Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 15:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение роли адаптации в социальном развитии ребенка.
Объект исследования: учащиеся одиннадцатого класса.
Предмет исследования: процесс социальной адаптации учащихся в одиннадцатом классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение сущности социальной адаптации личности.
2. Изучение понятия, сущности и особенностей социальной адаптации.
3. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации старших школьников.
4. Разработать рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса социальной адаптации 5
1.1. Понятие и сущность социальной адаптации 5
1.2. Типология адаптации в социальном развитии 8
1.3.Особенности процесса социальной адаптации подростков 13
Выводы по I главе 18
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня социальной адаптации старших школьников 19
2.1. Методы и методики исследования социальной адаптации 19
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования 22
2.3. Рекомендации по успешной адаптации учащихся старших классов 28
Выводы по II главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Решить эту задачу можно попытаться с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации, предложенному в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей.
Здесь представлена адаптированная А. К. Осницким форма опросника. В таблице-ключе переработанного им опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.
В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Опросник «Адаптивные стратегии поведения» направлен на изучение индивидуальных предпочтений в выборе стратегий поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия. Сочетание стратегий в индивидуальном поведении характеризует стиль адаптации личности.
Поведение можно назвать адаптивным, если основной целью его является установление продуктивного взаимодействия между индивидом и средой. (В этом контексте понятие «адаптивное» не означает, что такое поведение обязательно приводит индивида к оптимальному состоянию: избранная стратегия в конкрет ной ситуации может быть как успешной, так и неуспешной). Тем не менее, адаптивное поведение всегда запускается в условиях несогласованности между индивидом и средой и преследует цель достижения некоторой координации между ними.
Стратегии, в отличие от конкретных способов (тактик) поведения, тесно связаны с конечной целью поведенческого акта. Один и тот же способ поведения может преследовать различные цели. Например, если человек выходит из комнаты во время конфликта, это может быть сделано с целью воздействовать на другого человека (чтобы добиться желаемого); может быть связано со стремлением не вступать в конфликт, «переждать» его, или же просто уйти из травмирующей ситуации в другую, более спокойную обстановку; а может провоцироваться яркой эмоциональной реакцией и глубокими переживаниями. Поэтому, говоря о стратегиях, мы абстрагируемся от конкретных форм и способов поведения, акцентируя внимание на конечной цели.
В основу опросника «АСП» положена классификация стратегий, которая построена на трёх основаниях, существенных для взаимодействия личности и социальной среды в процессе адаптации:
1) направленность происходящих изменений (изменяется среда – изменяется
сам индивид),
2) контактность – избегание,
3) активность – пассивность индивида.
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования.
По результатам методики «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда» у 15 (75%) испытуемых высокий уровень социально-психологической адаптации, у 5 (25%) – средний. Испытуемых с низким уровнем социально-психологической адаптации выявлено не было (рис. 1).
Мы видим, что в данной выборке учащихся существует тенденция к высокому уровню социально-психологической адаптации. При высоком уровне адаптации личность проявляет способность к противостоянию дезорганизующим средовым влияниям, осуществляет самоконтроль и саморегуляцию поведения, воспринимает жизнь целостно, умеет учитывать прошлый опыт и соотносить его со своими планами на будущее. Человек способен действовать самостоятельно, адекватно воспринимает себя и свои возможности, в трудной ситуации способен к активной позиции, способен самоорганизовать собственную жизнь, ориентирован на самооценку, а не на оценку окружающих. Сам процесс жизни воспринимает как интересный, эмоциональный, наполненный смыслом.
Средний уровень свидетельствует о некотором снижении ряда показателей социально-психологической адаптации личности, что может указывать на наличие психотравмирующей ситуации и включении механизмов психологической защиты. Межличностные взаимоотношения у представителей данной группы респондентов складываются более стихийно, но без выраженных проблем. Ориентированы в большей степени на сотрудничество, стремление помогать другим. В целом они эмоционально отзывчивы, великодушны, ориентированы на чувства людей. Результаты данной методики представлены в таблице 1.
