Организации условия организации занятий по лепке с использованием образцом народной глиняной игрушки с детьми старшего дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить условия организации занятий по лепке с использованием образцов народной глиняной игрушки. Задачи исследования:
Выявить психолого-педагогические аспекты обучения детей дошкольного возраста лепке.
Рассмотреть виды образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Изучить педагогический опыт работы педагогов по использованию образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa (1).doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

                                            Введение

Для гармоничного  развития  личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.   

 Рабочим материалом для лепки  может быть как глина, так и пластилин или солёное тесто.   

 Своеобразность лепки состоит  в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.   

 Дети с удовольствием лепят  людей, животных, посуду, транспортные  средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются  в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, расписать его орнаментом и т.д.

Ознакомляя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Исходя из этого,  можно обозначить проблему  исследования, каковы педагогические  условия  организации  занятий по лепке  с использованием  образцом  народной  глиняной  игрушки  с детьми  старшего  дошкольного возраста.

Обозначив проблему. Мы  определяем объект нашего исследования – процесс обучения   дошкольников 5-6 лет на занятиях по лепке.

Предметом  нашего исследования стали образцы  народной  глиняной игрушки.

Цель исследования -  выявить  условия организации занятий  по лепке с использованием образцов  народной глиняной  игрушки.

Задачи исследования:

  1. Выявить  психолого-педагогические аспекты  обучения  детей  дошкольного возраста лепке.
  2. Рассмотреть  виды образцов  народной глиняной игрушки  с детьми старшего дошкольного возраста  на занятиях по  лепке.
  3. Изучить педагогический   опыт  работы   педагогов по  использованию образцов  народной  глиняной  игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях  по лепке.

В своей  работе  мы использовали  следующие  методы   педагогического  исследования:

    • Цитирование
    • Реферирование
    • Библиографическое описание
    • Анализ и синтез  изучения  литературы

 

 

 

 

 

 1.1 Психолого-педагогические   аспекты   обучения  детей  дошкольного  возраста лепке.

Знакомство с изделиями  декоративного прикладного искусства вводит детей в гармоничный мир народной культуры, дает представление  о жизни  людей в прошлом,  погружает в истоки современного декоративного искусства.

Народно  декоративно- прикладное искусство нашей   страны – неотъемлемая  часть   культуры. Эмоциональность, поэтическая образность  этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает  чуткое отношение к прекрасному,  способствует  формированию  гармонично  развитой  личности.  Основанное  на глубоких  художественных  традициях, народное искусство  входит в жизнь и культуру  нашего народа, благотворно влияет    на формирование  человека будущего. Художественные  произведения,  созданные  народными  мастерами, всегда  отражают любовь к народному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре  народное искусство живет в своих   традиционных  формах. Благодаря  этому изделия  народных  мастеров сохраняют свои устойчивые  особенности и воспринимаются как носители целостной  художественной  культуры.

Все чаще  произведения декоративно -  прикладного искусства  проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную  среду, определяющую  творческий потенциал личности. Поэтому велика роль   детских садов, где успешно ведется работа по  ознакомлению  детей с образцами народного творчества.

Предметы народного творчества многообразны.  Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

 Та или иная форма народного  творчества зависит, как правило, от  природных  географических  условий. Так,  центры  изготовления  глиняных игрушек и  фаянсовой  посуды  сосредоточенным там, где   находятся  залежи  хорошей  наносной глины, а резьба и росписи по дереву получили  распространение  в местах, где есть леса, богатые липой  и другими   породами   деревьев, пригодных для выполнения  деревянных изделий.

 Народное искусство  всегда  понятно и всеми любимо. С  давних  времен людям нравилось украшать  свое жилище коврами,  расписанными подносами и  шкатулками, поэтому, что  народное изобразительное  искусство несет  в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы,  умение  просто, но с большим чутьем  к форме  и  цвету  отбирать для своих  изделий только то, что необходимо, то, что поистине  прекрасно.

 Как  уже говорилось, изобразительное  народное искусство обладает  огромной силой эмоционального  воздействия  и является хорошей основной для формирования  духовного мира  человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально  по своему замыслу.  Оно  доступно  детскому  восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в  простых,  лаконичных   формах  раскрывает ребенку  красоту и прелесть  окружающего мира. Это всегда   знакомые детям  сказочные образы   животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты,  используемее   народными   мастерами для  росписи игрушек и посуды,   включают в себя цветы, ягоды, листья, которое  ребенок  встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так,   мастера  хохломской  росписи умело  составляют  орнаменты из  листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера  создают свои   орнаменты  из листьев и крупных цветов   купальницы,  шиповника, розы. Мастера  глиняной игрушки  расписывают свои изделия чаще всего  геометрическим орнаментом:  кольцами, полосками, кругами, которые   также понятны маленьким  детям.

