Организации условия организации занятий по лепке с использованием образцом народной глиняной игрушки с детьми старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить условия организации занятий по лепке с использованием образцов народной глиняной игрушки. Задачи исследования:
Выявить психолого-педагогические аспекты обучения детей дошкольного возраста лепке.
Рассмотреть виды образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Изучить педагогический опыт работы педагогов по использованию образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Это традиционная   классификация.

В последнее  время разработана   новая   классификация   методов.  Автором  новой   классификации   является: Лернер И.Я. Она    включает   следующие  методы   обучения:

  • Информативно-рецептивный;

  • Исследовательский;

  • Эвристический;

  • Метод   проблемного изложения  материала.

В информационно – рецептивный   метод  включаются  следующие   приемы:

> рассматривание;

>наблюдение; 
>экскурсия;

>образец   воспитателя;

> показ    воспитателя.

Словесный метод  включает в себя:

>Беседу;

 >Рассказ,  искусствоведческий рассказ;

>Использование   образцов педагога;

>Художественное слово.

Эвристический  метод   направлен на проявление,   самостоятельности  в каком-либо момент  работы   на  занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить  часть работы  самостоятельно.

Исследовательский метод направлен   на развитие у детей  не только  самостоятельности, но  и фантазии  и творчества. Педагог, предлагает   самостоятельно   выполнить  не какую – либо  часть, а всю  работу.

Итак, вся  работа  по   ознакомлению  детей   с предметами  декоративного  искусства   и декоративной   лепкой   должна  строиться по двум   направлениям. Первое -    это самостоятельная  деятельность   детей с предметами народного творчества, второе -  самостоятельное   создание   детьми   интересных, красивых,  декоративных   предметов из глины. Как   показывает    практика, оба  направления  действуют   одновременно   и дополняют  друг  друга. Приобретенный  запас    знаний, умений дает   ребенку   возможность  выражать   свои   впечатления,   переживания.

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2 Виды  образцов  народной глиняной игрушки.

Глиняная игрушка – одно из  ярких  проявлений  массовой культуры, глубоко  жизненное и демократичное. Уже более ста лет  народная  игрушка привлекает внимание  специалистов. Ее изучают  историки, археологи, этнографы, педагоги, художники  искусствоведы. За это время о ней написаны  десятки монографий, сотни научных  и популярных статей. Благодаря им сегодня о народной игрушке известно многое. Мы имеем  представление об ее историко-культурной  роли,  о происхождении и бытовании в народной среде, знаем о ее  художественной  природе, о  промыслах и мастерах-игрушечниках.  Проходит  время и периодически возникает  потребность снова вспомнить уже известное, знакомое,  вновь в прошлом и настоящее. И в старину, и в наши дни постоянно происходит процесс накопления нового,  отбор  близкого, понятного, интересного самому мастеру и  потребителю, отказ от инородного,  чуждого лучшим  традициям промысла.  Предполагается, что в    далекой   древности  фигурки  из глины имели  культовое   назначение, изображали   определенные  символы, которые   использовались       в  обрядах,  прежде всего  для  заклинания от  бед,  катастроф, злых сил. Например,  женская фигурка   с птицей -   символ  богини Мать – сыра   земля.    Поклонение ей, по  поверью,   обеспечивало   человеку   ее   покровительство   и благополучие в жизни. Постепенно   ритуальное    значение   утрачивалось, но   символическая  способность   изображения   осталась  и глубоко  была  воспринята   народным  искусством,  фольклором:  конь -   огонь, птица -  воздух, утица – вода,  соединение  воды и воздуха,  двух   животворных  стихий;  медведь – весна,  пахарь,    пробуждение   земных сил; заяц – осторожность;  собака – верность, защита  и так далее.

Считалось, что  громкий  звук, свист  отпугивает злое.  Возможно,    поэтому   и перешли   свистульки  да   погремушки  к детям как  к   наиболее     нуждающимся   в защите   от  всяких  бед    напастей.

В разных музеях   страны  бережно   хранятся   коллекции  глиняных   игрушек как   образцы  яркого   проявления   народного  таланта. «Потешная  копилка   народной памяти» - так  можно   определить   духовную  ценность  самобытного  народного искусства. Игрушка -  одно  из тех   проверенных   веками  средств, с помощью  которых  старшее   поколение  сохранило, а   младшее   восприняло  и передало   дальше   важную  часть  накопленного  опыта. Свои   веру,  знания,  любовь и нежность  к  детям   взрослые     воплощали  в игрушках,  насыщая  их   добротой и  красотой.