Рис.1. Результаты уровня социально-психологической адаптации у учащихся в одиннадцатом классе.
Показатели результатов по методике «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».
Таблица 1.
Испытуемый |
Показатель |
Уровень адаптации |
1 |
0,89 |
Высокий |
2 |
0,67 |
Высокий |
3 |
0,72 |
Высокий |
4 |
0,78 |
Высокий |
5 |
0,52 |
Средний |
6 |
0,59 |
Средний |
7 |
0,61 |
Высокий |
8 |
0,64 |
Высокий |
9 |
0,63 |
Высокий |
10 |
0,57 |
Средний |
11 |
0,61 |
Высокий |
12 |
0,61 |
Высокий |
13 |
0,56 |
Средний |
14 |
0,69 |
Высокий |
15 |
0,59 |
Средний |
16 |
0,64 |
Высокий |
17 |
0,64 |
Высокий |
18 |
0,63 |
Высокий |
19 |
0,72 |
Высокий |
20 |
0,65 |
Высокий |
По результатам методики «Адаптивные стратегии поведения», было выявлено, что уровень активного изменение среды ниже среднего у 8 (40%) человек, выше среднего у 4 (20%) человек, средний уровень у 8 (40%) человек. Для этой стратегии характерно стремление активно воздействовать на среду или партнёра с целью изменить их, «приспособить» к своим особенностям и потребностям. Данная стратегия предполагает широкий арсенал средств и может реализоваться через активное давление на партнёра, преобразование среды, а также различные виды манипуляции.
Активное изменение себя на высоком уровне у 6 (30%) учащихся, на среднем у 5 (25%), а низкий уровень выявлен у 9 (45%) человек. Эта стратегия строится на активном изменении себя таким образом, чтобы среда перестала восприниматься как фрустрирующая. Такой эффект может достигаться через изменение восприятия ситуации, системы потребностей и ценностей, отработку адекватных форм поведения и реагирования. Эта стратегия предполагает именно сознательно и произвольно достигнутые изменения в себе. Как правило, такие изменения устойчивы и связаны с внутренней перестройкой личности.
Уход из среды и поиск новой в большей степени выражен у 2 человек (10%), у 5 человек (25%) на среднем уровне, а ниже среднего у 10 человек (50%). Третья стратегия представляет собой прямой уход индивида из ситуации с целью поиска новой среды, которая бы более гармонировала с его свойствами. Человек уходит от контакта с фрустрирующей средой и сосредотачивает силы на поиске новой, более приемлемой среды. В этом случае возможны изменения места жительства, работы, учебы, смена круга друзей, образование новой семьи.
Уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир в меньшей степени выражен у 7 учащихся (35%), на среднем уровне у 6 (30%), выше среднего у 7 (35%) . Четвёртая стратегия – это избегание контакта со средой посредством замыкания во внутреннем, «своём» мире. Проявления стратегии достаточно разнообразны и включают, в частности, поиск альтернативы реальному миру в собственных фантазиях, а также в религиозных и философских системах. Стратегия характеризуется концентрацией на внутренних состояниях и переживаниях, может сопровождаться психологическим подавлением, вытеснением фрустрирующих факторов, использованием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) для изменения внутреннего состояния.
Пассивная репрезентация. Это стремление самоутвердиться, отстоять своё «Я» часто реализуется через стратегию пассивной репрезентации себя. Стратегия проявляется в упрямой демонстрации своей позиции. В большей степени выражена у 7 человек (35%), средние показатели у 6 человек (30%), а низкие у оставшихся 7 (35%) учащихся. Как правило, здесь отсутствует активность, направленная на изменение ситуации: человек не стремится воздействовать на партнёра, так же как и отказывается от пересмотра своей собственной позиции. Случаи приверженности жёстким жизненным принципам, упрямство и иногда фанатизм являются проявлениями пятой стратегии адаптивного поведения.