Приобщение    детей   к культурному   наследию нашей Родины происходит  на  протяжении всего   дошкольного  детства.  Одним из    действенных средств  приобщения ребенка  культурному   наследию  является ознакомление   с народными   промыслами. Знакомство  детей с  народным  творчеством   начинается с раннего   возраста, когда у него появляются   керамические игрушки: матрешки,   расписные ложки,   разнообразные  фигурки  животных они все яркие, расписные, привлекают  ребенка своей  простотой   и красотой. Дальнейшее, более  углубленное   знакомство   и изучение  происходит  в детском саду на  занятиях по    ознакомлению    с окружающим миром, по изодеятельности,    на музыкальной  праздниках  с народной   тематикой.

 Изодеятельность  способствует   закреплению   полученных  знаний. Воплощению  творческого  потенциала   ребенка дает   ему  возможность   почувствовать  себя  мастером, создающим  произведение искусства. Так как на   таких  занятиях  дети  не только   учатся  повторять  тот  или иной узор, но и создают свои  творческие работы, похожие на  работу  народного   мастера, но  все- таки имеющее свое, ни с чем несравнимое « лицо».  Интерес к   изобразительной   деятельности  детей,  обусловленной     важным   значением для   всестороннего   развития   личности  ребенка, с годами не   ослабевает,  а все  более   увеличивается. В   дошкольном детстве  большее  место   занимает   изобразительная     деятельность, имеющая    неоценимое    значение для  всестороннего    развития  детей. Являясь   для  них  самой   интересной, она  позволяет  передать то,   что  дети  видят в окружающей  жизни, то, что их   взволновало,  вызвало   положительное   отношение.

Изобразительная   деятельность детей 5-6 лет  имеет   свои  особенности. В этом   возрасте  дети  уже  окрепли  физически, укрепились  мелкие   и крупные  мышцы рук.

  Дети стали более   внимательными, повысилась   их  способность   к   запоминанию; кроме того они   научились во время  лепки  контролировать   действия рук,  а это, в свою очередь,  привело к  изменению характера    изображения. Они   самостоятельно  могут  определять  форму предмета, его  строение, выделять  мелкие детали и элементы   декоративного   оформления, более  творчески  подходить к   своим   изображения.

 Начиная  со старшей  группы   занятия  декоративной  лепкой,   занимают вполне   определенное  место в системе  занятий по  изобразительной     деятельности.   Планируя эти   занятия, необходимо  учитывать   связь их с    народным  искусством, так как     декоративная  скульптура, выполненная   народными   мастерами, художественная посуда, декоративные пластины  не только    благотворно влияют   на развитие    художественного  вкуса детей, но и являются   хорошим   наглядным   пособием во время   лепки.

Детские сады  должны   располагать  достаточным   количеством   предметов   народного  творчества. В некоторых   дошкольных  учреждениях  собраны  игрушки  и керамическая  посуда  разных промыслов. Это  дает   возможность   украшать    интерьеры   групп и    других помещений, время  от времени   заменяя  одни   предметы  другими. Художественные   изделия  демонстрируются    детям  во время бесед   о народных   умельцах,     используются   на занятиях.

Для детей младших  групп нужно иметь изделия каргопогольских народных умельцев. Во второй младшей группе эти игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой.

Для  средней группы нужно иметь филимоновские  и каргопольских игрушки, расписных птиц из  Торжка.

Для старшей  и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка. Своей   богатой  тематикой она влияет на замысел ребенка во время лепки,  обогащает представления об  окружающем  мире, кроме того,  расширяет  возможности детей в сюжетной лепке. Народное  декоративно – прикладное  искусство должно  войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.

 Общие   задачи  обучения   дошкольников   декоративной лепке:

  1. Формирование    у детей   интереса  к предметам   народного искусства;   понимание  его  особенностей;    желание  знать искусство  местного края,   различать стили   наиболее  известных видов   декоративной   лепки (хохломской,  городецкой, дымковской,  жостовской  и др.)
  2. Формирование   у детей    желание   заниматься      подобной   деятельностью  по     предложению   взрослых и по собственной  инициативе.
  3. Воспитание у ребенка  умения   выявлять  в процессе    создания образа  основной  характер формы, пропорции и строение  предмета, его   динамику.

                   Методы  обучения  детей  декоративной лепке:

Успех  воспитания   и обучения  во многом  зависит от того, какие  методы и приемы использует педагог,  чтобы донести   до детей  определенное  содержание,  сформировать  у них  знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной   области   деятельности.  

Под   методами обучения   изобразительной   деятельности и   конструированию  понимают  систему  действий   педагога, организующего  практическую      и познавательную   деятельность   детей.

Приемами    обучения    называют     отдельные  детали,  составные  части  метода.

Традиционные методы    обучения  классифицируются  по тому   источнику, из  которого   дети   получают  знания, навыки  и умения, по тем  средствам, с  помощью   которых эти  знания, умения  и навыки  преподносятся. Так как дети  дошкольного возраста  приобретают    знания в процессе   непосредственного восприятия  предметов  и явлений    окружающей   действительности и из сообщений  педагога (объяснения,   рассказы), а также  в    непосредственной  практической  деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют   методы:

  • Наглядные

  • Словесные

  • Практические

Информация о работе Организации условия организации занятий по лепке с использованием образцом народной глиняной игрушки с детьми старшего дошко