Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.
Введение……………………………………………………………....................
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……….
7
§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга……………………………………………………
7
§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………
12
§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………….
20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………………………………
25
§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
25
§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
31
§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………..…………………..
44
Литература………………………………………………….......................
Большое значение для развития мелкой моторики у ребенка имеет работа с такими видами материалов, как опилки, стружки, спички и веточки, крупы. Этот материал имеет маленький размер и поэтому требует от ребенка более точных движений пальцев рук, способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА
§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте, а уже к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию
мелкой моторики должна начинаться задолго
до поступления в школу. Педагоги,
которые уделяют должное
Проанализировав образовательные программы для дошкольных учреждений и опыт работы детских образовательных учреждений, следует отметить, что программа деятельности каждого из них отражает проблему развития мелкой моторики в процессе ручного труда, но в основном рассматривается работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Так, в МДОУ «Тополек» г.Краснодара разработана программа развития мелкой моторики дошкольников в процессе ручного труда и экологии «Кладовая природы».
Процесс творческого развития начинается в дошкольниках с прогулки на участок детского сада, экскурсии в парк и луг. Здесь можно увидеть диковинные растения, причудливые коряги и сучки, семена растений, плоды деревьев. Всё это можно использовать для знакомства с природой и изготовления поделок.
А дополнительные материалы, такие как вата, клей, ножницы, картон, цветная бумага, бусинки, проволока, шерсть можно принести из дома. Практически в любое время года, можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Весной вырастают первые цветы, есть мох, маленькие веточки, можно найти обломанные сучки. Летом можно собрать разнообразные цветы, фрукты, листья. Осень - благодатная пора для творческого развития дошкольников. Яблоки, каштаны, жёлуди, кукуруза, разноцветные листья - побудят дошкольников к творчеству. Зимой простор предоставляют орехи, шишки, сухофрукты. Главный помощник в изготовлении поделок из природного материала - сама природа. Небольшой вводный курс, включающий разделы «Перенос образцов на кальку», «Обзор природных материалов», «Подготовка к работе» помогут дошкольникам освоить азы творческого искусства. Работу целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (5-6), по 25-30 минут, 2 раза в неделю. Причём ежедневно можно брать для занятий разные подгруппы дошкольников. Чтобы одну и ту же тему занятия могли освоить все дошкольники группы.
Задачи:
Учить дошкольников изготавливать поделки из природного материала.
Развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Развивать творчество, воображение, речь.
Учить дошкольников работать в коллективе.
Искусство оригами, известное с давних времён, широко применяется в МДОУ «Искорка» г. Нижнего Новгорода. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского – «ори» - бумага, «ками» - складывать.
Так как программы воспитания и обучения в детском саду предлагают недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования, в данном детском саду разработана более широкая программа работы с оригами. Первый опыт по конструированию из бумаги – складывание прямоугольного листа пополам, для ребёнка, у которого не было (или был недостаточный опыт работы с бумагой), чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками листа. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно.
Это побудило воспитателей продолжить работу по обучению детей оригами. Ведь изготовление поделок развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи.
Значение оригами для развития ребёнка:
1. Развивает у детей
точность движений пальцев рук,
2. Учит детей различным приёмам с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
3. Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться.
4. Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
5. Активизирует воображение детей и фантазию.
6. Развивает художественный вкус и творческие способности.
Цель обучения детей оригами:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.
Использование оригами в театрализованной деятельности
Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Ребята с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться ими, развивает творческие способности и психические процессы. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: «Федорино горе», «Крокодил» К. Чуковского, сказок «Колобок», « Репка», «Теремок» и другие.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.
В МДОУ «Мишутка» г. Брянска уже с младшей группы используется в работе по развитие мелкой моторики рук ниткопись. Сначала дети делают простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняли: “Дом”, “Машина”, “Ракета” и т.д.
В старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (выкладывание букв или цифр, уже без образца).
В подготовительной группе задача усложняется: предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Дети ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) были найдены не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.
Технология обучения детей дошкольного возраста оригами с опорой на символы-ориентиры разработана в МДОУ «Теремок» г. Ковылкино.
Детям среднего дошкольного
возраста сложно воспринимать такие
определения как угол, сторона, центр,
диагональ, вершина. Поэтому для
успешного овладения складывани
Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устная инструкция, демонстрация схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей среднего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В среднем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации используются игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяется художественное слово.
Фигуры, сложенные из бумаги, применяются в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения: сказок «Колобок», «Репка», «Заячья избушка», «Теремок» и другие. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка. Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию их знакомят со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой, что также способствует развитию мелкой моторики.
Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности. В игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила познавательный, исследовательский характер предлагается использовать для складывания самолётиков бумагу, различную по фактуре, утяжелять самолётики дополнительным грузом.
Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты, придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.
Таким образом, анализ опыта работы детских образовательных учреждений по проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста показывает, что среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно осуществлять ее развитие, одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом ручного труда детей и вводить его в программу образовательного учреждения уже в средней группе.
§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Экспериментальная работа осуществлялась в МДОУ № 117 «Радостный» г. Брянска. Всего исследованием было охвачено – 12 детей. Возраст детей – четыре с половиной – пять лет. Обследование проводилось в течение нескольких дней, каждый ребенок диагностировался индивидуально.
Цель исследования: диагностика уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе исследования применялись задания, предложенные М.М.Кольцовой [19] и Н.И. Озерецким [27].
Задание 1. (По М.М.Кольцовой)
Цель: выявление уровня развития кинестетического праксиса (системы произвольных действий)
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Кошечка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после предварительного показа. При выполнении сложных фигурок первый раз помогаем ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
Задание 2. (Тест Н.И. Озерецкого “Кулак - ребро - ладонь”).
Цель: выявление уровня развития сформированности координации движений.
Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.
Задание 3. (По М.М.Кольцовой)
Цель: выявление уровня развития сформированности «содружества» обеих рук в работе.