Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель нашего исследования: выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы младшего школьника и роль семьи в формировании эмоционально - волевой сферы детей.
Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:
рассмотрение понятия семьи.
теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;
диагностика эмоционально-волевой сферы младших дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным микроклиматом;
разработка теоретических основ работы по коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития эмоционально – волевой сферы детей младшего школьного возраста в процессе семейного воспитания 5
1.1. Понятие эмоций, структура эмоциональной сферы 5
1.2. Специфика эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 10
1.3. Проблемы семьи и семейного воспитания в психолого-педагогических исследованиях 16
1.4. Особенности формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом 32
Выводы по главе I 42
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по исследованию особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 44
§ 2.1. Цели и задачи исследовательской работы 44
§ 2.2. Исследование формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом 51
§ 2.3. Основные принципы построения программы работы по коррекции неблагоприятного формирования эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 59
Выводы по главе II 65
Литература 70
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения [14]. Другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте - эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Появляются высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание. Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.
Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.
Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Анализ выделенных выше особенностей позволяет нам, наряду с развитием эмоциональной сферы, предположить необходимость выделить и другие направления работы:
Особое внимание необходимо обратить на наличие следующих факторов:
Учитывая вышесказанное мы рекомендуем в качестве обязательного этапа проведения групповой игротерапии, имеющей своей целью снятие психотравмирующих переживаний, психоэмоционального напряжения и обеспечивающей минимальный необходимый опыт сюжетно – ролевой игры со взрослым.
На проведение каждой темы предусмотрено несколько занятий, каждое из которых длится по 20-25 минут. Большая длительность занятий не рекомендуется, так как возрастные особенности детей не позволяют им длительное время сохранять работоспособность и заинтересованность в деятельности. Занятия лучше проводить с небольшой группой детей (4-6 человек), так как это позволит, с одной стороны, ведущему уделить внимание каждому ребёнку, а с другой стороны, позволит ребёнку чувствовать свою принадлежность к группе, организовывать игры.
По своему содержанию занятия должны быть личностно ориентированными. Адаптация к данным занятиям происходит за счет сочетания двух процессов: активизации общения, мышления, саморегуляции с опорой на неиспользуемые резервы психики и стимуляции освоения детьми более зрелых психических уровней развития, находящихся в их зоне ближайшего развития. Задания в занятиях необходимо подбирать с учетом возраста детей.
психологического Развития эмоционально-волевой сферы является создание особого рода психологической атмосферы, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, и тем самым, на характере действий и поступков.
Комплекс методов, предлагаемых к использованию в практике работы по предлагаемым занятиям, включает:
Выбор конкретных методов определяется в соответствии с задачами, которые необходимо выполнить в ходе занятий. Методы не должны исключать друг друга, должны быть взаимодополняющими.
Именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе определяет формирование основных психологических образований, характерные особенности личности и является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии ребенка. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предполагаемые занятия должны строиться на основе игровых упражнений. Применение в работе психолога и педагогов разных видов игр является очень ценным, так как именно через игру происходит снятие психического напряжения и формируется способность восприятия новых впечатлений.
Каждое игровое занятие, независимо от конкретного содержания, включает 3 части - вводную, основную и заключительную, и проходит по следующей структуре:
1. Вводная часть (5 - 10 минут)
Цель вводной части - позитивный настрой и установление эмоционального контакта между всеми участниками.
2. Основная часть (15 – 25 минут)
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
3. Заключительная часть (10 - 15 минут)
Основная цель этой части - закрепление положительных эмоций и положительного опыта работы в группе, знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, повышение личностной самооценки, обсуждение ситуаций, вызывающих разнообразные чувства.
Приведенная схема
не является жестко обязательной и
в соответствии с содержательной
и целевой направленностью заня
Важным направлением в работе является коррекция неблагоприятного семейного климата, так как работа по коррекции недоразвития эмоционально-волевой сферы не может быть достаточно эффективной, пока сохраняется источник неблагополучия. Возможно, необходима будет координация деятельности психолога, педагога и социального педагога.
Необходимо выяснить, что неправильно делают родители, какой тип воспитания доминирует в семье. От результатов диагностики зависит выбор коррекции. Возможно несколько вариантов результатов:
Ситуация безнадзорности - беседа с родителями не всегда эффективна, создается новая среда - спортивные секции, формирование спортивных навыков и внимание развитию личности, поиск иной социальной среды.
Гиперопека - коррекция типа взаимодействия ребенок - родитель, позволить ребенку вырасти до документального возраста, обращение с ребенком адекватно возрасту. Проблематика отношений родителей - скрывается конфликт родителя со своим ребенком, то, что родителю не дали дать своему ребенку. Иногда гиперопека скрывает эмоциональное отвержение ребенка.
В ситуации школы объектом коррекции является педагог - формирование позитивного отношения к ребенку, хотя бы нейтральное. (http://www.solarys-info.ru, Специфика психологической коррекции при различных вариантах дисонтогенеза. Преподаватель Дианова О.В.). Пример коррекционного занятия приведён в Приложении (источник - http://www.eduhmao.ru/ - Информационно-просветительский портал ХМАО (ЮГРА) Программы развития эмоционально - волевой сферы и личности детей дошкольного возраста из неблагополучных семей Ю.В. Айзина, 2001).
В опытно – экспериментальной главе были проведены исследования по выявлению особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом. В ходе работы у детей были исследованы такие влияющие на формирование личности психологические характеристики как тревожность и самооценка.
В исследовании использовались следующие методики и тесты: проективный тест В.К Лосевой «Рисунок семьи» на определение эмоционального и семейного благополучия ребёнка; экспертная оценка учителя по теме исследования; методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»); исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.).
По результатам исследования дети были разделены на 2 группы: из благополучных и из неблагополучных семей. Дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу – 6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества.
По выявлению психологических характеристик было получено, что большая часть детей – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).
Данные, полученные при исследовании тревожности в экспериментальной группе, свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет высокий уровень тревожности – 3 человека, 50,00%. Наибольшую тревожность у этих детей вызывают ситуации установления социальных контактов (2 человека – 33,33%) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 33,33%). Средний уровень тревожности выявлен у 2 человек (33,33%), при этом самой тревожной ситуацией дети считают ситуацию проверки знаний (2 человека, 33,33%). Обращает на себя внимание тот факт, что низкий уровень тревожности выявлен у подавляющего меньшинства детей - у 1 человека, что составляет 16,66% от количества детей в экспериментальной группе.
При исследовании самооценки было выявлено, что завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).
Низкий уровень самооценки выявлен всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия.
В экспериментальной группе одинаковое
количество детей – 5 человек (83,33%) имеют
средний и низкий уровень самооценки.
Напомним, что для детей исследуемого
возраста низкий уровень самооценки
считается признаком остро небл
Заключение
Подводя итоги выполненной нами работы, мы убедились в том, что семья играет решающую роль в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют результаты экспериментальной части исследования, из которых следует, что особенности воспитания определяются в семье. Гипотеза, выдвинутая нами, была подтверждена тем, что развитие младшего школьника, формирование его личностных качеств определяется микроклиматом в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.