Материалом   для   декоративной    лепки  является  глина -   продукт   разрушения   горных пород. Она    бывает   разных  цветов,  что    зависит   от   красящих   веществ, которые    входят в ее  состав. Кроме  того  в ней    имеются  смола, воск, песок,  растворимые  соединения   железа.   Если    в глине   низкий    процент  песка, то  она   считается   жирной  и пластичной, если    песка  много – ее     называют  тощей.  Лепить  из  тощей   глины  нельзя – она     рассыпается.

Глину  можно   выбирать   прямо  из  грунты.  Хорошие   платы   жирной наносной   глины   встречаются   вблизи  рек  и ручьев. 

                     Подготовка к работе

Глина -  особый материал. Он непрост в работе и требует  определенной подготовки. Цвет  глины может быть различным,  главное чтобы глина была не жирной. Признаки жирной глины: липнет к рукам, трудно смывается, состоит из мелких частичек, при сушке сильно растрескивается. В этом случае добавляется песок, традиционно промытый и  просеянный.

Лепка-  фигурка барышни лепится с основанием – колокола – юбки. Затем присоединяется стан, руки, голова, украшение оборки. Детали (сумочка, шляпка или кокошник, цветок или зонтик) присоединяются в последнюю очередь. Соединенные части и детали тщательно прикладываются   и заглаживаются с помощью стеков и тряпочки, иначе при сушке фигурка  распадается.

Сушка - выполненное  изделие сушат в помещении при комнатной температуре, не размещая их близко к источнику тепла. Время  высыхания игрушки зависит от   объема, размера изделия. Обычно  от  3 – 4 дней до 2 недель.

Обжиг – при обжиге глина теряет влагу и становится крепкой, как камень. Старые мастерицы обжигали высушенные игрушки в русских печах. Когда поленья прогорали и в печи оставались горячие угли, в ней размещались железные противни с игрушками. Печь плотно закрывалась, и игрушки обжигались, раскаляясь докрасна.

Побелка – дымковские игрушки не расписываются  по цвету обожженной глины, их «белят». Побелка  в старину заключалась в покрытии изделия несколькими слоями мела, разведенного на снятом нежирном молоке. Сегодня для побелки достаточно покрыть изделие водоэмульсионной краской. При необходимости покрытие можно повторить. Теперь изделие готово к росписи.

Роспись – роспись игрушки – это художественное подлинное творчество. Каждое красочное сочетание, каждый орнамент рождается непосредственно в момент работы,  как  результат творческой фантазии. Цвет дополняет и динамически завершает образ. Роспись передает характер и внешний вид нарядной одежды, окрашивая простым, но  предельно красочным    и  декоративным орнаментом. Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление  богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из золота.  Такое  украшение, сверкающее позолотой, присуще только дымковским игрушкам.

Цветовой строй каждый игрушки очень индивидуален. В  большинстве цветовые сочетания определяются при обладании  теплых или холодных цветов. В первом случае яркость,  например желтых, оранжевых и красных элементов, усиливается небольшими элементами синего или зеленого цвета. Традиционны  и приемы росписи  женских фигурок. Так, например,  наряд няни – кормилицы  предельно скромен, но не лишен праздничности.  Юбка  кормилицы чаще расписывают под шотландку. По  горизонтали юбки располагают ряды красных  или  малиновых полос одинаковой  толщены.

Полосы разного цвета или величины, включая волнистые линии, размещают вертикально, образуя клеточный узор. В росписи учувствуют от 6 до 10 цветов. 

Дымковская игрушка

 Изделия кировских мастеров  удивляют пластикой формы, особыми  пропорциями, необычным  по яркости  узором. Всем  нравятся живые, праздничные, пышные по  лепному оформлению  и росписи  куклы барыни –  франтихи, козлы, кони, петухи с яркими  хвостами. Промысел зародился  в далеком прошлом. Самое  раннее описание дымковских игрушек  относится к 1811 г. Автор  его -  Николай Захарович  Хитрово.  В описании рассказывается о народном вятском празднике  - «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались  расписанные глиняные куклы с позолоченными узором.   Точных сведений  о возникновении этого праздника нет. Однако  известно, что в ХlX в. Он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем. Н.З. Хитров писал, что  на гулянье люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них.  Так  и повелось, что «в Вятке делают игрушки  для свиста».  Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли   в Оренбургскую губернию и другие места  далеко за пределы города,  демонстрировали на промышленных и художественных выставках.

