Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.
Введение……………………………………………………………....................
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……….
7
§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга……………………………………………………
7
§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………
12
§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………….
20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………………………………
25
§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
25
§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...
31
§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………..…………………..
44
Литература………………………………………………….......................
«Вырезание ножницами»
«Сгибание листа бумаги пополам»
Оценка результатов
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого.
Таким образом, чем больше ребёнок набирает баллов, тем лучше развита у него мелкая моторика.
5 баллов и ниже – низкий уровень;
6-8 баллов – средний уровень;
9-10 баллов – высокий уровень.
Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, представлены в приложении 1, а общие результаты исследования показывает таблица 1.
Таблица 1
Уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Уровни развития мелкой моторики |
Количество детей |
Количество в % |
Высокий |
2 |
16,7 |
Средний |
4 |
33,3 |
Низкий |
6 |
50 |
Анализ результатов проведенного эксперимента показывает, что у половины детей (50%), принявших участие в эксперименте, выявлен низкий уровень развития мелкой моторики.
У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, не умеют их держать правильно; сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.
Четыре дошкольника (33,3%)
представили средний уровень
развития мелкой моторики. У детей мелкая моторика развита недостаточно.
Они испытывают трудности при вырезании,
конструировании из бумаги. Недостаточно
развита и общая моторика, координация
движений.
Хотя в единичных случаях мелкая моторика
развита достаточно хорошо, а дети испытывают
трудности только при быстрой смене упражнений
(“Кулак - ребро - ладонь”) и при вырезании.
Только у двух обследованных детей (16,7%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко (рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в%.
Таким образом, результаты исследования показывают преобладание низкого и среднего уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, высокий уровень представлен незначительно.
Следовательно, необходима целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук в процессе ручного труда у детей среднего дошкольного возраста.
Для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда была организована работа кружка «Умелые ручки», задачами которого явились:
1. Развитие творческих
и конструктивных способностей
с учётом индивидуальных возмож
2. Развитие умения
создавать конструкции по
3. Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить дело до конца.
В план работы кружка включена работа с бумагой, крупой, бросовым материалом, природным материалом.
Первое направление - технику оригами дети в любом возрасте любят складывать разные фигурки из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.
На занятиях по ручному труду с использованием оригами и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти (Приложение 2).
Второе направление – работа с крупой. Эта работа интересная, но очень кропотливая и сложная, так как материал очень мелкий. На занятиях дети знакомились с различными видами круп, проводили игру «Чудесный мешочек», рассматривали готовые работы. В процессе работы получались интересные, красочные поделки. Дети узнали, что из круп можно не только готовить различные блюда, но и выполнить красивые работы (приложение 3).
Третье направление – работа с бросовым материалом. Этим видом деятельности дети занимались с большим интересом. Была проведена экскурсия к плотнику, где ребята практически увидели, что можно сделать из дерева, как получаются стружка и опилки, какими инструментами пользуется плотник. Перед началом работы материал красили гуашью, сушили, чтобы работы получались яркие и красивые. В процессе работы у детей развивалась мелкая моторика рук, потому что пришлось работать с мелким и хрупким материалом, они закрепляли приёмы работы с ножницами, красиво оформляли свои работы (приложение 4).
Четвертое направление – работа с природным материалом. При работе с природным материалом в основном использовали пластилин и клей для соединения деталей. Иногда приходилось под наблюдением воспитателя применять в своей работе такие инструменты как шило и напильник. Эти занятия требовали от детей осторожности, внимания, терпения, аккуратности (приложение 5).
После систематических занятий кружка «Умелые ручки» было проведено повторное исследование мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста по тем же методикам, результаты которого отражает таблица 2.
Таблица 2
Уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста при повторном исследовании
Уровни развития мелкой моторики |
Количество детей |
Количество в % |
Высокий |
4 |
33,3 |
Средний |
5 |
41,7 |
Низкий |
3 |
25 |
Анализ результатов повторного эксперимента показывает, что у Только у четырех детей (33,3%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.
Пять дошкольников (41,7%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.
У трех детей (25%) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения еще раскоординированы (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста при повторном исследовании в%.
Таким образом, результаты повторного исследования показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось (рисунок 3).
Рисунок 3. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики в процессе ручного труда у детей среднего дошкольного возраста в начале и конце эксперимента в%.
Как показал сравнительный анализ результатов исследования, после проведения кружковой работы, у детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики.
Следовательно, ручной труд является эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста при условии, что содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям; занятия ручным трудом являются систематическими, что подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.
§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, можно добиться определённых результатов.
Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) и многое другое.
Для развития ручной умелости рекомендуется проводить:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстёгивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- выполнять аппликации.
Ручной труд – это особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
На развитие творческих
способностей детей по конструирования
и ручному труду большое
На занятиях по ручному труду игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.
Учитывая изменения в общем психическом развитии детей 4 – 5 лет изменяется и расширяется детская деятельность, появляются предпосылки трудовой деятельности.
На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.
У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результата. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.
Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:
1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:
2. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
3.Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).
4. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Реализация поставленных задач предлагается по трём направлениям:
1) изготовление индивидуальных
игрушек, обеспечивающих детям
возможность в течение длительн