Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение эффективности ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия эффективного развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда.
Гипотеза: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:
1) содержание занятий ручным трудом соответствуют возрастным особенностям детей, их познавательным способностям;
2) занятия ручным трудом станут систематическими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………....................
3
Глава 1. Теоретические аспекты использования ручного труда как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……….

7

§1.1. Понятие мелкой моторики и ее взаимосвязь с основными функциями мозга……………………………………………………

7

§1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………

12

§1.3. Эффективность ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста……………….

20
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………………………………


25

§2.1. Опыт работы ДОУ по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...

25

§2.2. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда……...

31

§2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда………………………………………………………..


38
Заключение…………………………………………………..…………………..
44
Литература………………………………………………….......................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ2.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

2) изготовление различных  игрушек эпизодически, индивидуально  или совместно со взрослыми;

3) обучение работе  по образцу (картинке, рисунку)  с различными конструктивными  материалами.

Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной  работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.

Игрушки и поделки  можно изготавливать из следующих  материалов:

- готовые формы (цилиндры, конусы и различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т.д.);

- текстильные материалы (лоскутки тканей, шнур, верёвка, сутаж);

- синтетические материалы.

Если интересы детей  можно как-то сгруппировать (например, большинство девочек захотело иметь  кукол из ниток, а большинство  мальчиков – машины), то показ  и обучение детей способам изготовления игрушек можно провести по подгруппам. Можно также организовать работу более мелкими подгруппами или даже индивидуально. Не надо торопить детей сразу сделать всю игрушку полностью. Отделку и доработку игрушки целесообразно провести позднее.

После изготовления игрушки можно ставить другие цели: оборудование для нее жилища и предметов быта, изготовление средств передвижения, оборудование природного окружения вокруг домика и т. п.

Дети данного возраста не могут выполнять работу пооперационно: кто-то делает только вагоны, а кто-то – колёса к ним, и т. п. Дети могут только объединять готовый результат своего труда. Например, если все решили сделать железную дорогу для гномов, то каждый ребёнок получает задание сделать вагончик или платформу для своего гнома и затем объединить их в общий поезд. Паровоз или электровоз делает воспитатель.

В совместной деятельности с ребенком педагог выступает  не только в роли учителя, передающего  малышу свой опыт, знания, способы работы. Он старается постепенно стать для  ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности. Появление элементов сотрудничества со взрослым в совместной деятельности – важный этап для дальнейшего формирования коллективной деятельности и установления между ними взаимоотношений в этой деятельности.

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей.

Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:

– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки  должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке;

– первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. Это необходимо для появления у ребенка интереса к работе;

– усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности;

– предлагаемые детям  для воспроизведения образцы  должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).

Наиболее целесообразно  использовать для этого мелкий и  средний по размерам строительный материал и различные конструкторы, готовые объёмные формы и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Познают мир «руками» не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки.

Онтогенез движений рук  ребёнка в психолого-педагогической литературе исследован достаточно полно  многими авторами. Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается и в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных деталей. В старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием: шитьём, вышиванием, вязанием, макраме.

Проблемам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посвящены исследования многих физиологов, педагогов и психологов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, М.М. Кольцовой, В.А. Сухомлинского, Ю.А. Соколовой, Н.И. Новикова, Т.В. Фадеевой, А.В. Мельниковой и других.

Исследования теоретических  аспектов проблемы развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда, позволили выдвинуть следующую гипотезу: ручной труд будет эффективным средством развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, если:

1) содержание занятий  ручным трудом соответствуют  возрастным особенностям детей,  их познавательным способностям;

2) занятия ручным трудом  станут систематическими.

Для проверки данной гипотезы была проведена экспериментальная диагностическая и формирующая работа.

В экспериментальной  работе участвовали дети четырех с половиной - пяти лет в количестве 12 человек.

Эксперимент был построен в три этапа. На первом этапе было проведено исследование уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.

В ходе первого  этапа были получены данные, свидетельствующие о том, что большинство детей имеют низкие и средние показатели развития мелкой моторики рук.

Далее была организована работа кружка «Умелые ручки», направленная на развитие мелкой моторики рук в процессе ручного труда.

Работа кружка осуществлялась по трем направлениям: работа с крупой, бросовым материалом, природным материалом.

В ходе повторной диагностики были получены данные, которые свидетельствуют о росте уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.

То есть, в  ходе экспериментальных исследований была подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М., 1991.
  2. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974
  3. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких». – М., 2001.
  4. Безубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 – с. 120
  5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46.
  6. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – М., 2005 – 256 с.
  7. Бехтерев В.Н. Общие основы рефлексологии человека. – М., 1928.
  8. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.- М., 1992.
  9. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.,1988.
  10. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. Петровского А.В. – 2-е изд., исправ. и допол. – М.: Просвещение. – 1979 – 288 с.
  11. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. – 2002 – 256 с.
  12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.
  13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982.
  15. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я. Гальперин. – М., 1985.
  16. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова – М., 2002 – 64 с.:
  17. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М., 1991.
  18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 2009.
  19. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». - М.,1973
  20. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
  22. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д., 1998.
  23. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль, 1998.
  24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова и др. – М., 1991.
  25. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2006.
  26. Монтессори-метод в современном опыте / Т. Афанасьева, Г. Люблина, Д. Сороков, Л. Гребенников. – М., 2003.
  27. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» - М., 1999.
  28. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику». -М. Издательство ЭКСМО, 2007.
  29. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков». - М.: Издательство ЭКСМО, 2010.
  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. – М., 2011.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ручного труда