Пассивное подчинение условиям среды. Шестая стратегия определяется тенденцией к пассивному подчинению условиям среды. В меньшей степени выражен у 4 учащихся (20%), на среднем уровне у 11 (55%), выше среднего у 5 (25%) . Изменения происходят под воздействием влияния извне, без самостоятельного сознательного анализа ситуации и, в большинстве случаев, не предполагают глубокой личностной перестройки. Наиболее яркое проявление этой стратегии – внешнее конформное поведение. Стратегия может проявляться в форме пассивного согласия с внешними требованиями, уступчивости, подчинения авторитету, иногда – в форме подражания.
Пассивное выжидание внешних изменений. В большей степени выражена у 7 человек (35%), средние показатели у 4 человек (20%), а низкие у оставшихся 9 (45%) учащихся. В проблемной ситуации индивид может занять позицию выжидания. Реализуя седьмую стратегию, человек стремится избежать неприятных влияний среды, просто выжидая, когда внешние условия сами изменятся в более благоприятную для него сторону. Откладывая решение проблемы на более поздний срок, человек временно ограничивает свои контакты со средой, оставаясь, по возможности, незаметным, «замороженным» до появления удовлетворяющих его условий. Такая стратегия предполагает надежду на благоприятные изменения среды или упования на то, что всё разрешится само собой. Результаты исследования адаптивных стратегий поведения изображены на рис. 2. и в таблице 2.
Рис.2. Результаты диагностики стиля адаптивного поведения.
В целом, различные стратегии поведения имеют неодинаковую значимость для адаптации по внутреннему и по внешнему критериям. Одна и та же стратегия может способствовать адаптации в одном направлении и одновременно являться нейтральной или даже приводить к негативному эффекту в другом. Максимальный эффект для адаптации по внутреннему критерию имеют стратегии, направленные на изменения среды, а для адаптации по внешнему критерию, наоборот, ориентированные на внутренние изменения.
Таблица 2.
1 стратегия |
2 стратегия |
3 стратегия |
4 стратегия |
5 стратегия |
6 стратегия |
7 стратегия | |
Ниже среднего |
8 человек (40%) |
9 человек (45%) |
10 человек (50%) |
7 человек (35%) |
7 человек (35%) |
4 человек (20%) |
9 человек (45%) |
Средний |
8 человек (40%) |
5 человек (25%) |
8 человек (40%) |
6 человек (30%) |
6 человек (30%) |
11 человек (55%) |
4 человек (20%) |
Выше среднего |
4 человек (20%) |
6 человек (30%) |
2 человек (10%) |
7 человек (35%) |
7 человек (35%) |
5 человек (25%) |
7 человек (35%) |
Так, для достижения состояния внутренней удовлетворённости наиболее эффективной является стратегия активного изменения среды (№ 1). Стратегия пассивной репрезентации себя (№ 5) также обеспечивает внутреннюю удовлетворённость, но в ограниченном диапазоне ситуаций. Стратегия погружения в свой внутренний мир (№ 4) связана с максимальной неудовлетворённостью; аналогичный эффект неудовлетворённости, но несколько более сглаженный, имеет стратегия активного изменения себя.
При этом адаптация по внешнему критерию будет наиболее успешной именно при использовании стратегии № 2, стратегия № 6 (приспособление) способствует достижению бесконфликтного взаимодействия, а вот стратегия № 5 (пассивная репрезентация) нарушает социальное взаимодействие, снижая адаптированность по внешнему критерию.
2.3 Рекомендации по успешной
адаптации учащихся старших
В наших силах помочь взрослым детям – учащимся 11 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе.
1. Первые месяцы обучения
в старшей школе становятся
периодом адаптации к новым
условиям и приобретения
2. В старших классах происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому взрослые должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
3. Плохие отметки (с
точки зрения самого учащегося)
могут привести не только к
понижению самооценки, но и к
изменениям в поведении
4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
5. Нередко встречающаяся в старших классах проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженных лет в средних классах и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в старших классах - начало действий при построении их профессионального будущего.