Организация дежурств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.
Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:
- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;
- показать значимость дежурства в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Файлы: 1 файл

орган.дежур..docx

— 153.06 Кб (Скачать файл)

Введение

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем  сведений, но должно зажечь в нем  жажду серьезного труда, без которой  жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой…»

К.Д.Ушинский

Трудовое воспитание – одно из основных направлений  образовательной деятельности детского сада.

С дошкольного  возраста каждый ребенок обязательно  должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности  дежурного.

В процессе дежурства  у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение  к природе.

Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании дошкольников внесли такие педагоги как М.А. Васильева, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин.

Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время в дошкольных учреждениях закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня. Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

Объект: процесс  организации дежурств в старшей группе.

Предмет: изучить методику и содержание организации дежурств у старших дошкольников.

 

Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.

Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:

- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;

- показать значимость дежурства  в формировании трудовых навыков  у детей старшего дошкольного  возраста;

- выявить уровень сформированности трудовых навыков в старшей группе.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической, методической литературы, педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы .

Гипотеза: можно  предположить, что уровень сформированности трудовых навыков у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт и при систематической работе по организации дежурств сформированности  трудовых  навыков у старших дошкольников повысится при соблюдении следующих условий:

    • Наличие развивающей среды для организации дежурств
    • Постановки ребенка в позицию активного действия
    • Подтверждение практических навыков теоретическим  материалом

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, а также заключения и списка литературы, приложений.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации дежурства в детском саду

1.1. Дежурство как форма организации труда детей

 

Дежурство, как форма организации  труда детей впервые была исследована  З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором  были разработаны содержание этой формы  труда и методика руководства  деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. ( 5,с.83)

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как  одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован  целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

От педагога требуется  четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением  применительно к детям разного  дошкольного возраста: в период овладения  действием - терпеливо показывать, о6ъяснять, помогать, по мере овладения им - требовать  самостоятельности и хорошего качества выполнения.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность  в выполнении действий, научаются  работать быстро, правильно, ловко, аккуратно.

Чтобы реализовать в полном объеме программные задачи по трудовому  обучению, воспитатель должен совершенствовать технику выполнения и отдельных  трудовых действий, и процесса в  целом. Быстрота, точность, экономность, ловкость и красота движений - вот какие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей старшей группы.

Одновременно с овладением трудовыми навыками повышаются требования к самостоятельности труда детей. Когда ребенка только обучают  трудовому действию, нельзя предъявлять  требование совершать его самостоятельно. По мере же овладения этим действием  воспитатель, постепенно предоставляет  ребенку возможность выполнить  его самостоятельно.

При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать  детей выполнению конкретных действий. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого  движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного  действия. Без этого никакое овладение  навыком немыслимо. Подробный показ  и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в  сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей  точно следовать необходимому способу  действий и исполнительности.

 

1.2. Воспитательная ценность дежурств

 

Основным воспитательным приемом является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится, если он что-то делает не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках, сказать: «Ешь аккуратней», «Вот так надо держать ложку» и  т.д. Надо похвалить, поощрить ребенка  за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу.

Дежурство. Так ли оно  необходимо в наше время? Не лучше  ли перейти к самообслуживанию в  процессе организации приема пищи?

Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно, дежурство действительно  ни к чему. Но мы попытаемся убедить  вас в том, какую большую воспитательную ценность имеет эта «старомодная»  форма организации детского труда, как благотворно она влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Начнем с того, что это  приятная обязанность, не однообразная, не скучная и навязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство  причастности к настоящему, полезному  и, главное, благородному труду. Дежурства  помогут вам решать вопросы нравственно-эстетического  воспитания детей. Ведь ребенок всегда стремится к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. Да разве секрет, что на красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.

Благодаря дежурству вы сможете  воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете  трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите  трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи  и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и  взаимообучению.

Дежурства помогут вам  в воспитании у детей любви  к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно  помогать другим, а доброе начало в  маленьком человеке — это, как  говорят в народе, «начало всех начал».

 

1.3.Содержание труда дежурных и методика его организации

 

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения  детей, по требованию к самостоятельности  и самоорганизации в работе.

Важной задачей организации  дежурств является формирование у детей  ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей  эти качества можно только при  регулярном их участии в труде.

Дети регулярно дежурят  по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид  дежурства ежедневно назначается  по два ребенка.

Воспитателю очень важно  продумать содержание труда дежурных, в тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным, необходимым для коллектива. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Так, перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные  так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к дежурным с вопросом: «Ну, как, можно начинать занятие?». И после утвердительного  ответа предложить: «Приглашайте ребят  на занятие».

Все это повышает интерес  детей к делу. Они чувствуют, что  их работа нужна, а поощрение педагогом  их действий укрепляет уверенность  в своих силах. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с  уважением к их труду, например: «Пропустите  дежурных вперед, чтобы они пораньше вымыли руки, ведь им надо успеть накрыть  на стол, пока все будут готовиться к обеду». Или: «Кто расставит сегодня  раскладные кровати дежурным? Ведь им надо убрать со столов, чтобы они  не задержались и могли лечь спать  вместе со всеми, им надо помочь» и  т.д. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому же способствуют и занятия, на которых воспитатель предлагает детям рассказать о том, «как мы дежурим».

Помимо разных познавательных задач, формирования речи педагог здесь  решает важные воспитательные задачи: учит детей положительно оценивать  поступки товарищей, доброжелательно  относиться к ним, уметь замечать затруднения, прийти на помощь.

В содержании труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять  внимание еще одному вопросу –  сочетанию работы дежурных с самообслуживанием  детей. Какую часть работы, например, по подготовке к занятиям должны выполнить  дежурные, а что должен приготовить  каждый ребенок сам? После еды  все ли должны убирать дежурные или  что-то каждый убирает за собой? (21,с.90)

Решая эти вопросы, воспитатель  исходит из целесообразности работы тех и других. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка. Например, каждый ребенок после еды  отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а  чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно  понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если дети приучены складывать посуду аккуратно.   ( см. приложение №1)

Точно так же следует продумать  и работу по подготовке к занятиям. Если каждый ребенок имеет постоянное место за двухместным столом, в ящике которого хранится необходимый материал для занятий, то дети могут готовить заранее свое рабочее место, а дежурные – ту часть необходимого материала, который не хранят постоянно в ящике. Это тем более важно, потому что приучает детей к будущей работе в школе (продумать, что надо достать, как разложить все необходимое удобно, аккуратно, в определенной последовательности). Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, наливать в розетку тушь, клей, приносить в группу пособия для занятий по развитию движений или готовить их в зале (стереть пыль, выдвинуть на нужное место).

Дежурные могут помочь музыкальному руководителю расставить стулья, подобрать пособия для  занятий (флажки, ленты и т.п.). Иногда работа дежурных начинается накануне занятия, например, нарезать геометрические формы для занятия, принести из методического  кабинета картины, наглядный материал. ( см. приложение №2)

В старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство  по уголку природы.

Разъяснить значение этого  вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых  обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать. (Если правила ухода сложны, и детям предстоит знакомство с новым животным, то это не следует соединять на одном занятии. С новым животным или растением лучше познакомить несколько позже). Он особо подчеркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями; только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые новые приемы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора (какие нужно опрыскивать, а какие нельзя, почему), как подсаживать лук вместо срезанного, как заготавливать воду для полива растений и т.д. (7,с.39)

Информация о работе Организация дежурств