  работу выполняет совместно со  взрослыми);

- отношение родителей к учёбе  ребёнка (заинтересованное –  родители приходят на собрания, общаются с учителем помимо собраний по своей инициативе, принимают участие в подготовке внеклассных мероприятий; безразличное – родители участвуют в школьных делах ребёнка по мере необходимости, не проявляя инициативы).

По результатам экспертной оценки выделяются дети с:

- благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5);

- нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4);

- неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3).

Поученные данные отражены в таблице 2 «Климат в семье по оценке экспертов»

 

Таблица 2

Климат в семье по оценке экспертов

Количество

Климат

Количество человек

%

Благоприятный

5

35,71

Нейтральный

2

14,28

Неблагоприятный

7

50


 

Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что большая  часть семей детей отнесена экспертами к типу с нейтральным для обучения психологическим климатом – 2 человека (14,28%). Значительная часть семей детей – 7 человек (50,00%) была отнесена экспертами к группе с неблагоприятным для обучения климатом. Самая меньшая часть семей детей – 5 человек (35,71%) отнесена экспертами к типу благоприятных для обучения.

Таким образом, наблюдается некоторое  несоответствие результатов проективного теста и мнения экспертов. Для повышения объективности произведено соотнесение полученных результатов, которое отражено в таблице 3 «Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики». Можно считать, что климат в семье ребёнка считается неблагоприятным, если совпадает мнение экспертов и результаты проективного теста. В остальных случаях семья ребёнка причисляется к семьям с благоприятным климатом.

 

Таблица 3

Соотнесение мнения экспертов и  результатов проективной методики

№ п\п

Результат проективного теста (климат)

Мнение экспертов (климат)

Тип семьи

1

+

+

+

2

-

-

-

3

+

О

+

4

-

-

-

5

+

+

+

6

-

-

-

7

+

+

+

8

+

+

+

9

+

-

+

10

+

+

+

11

+

О

-

12

-

-

-

13

+

-

-

14

+

+

+


 

«+» - благоприятный климат;

«О» - нейтральный климат;

«-» - неблагоприятный климат.

Таким образом, дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов  отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу –  6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества.

 

Методика диагностики  уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»)

Выделяются следующие уровни факторов тревожности:

- высокий: > 75% совпадений;

- средний: > 50% совпадений;

- низкий: < 50% совпадений.

Данные, полученные при исследовании школьной тревожности детей в  контрольной и экспериментальной  группах, представлены в таблице 4 «Уровень школьной тревожности детей в  контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)», таблице 5 «Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)».

Таблица 4

Уровень школьной тревожности детей  в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)

Уровни

Типы

высокий

средний

низкий

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Общая тревожность в  школе

1

12,50

2

25,00

5

62,5

Переживание социального  стресса

       

3

37,50

Фрустрация потребности  в достижении успеха

           

Страх самовыражения

   

1

12,50

   

Страх ситуации проверки знаний

   

1

12,50

1

12,50

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

       

1

12,50

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

1

12,50

       

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

           

 

Как свидетельствуют данные, приведённые  в таблице 4, большая часть детей  – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).

 

Таблица 5

Уровень школьной тревожности детей  в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)

Уровни

Типы

высокий

средний

низкий

Количество человек

%

Количество человек

%

Количество человек

%

Общая тревожность в  школе

3

50,00

2

33,33

1

16,66

Переживание социального  стресса

2

33,33

       

Фрустрация потребности  в достижении успеха

           

Страх самовыражения

           

Страх ситуации проверки знаний

   

2

33,33

   

Страх не соответствовать  ожиданиям окружающих

           

Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу

       

1

16,66

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2

33,33

       

 

Данные, полученные при исследовании тревожности в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет высокий уровень тревожности – 3 человека, 50,00%. Наибольшую тревожность у этих детей вызывают ситуации установления социальных контактов (2 человека – 33,33%) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 33,33%). Средний уровень тревожности выявлен у 2 человек (33,33%), при этом самой тревожной ситуацией дети считают ситуацию проверки знаний (2 человека, 33,33%). Обращает на себя внимание тот факт, что низкий уровень тревожности выявлен у подавляющего меньшинства детей - у 1 человека, что составляет 16,66% от количества детей в экспериментальной группе.

 

Исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.)

Определяются следующие уровни самооценки детей:

- завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим;

- нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы;

- заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям.

Полученные данные отражены в таблице 6 «Уровень самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах».

Таблица 6

Уровень самооценки детей в контрольной  и 

экспериментальной группах

 

Уровни

Группы

завышенный

средний

низкий

N

%

N

%

N

%

контрольная

2

25,00

5

62,5

1

12,5

экспериментальная

1

16,66

3

50,00

2

33,33


N – количество человек.

Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).

Низкий уровень самооценки выявлен  всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия.

В экспериментальной группе одинаковое количество детей – 5 человек (83,33%) имеют средний и низкий уровень самооценки. Напомним, что для детей исследуемого возраста низкий уровень самооценки считается признаком остро неблагополучного психологического состояния, что требует коррекционно-воспитательного вмешательства.

 

§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

 

 

Для того, чтобы  провести коррекцию формирования эмоционально-волевой сферы тех детей, у которых выявлены проблемы необходимо построить работу в двух направлениях:

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом