Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования данной работы являются условия развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
3. Выявить педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Игра - своеобразная и ведущая деятельность дошкольника, обладает высоким развивающим эффектом.

Игру рекомендуется предоставлять как: средство развития, средство содержания общения, средство саморазвития детей и досуга. Во многом реализация данной установки зависит от:

- условий детского  сада;

- профессиональной диагностики игры;

- качественного планирования игровой деятельности;

- построения игровой среды в группе.

Игра направлена на получение удовольствия, радости, утверждение себя как полноценной  личности. Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой поведения, внутри нее зарождаются другие виды деятельности.

В ходе изучения литературы мы определяем игру как личностное понятие, а не возрастное, т.е. взрослый в игре пробует, переживает уже не использованные, а ребенка примеривает ещё не использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.

Игру характеризует  высокая эмоциональная насыщенность, двойственность чувств: плачет как  больной, радуется как играющий. В  играх проявляется избирательность  ребенка, его направленность на те или  иные роли. Педагогически ценно то, что для ребенка игра - это уже и моделируемое будущее, и одновременно переживаемое настоящее. В игре дошкольник активно, творчески воспроизводит труд и быт, социальную жизнь, события, отношения, традиции взрослого мира.

Д.Б. Эльконин обращает внимание на то, что «игра социальна  по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает  из условий жизни ребенка в  обществе».

Для реализации всех этих психолого-педагогических возможностей игры важна позиция взрослого, его  роль в развитии, обучении и воспитании детей. При этом необходимо учитывать  уровни развития игры, степень развития детского общества, индивидуальность ребенка, его социально-половой портрет.

Игра имеет очень  широкий диапазон применения:

– форма организации  жизни и деятельности детей;

– средство гармонического, всестороннего развития личности;

– метод или прием обучения;

– способ изменения  положения ребенка в детском  обществе, преодоления его познавательного  и эмоционального эгоцентризма;

– средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.

Существует несколько  классификаций игр. Общепринятым является их деление на творческие, возникающие  по инициативе детей (сюжетно-ролевые), и игры с правилами, организуемые взрослым (дидактические и подвижные).

Этапы развития игры: 1) Ознакомительная игра (1год). 2) Отобразительная  игра (на рубеже 1 и 2 года). 3) Сюжетно-отобразительная  игра (2 и 3 года). 4) Собственно ролевая  игра (с 3 до 7 лет).

Этапы формирования игры: 1) Усвоение условных действий с  игрушками и предметами-заменителями (1 – 2,5 года). 2) Усвоение ролевого поведения, ролевых отношений и взаимодействий (2,5 – 4,5 года). 3) Усвоение способов построения сюжета (4,5 – 7 лет).

Уровни взаимодействия детей в совместной игре: 1) Сюжетно-ролевые  игрушки, игрушки-копии, которые зачастую определяют тему игры и форму взаимодействия: подражательное, поочередное, функционально-распределительное (не ролевое). 2) Правила ролевого поведения, которые являются регулятором взаимодействия. 3) Согласованное построение сюжета игры: выбор темы, последовательное развёртывание событий, ситуации ролевого взаимодействия.

Разделяются два понятия: управления игрой (предполагает косвенные методы воздействия в целях сохранения самостоятельного характера детской деятельности) и руководство игрой (предполагает включение взрослого в сам процесс детской игры, непосредственное участие в ней).

Игровая позиция  воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные). Взрослый выступает как организатор, инициатор, участник, компетентный советчик.

Принципы организации  игровой деятельности: отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение игрового пространства вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

Педагогические  условия игровой деятельности: 1) Наличие ярких образных впечатлений, которые находят отражение в  различных видах деятельности. 2) Продуманная технология руководства  игровой деятельности в той или  иной образовательной программе. 3) Специфика взаимодействия с детьми в различных возрастных группах. 4) Создание информационного поля (игровое  пространство) - обогащение впечатлений, представлений, объема детской компетентности (ЗУНов) и его предметную наполняемость. 5) Предметно-игровая среда - должна быть развивающей (функционально моделировать развитие игры и ребёнка); должна отвечать принципу системности, целостности.

Данные условия не являются исчерпывающими и отражают авторскую позицию воспитателя.

Игровая деятельность должна планироваться в плане  работы воспитателя, направленном на развитие игры как деятельности, на воспитание коллектива детей и на формирование нравственно-волевых качеств у каждого ребенка.

Таким образом, планирование требует вдумчивого, тактичного подхода к играющему ребенку, учет его запросов, интересов, уровня развития личностных качеств.

Дети могут усвоить основные способы игры и начинают играть самостоятельно, без прямого воздействия взрослых, к 4-5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни. Своеобразие детской игры требует от взрослого, конечно же, большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки зачастую имеют место и сейчас. Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо жестко регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берёт ли он на себя какую-либо роль. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят малыши-дошкольники такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.

Давно открыто, что в игре дети постигают социальные отношения, учатся понимать другого человека, его чувства, мотивы его поступков, проигрывают неприятные ситуации, выражают собственные реакции на все то, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять. И когда взрослые вступают в игровое общение с ребёнком, им нужно помнить о том, что на них ложится особая ответственность за построение отношений между всеми партнерами в игре. И это не удивительно: ведь воспитатель в саду – это Главный Взрослый для ребенка. И в игре он выступает в роли транслятора (передатчика) не только игровых сюжетов, различных ролей и правил, но и средств эффективного общения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 30.  Абрамян Л.А. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
  2. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М: ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.
  3. Белова С. Уроки воспитания для воспитателей / С. Белова // Народное образование. - 2004. - № 3. - С. 102-109.
  4. 61.  Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
  5. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232 с.
  6. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 283 с.
  7. 13.  Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 1966. - С. 62-76.
  8. 4Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  9. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 316 с. – Библиограф.: 310 – 313 с.
  10. Игра дошкольника / под. ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2003. - 286с.
  11. Игра и развитие личности дошкольника / НИИ дошкольного воспитания. - М.: Изд-во АПИ, 2003. - 152с.
  12. Кошелева А.С. Эмоциональное развитие дошкольника / А.С. Кошелева. - М.: Феникс, 2007. - 200 с. - Библиогр.: 197-200 с.
  13. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 253 с.
  14. Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. [Текст] / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 190 с. - Библиогр.: 188 -190 с.
  15. 37.  Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1961. - № 1. - С. 30–42.
  16. 38.  Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т.1. - С. 303-323.
  17. 39.  Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – С.106.
  18. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. - СПб., 2008. - 126 с. - Библиогр.: 124-126 с.
  19. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. - М.: Просвещение, 2001. - 136 с.
  20. 60.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. II. - М.: Педагогика, 1989. – 357 с.
  21. 69.  Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.
  22. 70.  Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.
  23. 71.  Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360 с.
  24. 72.  Эльконин Д.Б. Символика игры и ее функции в игре детей / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 56-60.
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Элькони</s

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста