Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:27, курсовая работа
Цель исследования - выявить условия организации занятий по лепке с использованием образцов народной глиняной игрушки. Задачи исследования:
Выявить психолого-педагогические аспекты обучения детей дошкольного возраста лепке.
Рассмотреть виды образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Изучить педагогический опыт работы педагогов по использованию образцов народной глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Реальные наблюдения служат народным умельцам тем материалом, который наполняет их творчество. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например Полкан – полузверь – получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.
Для каргопольской и игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорция и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлиненное туловище, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин, - всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.
Лепят игрушки по частям. Основной фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигурок к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, и фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну – две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.
И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.
Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П.Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого из них свой почерк лепки и росписи. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.
Тверская игрушка.
Глиняную игрушку изготавливают и в других областях РФ: Орловской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Калужской и Тверской. Так, в городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, черный, зеленый, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор.
Кроме росписи, игрушка украшена налепами, которые хорошее связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы – лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.
1.3 Анализ педагогического опыта воспитания по использованию образцов народно
глиняной игрушки с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении декоративного народного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Обращаясь к опыту воспитателей дошкольно - образовательных учреждений, мы поставили перед собой следующие задачи:
В ходе изучения педагогического опыта нами были использованы следующие методы:
Нами был проведен анализ периодической печати, а именно статей журналов: «дошкольное воспитание», « Ребенок в детском саду», «Народное творчество» которая представлена в таблице:
Название источника |
Год издания |
Количество статей |
Название статей |
Дошкольное воспитание |
№4 1991г. |
4 |
Т. Комарова. «изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой» |
Дошкольное воспитание |
№5 2005г. |
1 |
О. Соломенников. «Радость творчества» |
Дошкольное воспитание |
№2 2006г. |
1 |
О. Соломенникова. «Искусство, как фактор воспитания любви к родному краю» |
Дошкольное воспитание |
№1 2008г. |
1 |
Т.С Комарова «Диагностика изобразительной деятельности детей». |
Народное творчество |
№2 1996 |
1 |
Н. Ф Вяткина, М. Г. Вяткин. «Сказочный мир игрушек Михаила Шмакова: Народные ремесла и промыслы». |
Декоративная лепка в детском саду. |
Творческий ценр.2008г. |
1 |
Н.Б. Халезова. «Лепка в детском саду». |
Изучая опыт педагогов ДОУ, мы выявили, что проблема использования образцов народной глиняной игрушки на занятиях по лепке – актуальна.
В своей работе воспитатели используют следующие методы: беседы, рассматривание, наблюдение, ознакомление с литературными произведениями, обследование предметов.
Кандидат педагогических наук
О. Соломенникова знакомит с созданием
программы « Радость Творчества»
созданной на основе
исследований отечественных
ученых в области детской
изобразительной деятельности,
которая адресована воспитателям
дошкольных учреждений, учителям
начальных классов и педагогам
дополнительного образования.
Т. Комарова в своей статье отмечала, что огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры - сюжетно – ролевые, игры - драматизации, дидактические, подвижные. Дети могут лепить посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности, но обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни. Игровые приемы обучения на занятиях, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах.
Пособие Н. Б Халезовой «Декоративная лепка в детском саду» - знакомит воспитателей, педагогов дополнительного образования с художественными народными промыслами, которые связаны с мелкой декоративной пластикой; показать, в какой форме можно знакомить детей с народной игрушкой, декоративной посудой и другими видами народного искусства.
В пособии раскрывается методика обучения детей декоративной лепке, даны варианты проведения занятий, охарактеризованы формы организации самостоятельной деятельности, показано, как декоративная лепка влияет на развитие детского творчества.
Данное пособие является методическим обеспечением к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду», вышедшей под редакцией М.В. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в 2005 году.
Анализ занятий по декоративной лепке опубликованных в периодической печати показал, что на практике чаще всего, вступительная часть проводится с использованием однообразных методов и приемов, чаще игровых, без учета вида лепке и возраста детей.
Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета. В старшей группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.
Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.
В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо. Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление – подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение. Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания. Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли предана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.
Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Недопустимо такая практика, когда воспитатель сам отбирает несколько хороших и несколько неудачных работ и показывает их. В этом случае дети нечего не могут выбрать, выбор сделан за них. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт.
На практике в процессе обучения детей лепке, часто игнорируется специфика изобразительной деятельности, что приводит к формальному её использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения, а организация деятельности, оценка и анализ детских работ проходит однообразно и не интересно. Несмотря на то, что в методической литературе и различных источниках периодической печати описана важность учета специфики изобразительной деятельности и тщательного отбора методов и приемов при организации и проведении занятий по лепке с использованием образцов народной глиняной игрушки.
Вывод по первой главе.
Народное и декоративно – прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Русская народная игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством.
Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувства, ума и характера.
Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа.
Игрушка учит видеть и понимать окружающую жизнь.