Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Объект исследования: учащиеся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации учащихся в одиннадцатом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение сущности социальной адаптации личности.
2. Изучение понятия, сущности и особенностей социальной адаптации.
3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации старших школьников.
4. Разработать рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации 5
1.1. Понятие и сущность социальной адаптации 5
1.2. Типология адаптации в социальном развитии 8
1.3.Особенности процесса социальной адаптации подростков 13
Выводы по I главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников 19
2.1. Методы и методики исследования социальной адаптации 19
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 22
2.3. Рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов 28
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.
Выводы по II главе.
В исследовании использовались две методики. Первая методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, вторая методика это опросник «Адаптивные стратегии поведения» (АСП) Мельникова Н.Н.
По результатам методики «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» у 15 (75%) испытуемых высокий уровень социально-психологической адаптации, у 5 (25%) – средний. Испытуемых с низким уровнем социально-психологической адаптации выявлено не было.
В целом, по методике адаптивные стратегии поведения, различные стратегии поведения имеют неодинаковую значимость для адаптации по внутреннему и по внешнему критериям. Одна и та же стратегия может способствовать адаптации в одном направлении и одновременно являться нейтральной или даже приводить к негативному эффекту в другом. Максимальный эффект для адаптации по внутреннему критерию имеют стратегии, направленные на изменения среды, а для адаптации по внешнему критерию, наоборот, ориентированные на внутренние изменения.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. В старших классах происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Их необходимо вовлекать в участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности. Активная учебная и творческая деятельность помогает не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.
Заключение
Социальная адаптация - приспособление к жизни. Родившись, ребенок ожидает, что он будет контактировать не только с родителями, но и с огромным количеством людей в обществе.
Из проведенного анализа теоретической литературы, мы можем сделать следующие выводы:
Данная работа направлена на решение весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и педагогической по содержанию, проблемы социальной адаптации старшеклассников, мало изученной в отечественной психологии.
Выделяют следующие виды адаптации:
Считаю, что все цели и задачи нашего исследования были достигнуты.
Список литературы