Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.
Введение……………………………………………………………....................
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……….
7
§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга……………………………………………………
7
§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………
12
§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………….
20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………………………………
25
§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
25
§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
31
§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………..…………………..
44
Литература………………………………………………….......................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста………. |
7 | |
§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга…………………………………………………… |
7 | |
§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста……………………………………………… |
12 | |
§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста………………. |
20 | |
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
развития мелкой моторики у детей среднего
дошкольного возраста в процессе ручного
труда………………………………………………………………… |
25 | |
§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……... |
25 | |
§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……... |
31 | |
§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……………………………………………………….. |
38 | |
Заключение…………………………………………………. |
44 | |
Литература…………………………………………………. |
46 | |
Приложения…………………………………………………… |
48 |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее [25].
На руке находятся биологически активные точки организма человека.
И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, И.М. Сеченовым доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики у дошкольников стимулирует развитие языкового аппарата.
По мнению исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [19]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук [19].
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу следует делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики. Тем самым происходит воздействие на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Уже в младшем дошкольном возрасте для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и мн.др.
В среднем дошкольном возрасте помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручного труда.
В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников.
В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей.
Проведенные исследования (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков) показывают, что благодаря занятиям по ручному труду у ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.
Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.
Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова; педагоги – В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что ручной труд вводится в программу воспитания и обучения дошкольников в старшем дошкольном возрасте, тогда как его роль в развитии мелкой моторики руки ребенка очень велика. Поэтому необходимо включать элементарные занятия ручным трудом уже в среднем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить опыт работы
3. Разработать систему занятий по ручному труду для детей среднего дошкольного возраста и проверить ее эффективность как средства развития мелкой моторики.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Экспериментальная база: дети среднего дошкольного возраста (четырех с половиной лет – пяти лет) МДОУ № 117 «Радостный» г. Брянска в количестве 12 человек.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга
По определению Т.А. Ткаченко, мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [29].
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
С анатомической точки зрения (Л.В. Антакова-Фомина), около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики [1].
В быту человеку ежеминутно
требуется совершать какие-
В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных и др. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию [7]. Действия ребёнка с предметами, как это было замечено уже давно, оказывают большое влияние на развитие функции мозга. Русский просветитель Н.И. Новиков писал, что натуральное побуждение к действию над вещами есть основное средство не только для того, чтобы дать им знания о вещах и их назначении, но и для всего их умственного развития [24]. Эту мысль нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придаётся такое большое значение в развитии психики ребёнка.
Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. В исследованиях П.Я. Гальперина [15] показано, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Учёные считают, что игра младенца с предметами не инстинктивно врождённое действие. Своими исследованиями они доказали, что предметные действия развиваются в процессе общения ребёнка со взрослыми, воспитываются и это воспитание требует определённых условий.
И.П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние [24].
Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Педагоги дошкольных образовательных учреждений строят комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры и прикладной блок – оригами, пальчиковый театр.
Цель пальчиковой гимнастики – стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки (первые три пальца и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре головного мозга. Зона влияния стимулирует взаимодействие между различными зонами коры головного мозга внутри полушарий [24], влияет на развитие речевых зон головного мозга, совершенствует координацию органов артикуляции, чем положительно влияет на звукопроизношение.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [16].
Отечественной народной педагогикой созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.
Исследования же отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [16]. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга [19]. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.