Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:15, курсовая работа
Предметом исследования данной работы являются условия развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
3. Выявить педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 49
Таблица 1
Результаты наблюдения за игрой детей
№ |
Виды игр |
Количество играющих |
1 |
Сюжетно-ролевые |
10 |
2 |
Дидактические |
3 |
3 |
Подвижные |
5 |
Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей
№ |
Фамилия имя ребенка |
Вопросы к детям: | |||
В какие игры ты любишь играть в детском саду? |
А в какие дома? |
В какие игры ты любишь больше всего играть? |
В какие игры ты хотел бы играть? | ||
1 |
Фазиева Гузель |
В больницу |
Собирать пазлы |
Салон красоты |
Дочки матери |
2 |
Шигина Наташа |
Магазин |
В куклы |
В куклы |
Море волнуется |
3 |
Чернов Саша |
Автосалон |
В машинки |
В машинки |
Автосалон |
4 |
Хабибуллин Рустем |
Мастерская |
В прятки |
В прятки |
Автомастерская |
5 |
Иванова Катя |
Кто сказал слово? |
Парикмахерская |
В куклы |
В куклы |
6 |
Муллина Алсу |
Салон красоты |
В куклы |
Догонялки |
Огонь и вода |
7 |
Саушкина Лена |
Дочки матери |
Парикмахерская |
Кто сказал слово? |
Салон красоты |
8 |
Коротков Нияз |
Догонялки |
Море волнуется |
Автосалон |
Догонялки |
9 |
Рахимуллин Рауф |
Огонь и вода |
В машинки |
Автомастерская |
Автосалон |
10 |
Канзафарова Гулия |
Что звучит? |
Аптеку |
Что звучит? |
Дочки матери |
В итоге можно сделать вывод, что в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Канзафарова Гулия определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит?». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы - ее мама солистка группы «Романтики» Дома народного творчества г. Нижнекамска.
В таблице 3 приведен протокол наблюдение за детской игрой ля реализации второго диагностического направления. Результаты фиксировались в баллах.
Таблица 3
Протокол наблюдения за детской игрой
№ |
Фамилия имя ребенка |
Результаты наблюдения | |||
Развитость умений сюжетосложения дошкольников | |||||
Разнообразие сюжетов игр |
Устойчивость сюжетов игр |
Комбинирование сюжетов | |||
1 |
Фазиева Гузель |
Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла |
2 |
1 |
1 |
2 |
Шигина Наташа |
В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю |
1 |
1 |
1 |
3 |
Чернов Саша |
Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединения сюжетов игр |
2 |
1 |
2 |
4 |
Хабибуллин Рустем |
Не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел |
2 |
2 |
1 |
5 |
Иванова Катя |
В совместных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежала воспитателю |
2 |
2 |
1 |
6 |
Муллина Алсу |
Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя |
1 |
1 |
2 |
7 |
Саушкина Лена |
В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю и не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходила от игрового замысла |
1 |
1 |
1 |
8 |
Коротков Нияз |
Проявлял самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращался к помощи воспитателя, практически не использовал в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала |
2 |
1 |
2 |
9 |
Рахимуллин Рауф |
В совместных играх с воспитателем выполнял игровые действия, но не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла |
2 |
1 |
1 |
10 |
Канзафарова Гулия |
Иногда участвовала в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняла замысел педагога в объединения сюжетов игр, но в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю |
2 |
1 |
1 |
Рис. 1. Результаты выявления начального уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за детской игрой
В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использования разнообразия сюжетов игр не был выявлен. Средний уровень составил 30% (3 ребенка). Игры этих детей отличались тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.
Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдался у 7 детей (70%). Игровую деятельность этих детей можно охарактеризовать тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.
Анализируя отдельные критерии можно отметить, что средний уровень устойчивости сюжетов игр показали 20 % (Хабибуллин Рустем, Иванова Катя), низкий уровень составил 80% (8 детей). Комбинирование сюжетов высокий уровень 70% (7 детей, средний уровень составил 30% (3 детей, низкого уровня выявлено не было. Самый высокий результат отмечается в критерии «разнообразие игр», так как дети проявляли самостоятельность в выборе любимых ими игр, хотя в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю.
Таким образом, в проектировании работы по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо обратить внимание на создание условий для устойчивости игровых сюжетов.
Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы у детей слабо было представлено разнообразие сюжетов игр, устойчивость их сюжетов была также на низком уровне. Дети могли участвовать в создании игровых замыслов только по инициативе воспитателя.
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, что подтвердилось и в ходе нашего исследования, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины можно назвать недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра
не возникает сама собой, а передается
от одного поколения детей другому
- от старших к младшим. В настоящее
время эта связь детских
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (по нашему мнению, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребенка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учебе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу. Взаимодействие педагога с детьми в игре предполагает не только выполнение ролевых действий, но и оценку, и коррекцию поведения ребенка, а также направление игры в конструктивное русло.
Игровая деятельность у детей
дошкольного возраста будет эффективно
развиваться при следующих