Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы являются условия развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
3. Выявить педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

    • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).
    • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
    • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»).
    • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Как форма организации  жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место  в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня  обязательно должно быть время для  самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Таким образом, являясь основным видом деятельности, игра занимает ведущее место в жизни ребенка.

 

1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте

 

Исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра организует с помощью культовых символов деятельность и, значит, учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Специальными исследованиями установлено, что первые потребности ребенка социальны. Д.Б. Эльконин пишет: «Мир ребенка - это, прежде всего взрослый человек как важнейшая часть окружающей ребенка действительности, часть мира взрослых» [71, 141]. Значит, игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых.

Личностные качества ребенка  формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая  на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение  к действительности, особенности  взаимоотношений с окружающими  людьми. В дошкольном возрасте такой  ведущей деятельностью является игра. Прежде чем попытаемся охарактеризовать, в чем заключается ведущая  роль игры в развитии личности ребенка, обратимся к понятию ведущая  деятельность.

Ведущая деятельность определяется как «...деятельность, с развитием  которой происходят главнейшие изменения  в психике ребенка и внутри которой развиваются психические  процессы, подготавливающие ребенка  к новой, высшей ступени своего развития» [37,41] (А.Н. Леонтьев). Общеизвестно, что  всем этим признакам отвечает игровая  деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как  источник развития. Л.С. Выготский подчеркивает: «Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может  быть названа ведущей, так как  определяет развитие» [13,64].

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое  ребенок ей посвящает, а тем, что  она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются  и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому и умственному развитию.

В игре находят выражение  основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно  стремление к самостоятельности, активному  участию в мире взрослых. В игре дети знакомятся с такими сторонами  действительности, как действия и  взаимоотношения взрослых. Свидетельство  тому - сюжеты и содержание игр. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, наводящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой деталей.

Уже на ранних и младших  возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность  быть самостоятельными, по своему желанию  общаться со сверстниками, реализовывать  и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем  выше уровень их общего развития и  воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений  детей, на воспитание активной позиции.

Н.К. Крупская писала: «Для ребят  дошкольного возраста игры имеют  исключительное значение: игра для  них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения... изучает растения, животных» [30,128].

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными  ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что  в игре ребенок получает впервые  урок коллективного мышления. Это  обстоятельство имеет принципиально  важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано  с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.

Развивающее значение игры многообразно. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни личности» [60,141]. Наблюдая за играющим ребенком, можно  узнать его интересы, представления  об окружающей жизни, выявить особенности  характера, отношение к товарищам  и взрослым.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д.В. Менджерицкая, А.В. Черков, Р.И. Жуковская, Д.Б. Эльконин, П.Г. Саморукова, Р.М. Римбург, А.А. Люблинкая, А.П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игровая деятельность детей  характеризуются следующими особенностями [39, 106-109]:

1. Игра представляет собой  форму активного отражения ребенком  окружающей его жизни людей.  Изучение начальных форм игры  и ее развития у маленьких  детей Р.Я. Лехтман-Абрамович,  Ф.И. Фрадкина, М.Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает  на основе подражания и манипулятивных  действий с предметами.

2. Отличительной особенностью  игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в  этой деятельности. Игра осуществляется  комплексными действиями, а не  отдельными движениями (как, например, в труде, письме, Рисовании). В  эти действия включается речь: старшие дети называют замысел  игры, ее сюжет, действующих лиц,  задают характерные для каждого  из них вопросы, высказывают  критические суждения и оценки  поведения других персонажей.

3. Игра, как и всякая  другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому  она меняется с изменением  исторических условий жизни людей.  Игры детей меняются, потому что  они отражают изменяющуюся жизнь. 

4. Игра является формой  творческого отражения ребенком  действительности. Играя, дети не  стремятся к точному и бездумному  копированию действительности, но  вносят в свои игры много  собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные  возможности комбинирования, подчиняющегося  интересам, желаниям и воле  ребенка, являются источником  той глубокой и неиссякаемой  радости, которую творческая игра  обычно приносит детям.

5. Игра есть оперирование  знаниями, средство их уточнения  и обогащения, путь упражнения, а  значит, и развития познавательных  и нравственных способностей  и сил ребенка. В своих действиях  дети воссоздают виденное ими целостное явление общественной жизни. Наблюдая жизнь людей, а потом снова и снова отображая ее в своих действиях, дети глубже познают окружающее. В таких играх формируются ценнейшие качества воли и лучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познания ребенком действительности и развития лучших качеств личности.

6. В развернутой форме  игра представляет собой коллективную  деятельность. Все участники игры  находятся в отношениях сотрудничества. Развернутая игра старших детей  объединяет всех ее участников  единым замыслом. Каждый из играющих  вносит свою долю фантазии, опыта,  активности в развитие принятого  всей группой замысла. И в  то же время каждый ребенок  строго подчиняется правилам, которые  диктует ему взятая на себя  роль. Общими являются и переживания  детей, увлеченных совместной  творческой деятельностью, игрой,  отражающей жизнь, с ее приключениями,  опасностями, радостями и открытиями. В игре создаются исключительно  благоприятные условия для развития  у ребенка коллективистических  отношений, чувства гуманизма.

7. Разносторонне развивая  детей, сама игра тоже изменяется  и развивается. При систематическом  руководстве педагога игра может  изменяться:

а) От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов, воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана  с предварительным замыслом игры.

б) От первой игры к последующим  играм той же группы детей. Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждый раз они играют по-новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-то обыгрывают, детализируют. И пока эта  обработка выбранного сюжета продолжается, игра живет, обогащается мыслью и  фантазией детей. Когда же сюжет исчерпан, т.е. сами дети больше не могут вносить в игру новые варианты, игра застопоривается и глохнет. Воспитатель должен уметь «приоткрыть» детям новую сторону жизни людей, которую они отразили в игре, чтобы снова им стало интересно осваивать в игре новое содержание. Вот почему без руководства воспитателя дети, предоставленные самим себе, обычно не умеют развернуть интересную, содержательную и полезную игру.

в) Наиболее существенные изменения  в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к  старшим.

Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже  известные закономерности игры позволяют  педагогам широко использовать эту  ценную деятельность детей для успешного  решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Следовательно, игра как  вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем  активного соучастия в труде  и повседневной жизни людей. В  этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, ни взрослые ее намеренно  не ставят. Эта цель сливается с  мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельному  участию в жизни и труде  взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями.

Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях  ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с  рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и  чувства, которые выступают в  суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных  действиях людей.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста