Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы являются условия развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
3. Выявить педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Результаты наблюдения за игрой детей

Виды игр

Количество играющих

1

Сюжетно-ролевые

10

2

Дидактические

3

3

Подвижные

5


 

Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях  детей

Фамилия

имя ребенка

Вопросы к детям:

В какие игры ты любишь играть в детском саду?

А в какие дома?

В какие игры ты любишь больше всего играть?

В какие игры ты хотел  бы играть?

1

Фазиева Гузель

В больницу

Собирать пазлы

Салон красоты

Дочки матери

2

Шигина Наташа

Магазин

В куклы

В куклы

Море волнуется

3

Чернов Саша

Автосалон

В машинки

В машинки

Автосалон

4

Хабибуллин Рустем

Мастерская

В прятки

В прятки

Автомастерская

5

Иванова Катя

Кто сказал слово?

Парикмахерская

В куклы

В куклы

6

Муллина Алсу

Салон красоты

В куклы

Догонялки

Огонь и вода

7

Саушкина Лена

Дочки матери

Парикмахерская

Кто сказал слово?

Салон красоты

8

Коротков Нияз

Догонялки

Море волнуется

Автосалон

Догонялки

9

Рахимуллин Рауф

Огонь и вода

В машинки

Автомастерская

Автосалон

10

Канзафарова Гулия

Что звучит?

Аптеку

Что звучит?

Дочки матери


 

В итоге можно сделать  вывод, что в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Канзафарова Гулия определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит?». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы - ее мама солистка группы «Романтики» Дома народного творчества г. Нижнекамска.

В таблице 3 приведен протокол наблюдение за детской игрой ля реализации второго диагностического направления. Результаты фиксировались в баллах.

Таблица 3

Протокол наблюдения за детской  игрой

Фамилия

имя ребенка

Результаты наблюдения

Развитость умений сюжетосложения дошкольников

     

Разнообразие сюжетов  игр

Устойчивость сюжетов  игр

Комбинирование сюжетов

1

Фазиева Гузель

Могла проявлять самостоятельность  в выборе атрибутов и предметов  для игры, но не всегда удерживала в  памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла

2

1

1

2

Шигина Наташа

В выборе роли, разработке и  осуществлении замысла ведущая  роль принадлежала воспитателю

1

1

1

3

Чернов Саша

Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в  объединения сюжетов игр

2

1

2

4

Хабибуллин Рустем

Не всегда удерживал в  памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел

2

2

1

5

Иванова Катя

В совместных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в  создании игровых замыслов ведущая  роль принадлежала воспитателю

2

2

1

6

Муллина Алсу

Могла проявлять самостоятельность  в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя

1

1

2

7

Саушкина Лена

В выборе роли, разработке и  осуществлении замысла ведущая  роль принадлежала воспитателю и  не всегда удерживала в памяти установленные  в начале игры правила уходила  от игрового замысла

1

1

1

8

Коротков Нияз

Проявлял самостоятельность  в выборе атрибутов и предметов  для игры, однако часто обращался  к помощи воспитателя, практически  не использовал в сюжетно-ролевой  игре постройки из строительного  материала

2

1

2

9

Рахимуллин Рауф

В совместных играх с воспитателем выполнял игровые действия, но не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла

2

1

1

10

Канзафарова Гулия

Иногда участвовала в  создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняла замысел  педагога в объединения сюжетов  игр, но в выборе роли, разработке и  осуществлении замысла ведущая  роль принадлежала воспитателю

2

1

1


 

Рис. 1. Результаты выявления  начального уровня развития игровой  деятельности в результате наблюдения за детской игрой

 

В ходе данной диагностики  было выявлено, что высокий уровень  использования разнообразия сюжетов  игр не был выявлен. Средний уровень  составил 30% (3 ребенка). Игры этих детей  отличались тем, что они могли  участвовать в создании игровых  замыслов по инициативе воспитателя, выполняли  замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала  разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдался у 7 детей (70%). Игровую деятельность этих детей можно охарактеризовать тем, что они могли участвовать  в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел  педагога в объединениях сюжетов  игр, но редко использовали постройки  из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Анализируя отдельные  критерии можно отметить, что средний  уровень устойчивости сюжетов игр  показали 20 % (Хабибуллин Рустем, Иванова Катя), низкий уровень составил 80% (8 детей). Комбинирование сюжетов высокий уровень 70% (7 детей, средний уровень составил 30% (3 детей, низкого уровня выявлено не было. Самый высокий результат отмечается в критерии «разнообразие игр», так как дети проявляли самостоятельность в выборе любимых ими игр, хотя в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю.

Таким образом, в проектировании работы по развитию игровой деятельности дошкольников необходимо обратить внимание на создание условий для устойчивости игровых сюжетов.

Результаты диагностики  показали, что на начало экспериментальной  работы у детей слабо было представлено разнообразие сюжетов игр, устойчивость их сюжетов была также на низком уровне. Дети могли участвовать в  создании игровых замыслов только по инициативе воспитателя.

 

2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника

 

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, что подтвердилось и в ходе нашего исследования, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически  не знают традиционных детских игр  и не умеют играть. В качестве главной причины можно назвать недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остается менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее  время эта связь детских поколений  прервана (разновозрастные детские  сообщества - в семье, во дворе, в  квартире - встречаются лишь как  исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они  и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются  мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (по нашему мнению, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить свое поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное  регулирование своих действий превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним. Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребенка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это  не только действия по правилам, это  осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись  игры, дети не приобретают всего  этого. В результате их поведение  остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности  работы детского сада и благополучия ребенка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учебе уже в младших классах.

Преимущества раннего  обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в школе.

Для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и  целенаправленную работу. Взаимодействие педагога с детьми в игре предполагает не только выполнение ролевых действий, но и оценку, и коррекцию поведения ребенка, а также направление игры в конструктивное русло.

Игровая деятельность у детей  дошкольного возраста будет эффективно развиваться при следующих условиях:

  • организация богатой предметно-игровой среды в группе (достаточное количество игр, игрового материала, пособий и т.д. по количеству детей);
    • коррекции игровой среды группы с целью стимулирования развития игровой деятельности;
    • организация предметной среды для развития игровых замыслов детей;
    • создание эмоционально-благоприятной обстановки;
  • достаточность времени для организации игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе;
  • достаточность места для организации различных видов игр;
  • игры, игрушки, пособия находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);
  • организация предметно-игровой среды с учётом половых, ин-дивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • создание условия для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
  • обеспечение условий изолированности между элементами зоны;
  • моделирование игрового пространства;
  • обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;
  • свободный выбор детьми любого вида игр;
    • обеспечение руководства сюжетно-ролевой игрой детей;
    • обогащения опыта детей новыми впечатлениями;
    • создания условий для обогащения опыта в семье;
    • объединения усилий воспитателей для развития игровой деятельности.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста