Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:15, курсовая работа
Предметом исследования данной работы являются условия развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования - изучение условий развития игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели нашего исследования нам предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятий «игра» и «игровая деятельность».
2. Определить роль игры как основного вида деятельности в дошкольном возрасте
3. Выявить педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития игровой деятельности дошкольников
1.1. Сущность понятий «игра» и «игровая деятельность» 7
1.2. Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия развития игровой деятельности дошкольников 19
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 32
2.3. Рекомендации по совершенствованию условий развития игровой деятельности дошкольника 39
Заключение 44
Список использованной литературы 49
Н.Я. Михайленко высказывает предположение, о том, что переход к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями:
Путь развития игры идет
от конкретного предметного
В возникновении игры можно выделить следующие этапы (они были установлены Ф.И. Фрадкиной):
Этап специфического манипулирования с предметом в отличии от более раннего «неспецифического» манипулирования, когда ребенок совершает однообразные движения с разными предметами (машет, стучит, бросает.).
Самостоятельное воспроизведение ребенком отдельных элементов действий или ряда действий. Для детей характерно подражание действиям взрослого в сходной, но нетождественной ситуации, перенос действия на другие предметы. Качественный скачок в развитии, связанный с возникновением настоящего слова как средства обозначения предмета, приближает возникновение настоящей игры.
Для этого этапа характерно
создание специальной игровой
Следующий этап - появление переименования в игровой ситуации. Сначала ребенок называет другим именем предметы-заменители в соответствии с функцией, которую они выполняют в игре, однако отождествление с другим человеком и присвоение себе его имени еще отсутствует.
Последний этап. Ребенок называет себя и партнера по игре (куклу) именем другого человека.
Все выше перечисленные переходы требуют руководства со стороны взрослых, а каждый из них - и особых способов руководства.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры (концепция Н.Я. Михайленко - Н.А. Коротковой): (12, 17):Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога «Феникс», 2005 3-е издание
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Он должен занимать позицию «играющего партнера». Стратегия педагога должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры.
2. Педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
На каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстникам.
На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотомные и одноперсонажные» сюжеты, как смысловую цепочку действий.
На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога должен стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развертывается через взаимодействие персонажей.
На этапе формирования умения строить новые сюжетные игры педагог должен развертывать «многотомные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
Для детей остается скрытой
связь между ролью и
Развитие игры связанно с логикой овладения предметными действиями и выделением взрослого как образца и носителя человеческих форм деятельности и отношений. Все это происходит не спонтанно, а под руководством взрослых (18).
Таким образом, игра дошкольников будет развиваться, если педагог:
1. Организует предметную среду:
2. Обеспечивает руководство игрой:
3. Обеспечивает благоприятную атмосферу:
Таким образом, только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным.
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Комплексный подход к решению задач воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Интеграция образовательных областей - один из главных подходов к организации педагогического процесса, отраженных в содержании современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
Важность развития игровой деятельности подчеркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования подчеркнуто, что игровая деятельность является основой организации жизни детей в детском саду.
Актуальной проблема развития
игровой деятельности становится еще
и потому, что современные педагоги-
Цель исследования: изучение и анализ уровня развития игровой деятельности у детей средней группы.
Методы исследования:
• наблюдение;
• беседа;
• педагогический эксперимент;
• математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 36 г. Нижнекамск, средняя группа № 2.
Изучив теоретические
аспекты развития игровой деятельности
детей дошкольного возраста, мы приступили
к организации опытно-
Опытно-экспериментальная и диагностическая работа проводилось в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 36 г. Нижнекамска в средней группе № 2. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.
Целью эксперимента явилось определение начального уровня развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:
1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития игровой деятельности.
2. Выявить первоначальный
уровень развития игровой
3. Проанализировать результаты,
полученные в ходе диагностики.
Для реализации первого направления
диагностики (изучения особенностей игровых
интересов детей) использовали следующие
диагностические методы: наблюдение
за игровой деятельностью
Исходя из этого, предметами наблюдения стали:
- содержание детских сюжетно-
- частота повторения игр с одинаковым содержанием;
-использование детьми игровых атрибутов.
Для реализации второго диагностического направления мы использовали наблюдение за детской игрой (методика А.Г. Гогобаридзе, В.А. Деркунской). Результаты фиксировались в баллах:
-разнообразие сюжетов игр-1 балл;
-устойчивость сюжетов игр-1 балл;
-комбинирование сюжетов-1 балл.
Сумма баллов показывает уровень развития у детей умение развивать сюжетные линии в играх (развитость умений сюжетосложения дошкольников).
Показатели:
3 балла - высокий уровень развития умений;
2 балла - средний;
1 балл - низкий.
Характеристика уровней определена на основе программы «От рождения до школы», образовательная область «Социализация»:
Высокий:
• дети самостоятельно
могут создавать игровые
• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
• поступают в соответствии с установленными в начале игры правилами и игровым замыслом;
• проявляют самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры;
• используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;
• проявляют активность и самостоятельность в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.
Средний:
• дети могут участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединении сюжетов игр;
• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
• не всегда удерживают в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел;
• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращаются к помощи воспитателя;
• редко используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользуются готовыми модулями;
• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.
Низкий:
• в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежит воспитателю;
• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;
• не всегда удерживают в памяти правила, установленные в начале игры, уходят от игрового замысла;
• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя;
• практически не используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала;
• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных
Рассмотрим полученные данные первого направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) методами наблюдения за игровой деятельностью дошкольников и беседой.
В таблице 1 зафиксированы преобладающие игры и количество играющих детей.