Дымковская игрушка весьма специфична. В ее создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности,  пышности форм  и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» женщина смотрит прямо перед собой, она как бы замерзла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность  чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняются и поддерживают  традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои  особенности в работе. У  одних куклы высокие, статные, у других -  немного меньше по размеру, шире в плечах. По – разному  укладываются локоны у барынь – франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются  изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах:  у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие – в холодных – голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие меньше покрыты узором. Мастерицы все время  работают над  образом, его пластичностью,  и у каждой есть любимые темы. Так, Л.С. Фалалеева любит жанровые сцены. Ею выполнены «Свадьба», «Рыбная ловля», «Торговые ряды (Чем богата Вятка)».

Новые материалы и условия работы несколько отличают  современную игрушку от старой.   Во – первых, современные  мастерицы, вылепив игрушку, тщательно заглаживают поверхность влажной тряпкой, благодаря чему все их работы безукоризненны по своей  отделке. Этот способ  отсутствовал у старых мастеров. Во – вторых, вместо мела, разведенного на молоке, используется новая  краска для грунта – эмульсионные,   белила, которые наносятся на изделие кистью.  В старину изделие  несколько раз  погружалось в грунт. Раньше обжиг изделий  проводится в русской печи, теперь муфельные печи делают  обжиг более ровным.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или  «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно  привлекает внимание детей: им нравится  рассматриваться игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

   Не менее известным центром народного промысла является деревня  Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную  глиняную  игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины.  Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон,  не делал игрушки). Сейчас в деревне  организованы  мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенева,  П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. каждая из них   делает игрушки по своим правилам и законам. Люди и животные, выполненные  художницами, отличаются  по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и в то же время просты по исполнению  и очень выразительны. Сюжеты  филимоновской игрушки традиционны – это  барыни, крестьянки, солдаты с эполетами,  танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и  таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие  тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки, трудно спутать с какими -  либо другими, так как они имеют свои   традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообрызные юбки с незаметным  расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка  заканчивается высокой изящной шляпкой.   Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых   во фрунт солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны.

Когда смотришь на собранные вместе  филимоновские игрушки,  то невольно появляется радостное  настроение. Игрушки  полыхают огнем, переливаются всеми цветами  радуги.  Налепов в  филимоновской  игрушке мало, особенно если сравнить  ее с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем росписи.  Филимоновские мастера оформляют  налепами лишь глаза животных, чем достигают особой  выразительности  образа.

 Маленький ребенок,  прежде  всего, видит  в филимоновской  игрушке забаву, фантастическое  изображение предмата, которое пробуждает его творчество.

 И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. «Этот  кот с гармошкой, - говорит малыш, - а это лиса с петухом».

И это действительно так: ведь филимоновские  игрушки, как правило, - свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними.

 

Каргопольская  игрушка

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь – древний  русский город, окруженный лесом. С давних  времен  жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей  частью они делали обливную посуду:  горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Исследования  показали,  что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XlX в.  Деревне Гринево,  расположенной недалеко от Каргополя.

 Однако в 1930 г. Художественный  промысел пришел   в упадок. Продолжала делать игрушки лишь  талантливая мастерица У. И. Бабкина.  Именно ее изделия свойственны лучшие черты народной игрушки и благодаря ей, последней хранительнице традиционного  искусства, на каргопольскую игрушку обратил  внимание Союз  художников РСФСР, который и поставил вопрос о возрождении  промысла. В 1967 были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками,  сопровождаемыми музыкой, плясками,   ряжеными. Игрушки – свистульки были неотъемлемой  частью праздников. Рядом  с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими   игрушками пластика  фигурок этого северного края может показаться строгой. Однако это  первое впечатление создается из – за  того, что  в цветовую гамму росписи входят черный, темно – зеленый и коричневый цвета. Что же касается  сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных  просто, но с большей теплотой  народным юмором. Изображения  людей даются с психологической характеристикой,  поэтому зритель может представить  себе быт и уклад жизни  местных жителей. В основном в игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы – крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время  работы или отдыха («Мужики поит коня», «Мужик – сеятель»,  «Мужик с корзиной грибов» и т.д.).

Информация о работе Организации условия организации занятий по лепке с использованием образцом народной глиняной игрушки с детьми старшего дошко