Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....................
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……….

7

§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга……………………………………………………

7

§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………

12

§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………….

20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………………………………


25

§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...

25

§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...

31

§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………..


38
Заключение…………………………………………………..…………………..
44
Литература………………………………………………….......................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

«Вырезание  ножницами»

«Сгибание листа  бумаги пополам»

Оценка результатов

(+) – 1 балл – с  заданием справился;

(-) – 0 баллов – с  заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого.

Таким образом, чем больше ребёнок набирает баллов, тем лучше  развита у него мелкая моторика.

5 баллов и ниже – низкий уровень;

6-8 баллов – средний уровень;

9-10 баллов – высокий уровень.

Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, представлены в приложении 1, а общие результаты исследования показывает таблица 1.

Таблица 1

Уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного  возраста 

 

Уровни развития мелкой моторики

Количество 

детей

Количество  в %

Высокий

2

16,7

Средний

4

33,3

Низкий

6

50


 

Анализ результатов  проведенного эксперимента показывает, что у половины детей (50%), принявших участие в эксперименте, выявлен низкий уровень развития мелкой моторики.

У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество  пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, не умеют их держать правильно; сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.

Четыре дошкольника (33,3%) представили средний уровень  развития мелкой моторики. У детей мелкая моторика развита недостаточно. Они испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги. Недостаточно развита и общая моторика, координация движений. 
Хотя в единичных случаях мелкая моторика развита достаточно хорошо, а дети испытывают трудности только при быстрой смене упражнений (“Кулак - ребро - ладонь”) и при вырезании.

Только у двух обследованных  детей (16,7%) выявился высокий уровень  развития мелкой моторики. Хорошо развита  отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук  точные, ловкие, со всеми заданиями  справляются быстро и легко (рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в%.

 

Таким образом, результаты исследования показывают преобладание низкого и среднего уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, высокий уровень представлен незначительно.

Следовательно, необходима целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук в процессе ручного труда у детей среднего дошкольного возраста.

Для развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста  в процессе ручного труда была организована работа кружка «Умелые ручки», задачами которого явились:

1. Развитие творческих  и конструктивных способностей  с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Развитие умения  создавать конструкции по образцу,  словесной инструкции, развитие  мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики  рук и координации движений.

3. Воспитание усидчивости,  самостоятельности, умения доводить дело до конца.

В план работы кружка включена работа с бумагой, крупой, бросовым материалом, природным материалом.

Первое направление - технику оригами дети в любом  возрасте любят складывать разные фигурки  из бумаги. Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), интересные объемные фигурки животных, цветы замечательно выглядят на выставках детского творчества.

На занятиях по ручному  труду с использованием оригами  и элементов бумажной пластики, дети учатся вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, вырезать по контуру и на глаз, в результате чего происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти (Приложение 2).

Второе направление – работа с крупой. Эта работа  интересная, но очень кропотливая и сложная, так как материал очень мелкий. На занятиях дети знакомились с различными видами круп, проводили игру «Чудесный мешочек», рассматривали готовые работы. В процессе работы получались интересные, красочные поделки. Дети узнали, что из круп можно не только готовить различные блюда, но и выполнить красивые работы (приложение 3).

Третье направление – работа с бросовым материалом.  Этим видом деятельности дети занимались с большим интересом. Была проведена экскурсия к плотнику, где ребята практически увидели, что можно сделать из дерева, как получаются стружка и опилки, какими инструментами пользуется плотник. Перед началом работы материал красили гуашью, сушили, чтобы работы получались яркие и красивые. В процессе работы у детей развивалась мелкая моторика рук, потому что пришлось работать с мелким и хрупким материалом, они закрепляли приёмы работы с ножницами, красиво оформляли свои работы (приложение 4).

Четвертое направление – работа с природным материалом. При работе с природным материалом в основном использовали пластилин и клей для соединения деталей. Иногда приходилось под наблюдением воспитателя применять в своей работе такие инструменты как шило и напильник. Эти занятия требовали от детей осторожности, внимания, терпения, аккуратности (приложение 5).

После систематических  занятий кружка «Умелые ручки» было проведено повторное исследование мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста по тем же методикам, результаты которого отражает таблица 2.

Таблица 2

Уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного  возраста при повторном исследовании

 

Уровни развития мелкой моторики

Количество 

детей

Количество  в %

Высокий

4

33,3

Средний

5

41,7

Низкий

3

25


 

Анализ результатов  повторного эксперимента показывает, что у Только у четырех детей (33,3%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.

Пять дошкольников (41,7%) представили средний уровень  развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.

У трех детей (25%) наблюдается  низкий уровень развития мелкой моторики. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения еще раскоординированы (рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста при повторном исследовании в%.

 

Таким образом, результаты повторного исследования показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось (рисунок 3).

Рисунок 3. Сравнительный  анализ уровня развития мелкой моторики в процессе ручного труда у детей среднего дошкольного возраста в начале и конце эксперимента в%.

 

Как показал сравнительный  анализ результатов исследования, после  проведения кружковой работы, у детей  значительно повысился уровень  развития мелкой моторики.

Следовательно, ручной труд является эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста при условии, что содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям; занятия ручным трудом являются  систематическими, что подтверждает выдвинутую в работе гипотезу.

 

§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного  возраста в процессе ручного труда

 

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Роль рук не случайно в истории развития человечества подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, можно добиться определённых результатов.  

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости – рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание,  сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по  подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) и  многое другое.

Для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- запускать пальцами мелкие «волчки»;

- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером   заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- завязывать узелки на шнурке, веревке;

- застегивать (расстёгивать) пуговицы;

- играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

- выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

- мять руками поролоновые шарики, губки;

- рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

- резать (вырезать) ножницами;

- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

- выполнять аппликации.

Ручной труд – это  особая форма детской деятельности. Интерес к нему у детей существенно  зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.

На развитие творческих способностей детей по конструирования  и ручному труду большое влияние  оказывает использование игровых  приёмов.

На занятиях по ручному труду игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.

Учитывая изменения  в общем психическом развитии детей 4 – 5 лет изменяется и расширяется  детская деятельность, появляются предпосылки  трудовой деятельности.

На пятом году у  детей совершенствуются способы  работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы; в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.

У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение  качественного результата. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.

Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни  позволяют определить задачи педагогической работы:

1. Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:

2. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

3.Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).

4. Развивать мелкую  моторику рук и координацию  движений.

Реализация поставленных задач предлагается по трём направлениям:

1) изготовление индивидуальных  игрушек, обеспечивающих детям  возможность в течение длительного времени заниматься с ними;

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда