Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Объект исследования: учащиеся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации учащихся в одиннадцатом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение сущности социальной адаптации личности.
2. Изучение понятия, сущности и особенностей социальной адаптации.
3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации старших школьников.
4. Разработать рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации 5
1.1. Понятие и сущность социальной адаптации 5
1.2. Типология адаптации в социальном развитии 8
1.3.Особенности процесса социальной адаптации подростков 13
Выводы по I главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников 19
2.1. Методы и методики исследования социальной адаптации 19
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 22
2.3. Рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов 28
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации 5
1.3.Особенности процесса
Выводы по I главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников 19
2.1. Методы и методики
2.2. Результаты опытно-
2.3. Рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов 28
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Актуальность курсовой работы. Социальная адаптация – процесс интеграции человека в обществе, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная дезадаптация – частичная или полная утрата ребенком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Формы приспособительных реакций ребенка должны быть определены как социальная адаптация. В отличие от всех живых существ человек должен обладать возможностью адекватно реагировать и на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные поведенческие реакции для данной ситуации.
Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Объект исследования: учащиеся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации учащихся в одиннадцатом классе.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что опытно-экспериментальным путем выявлен уровень социальной адаптации старших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме социальной адаптации ребенка, а именно раскрыты понятие, цели, задачи и содержание социальной адаптации.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г.Янаул.
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации.
1.1. Понятие и сущность социальной адаптации.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальные общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а так же форм предметной деятельности (направление способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). [2,6]
Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремятся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. [4,6] Показатели успешной социальной адаптации – высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами (направленная удовлетворенность работой и её условиями, её содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющиеся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и индивида. [2,9] Чем сложнее новая среда (направлено больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация. Примером сложной для адаптации ситуации может служить социальная среда города в условиях быстрой урбанизации. [7,6] Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст. В условиях ускорения социально-экономического развития нашего общества проблема социальной адаптации приобретает особую актуальность. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации. [2,7]
Другими словами это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. Такие как: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Понятие «адаптация», само по себе, является выразителем явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой. [13,336] Причем в процесс взаимодействия с социальной средой необходимо включать и природную среду. И это обуславливается тем, что человек-существо биосоциальное, воздействуя на природу, он познает мир, самого себя, и это приводит к осознанию его места в нем, ведет к преобразованию окружающей действительности.
В структурном плане внешняя среда представляет собой систему взаимосвязанных между собой сфер (подсистем): природно-климатическая, эргономическая (характер и условия различных видов человеческой деятельности, быта), макросоциальная (совокупность и характер больших социальных общностей – общественные слои, организации, классы, общество в целом), микросоциальная (совокупность и характер определенных факторов, взаимодействующих с человеком, с малой группой в процессе их жизни и практической деятельности). [20,4]
Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей. Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом; во-вторых, по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его произведением и его действительностью; в-третьих, человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их в соответствиями с социальными условиями; в-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов. [5,218]
Исходя из всего вышесказанного, можно подчеркнуть, что «социальная адаптация человека к обществу – восприятие норм поведения этим человеком в соответствии с требованиями моральных принципов, вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным условиям».
Личности в процессах социальной адаптации свойственно активное творческое отношение к окружающему миру, требовательное и самокритичное отношение к самой себе, к своим мыслям и делам. Личность – это не готовый набор определенных позитивных или негативных сумм качеств. Поэтому формирование личности необходимо рассматривать через призму активной деятельности, которая способствует ее совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем существуют процессы, заданные в человеке, различные виды адаптации, которые влияют на полноценное развитие личности, и это необходимо учитывать в социальной работе.
В целом, проведенные научные исследования позволяют выделить четыре основных вида адаптации человека:
Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда на различных уровнях реализации адаптационной потенции личности имеют относительную независимость или приобретают временный приоритет. Конечно, процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человек – носитель и обладатель сознания, с помощью которого он не только воспринимает реальную социальную действительность, но и активно влияет и взаимодействует с социальной средой, природой и пытается изменить существующее положение дел. [15,13]
Необходимо отметить многообразие адаптивных явлений и процессов, важно систематизировать или выявить определенную типологию их видов. В частности, выделяются такие виды, как общественно-политическая адаптация к природе (создание жилищ, одежды; соответствующего транспорта и т.д.); адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.); гигиеническая; педагогическая (профессиональная направленность) и другие виды адаптационных процессов индивидуума.
Процесс социальной адаптации личности имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда); самого индивидуума (внутриличностная адаптация). Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет или подталкивает личность к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени; формы и характер адаптации, мотивы и результаты действия личности во многом определяются уровнем развития общества. Но эта заданность во многом изменяется под воздействием личности, способной пойти против устоявшихся традиций и норм данного общества, определенного коллектива. [14,102]
Структура общества (макросреда) – этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Выявление соотношений личности и общества позволит, например, органам социальной защиты населения выявить несовершенство социальной политики в какой-нибудь сфере жизнедеятельности и направить ее в необходимое русло.
Социальная группа (микросреда) – изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.). Поставить правильный социальный диагноз и решить назревшую проблему.
Индивидуальная (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации или привести к конформистской позиции. [2,431]
Человек как социальный субъект принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. Условия деятельности объективны, так как индивид действует в природной и социальной среде, однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как личность несет в себе творческое начало, нестандартность. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых и межличностных операций, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает в себе производственную, бытовую и досуговую адаптацию.
Производственная адаптация – в ходе трудовой деятельности личности развиваются такие качества, как трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Достижение высоких профессиональных качеств во многом позволяет человеку стать личностью, быть полноценно адаптированным в производственной среде. Здесь же решается проблема профессиональной адаптации, которая включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственный. [1,28]