Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Объект исследования: учащиеся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации учащихся в одиннадцатом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение сущности социальной адаптации личности.
2. Изучение понятия, сущности и особенностей социальной адаптации.
3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации старших школьников.
4. Разработать рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации 5
1.1. Понятие и сущность социальной адаптации 5
1.2. Типология адаптации в социальном развитии 8
1.3.Особенности процесса социальной адаптации подростков 13
Выводы по I главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников 19
2.1. Методы и методики исследования социальной адаптации 19
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 22
2.3. Рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов 28
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что  способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.

 

Выводы по II главе.

В исследовании использовались две методики. Первая методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, вторая методика это опросник «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) Мельникова Н.Н.

По результатам методики «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» у 15 (75%) испытуемых высокий уровень социально-психологической адаптации, у 5 (25%) – средний. Испытуемых с низким уровнем социально-психологической адаптации выявлено не было.

В целом, по методике адаптивные стратегии поведения, различные стратегии поведения имеют неодинаковую значимость для адаптации по внутреннему и по внешнему критериям. Одна и та же стратегия может способствовать адаптации в одном направлении и одновременно являться нейтральной или даже приводить к негативному эффекту в другом. Максимальный эффект для адаптации по внутреннему критерию имеют стратегии, направленные на изменения среды, а для адаптации по внешнему критерию, наоборот, ориентированные на внутренние изменения.

Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. В старших классах происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Их необходимо вовлекать в участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности. Активная учебная и творческая деятельность помогает не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.

 

 

Заключение

 

Социальная адаптация - приспособление к жизни. Родившись, ребенок ожидает, что он будет контактировать не только с родителями, но и с огромным количеством людей в обществе.

Из проведенного анализа теоретической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

Данная работа направлена на решение весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и педагогической по содержанию, проблемы социальной адаптации старшеклассников, мало изученной в отечественной психологии.

Выделяют следующие виды адаптации:

  • Адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.
  • Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.
  • Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней. Проведя экспериментальную часть можно сделать выводы о том, что современные старшеклассники хорошо адаптированы и социализированы в обществе. Но это не говорит, что они не сталкиваются с проблемами связанными с адаптацией. Мы привели несколько рекомендаций, которые помогут старшеклассникам справиться с проблемами, возникающими при социальной адаптации путем их творческой, активной во внеурочной, творческой деятельности.

Считаю, что все цели и задачи нашего исследования были достигнуты.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2007.
  2. Агранат Д. Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодежи //
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Андреев А. А. Педагогика высшей школы: (Прикладная педагогика): Учеб. пособие. - М., 2000.
  5. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М., 2003.
  6. Безрукова В. С. Педагогика. - Екатеринбург, 2004.
  7. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. — М., 2011. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. - 2002, №4.
  8. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие (в схемах и таблицах). – М.: МГПИ, 2004.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2002.
  10. Гавров С.Н.,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности// Вестник УРАО. - 2008.
  11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М: Владос, 2003.
  12. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: издательская корпорация «Логос», 2004.
  13. Ильясов И. А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  14. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 3 - Социология.
  15. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - Нальчик, 2005.
  16. Мудрик А. В. Социализация человека. М., - 2007.
  17. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 2001.
  18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2001.
  19. Талызина Н.Ф., Карлов Ю.В. Педагогическая психология // Психодиагностика интеллекта. - М.: МГУ, 2002.
  20. Философский словарь / Под ред. Н.Т.Фролова. - М., 1986.
  21. Харчев А. Г. Социология воспитания. - М., 2003.
  22. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб., 2000.

 

 

 


Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников