Организация дежурств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.
Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:
- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;
- показать значимость дежурства в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Файлы: 1 файл

орган.дежур..docx

— 153.06 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том  случае, если педагог постоянно воспитывает  у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его  становятся предметом постоянных наблюдений, дети отмечают малейшие изменения в их жизни, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных. (см.приложение №3)

В старших группах нередко  проявляются и избирательные  дружеские взаимоотношения детей. Это следует учитывать, поручать им дежурить вместе. Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желание помочь няне. Он приучает детей заботиться о няне, предлагать ей свои услуги. Очень важно в воспитательном отношении, чтобы и няня опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.(20,с.56)

 

1.4.Условия и методы организации дежурств

 

Руководя трудовой деятельностью  детей, воспитатель одновременно формирует  у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким  образом, в его деятельности можно  выделить две основные стороны: руководство  процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и  формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.

Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое  задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.

Деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам.

Каждый вид труда имеет  свои воспитательные возможности и  особенности, поэтому целесообразно  рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников.

В старших группах дети выполняют обязанности дежурных. Во второй половине учебного года в  старшей группе появляется возможность  изменить организацию дежурств. Так  как дети овладели в достаточной  степени навыками всего содержания труда, связанного с накрыванием  на стол, с подготовкой к занятиям, можно уменьшить число дежурных: если ранее за каждым столом был  дежурный, то теперь двое вполне справятся  со всей работой.

Дети - дежурные должны вместе решать кто, что будет делать, определять последовательность всей работы, а  также нести ответственность  перед воспитателем, группой за общий  результат работы.

Систематическое объединение  детей в труде оказывает большое  влияние на формирование начала коллективизма. Возникает небольшой коллектив, в котором все члены выступают  как носители моральных качеств, которые предъявляются каждому  участнику общей деятельности. Оценивая выполненное поручение с точки  зрения его необходимости для  коллектива, воспитатель формирует  у каждого ребенка понимание  того, что его дело является частью общего.

Таким образом, дежурство - форма организации повседневного труда дошкольников в ДОУ. Во время дежурств совершенствуется трудовая деятельность детей, углубляется ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на помощь взрослому, на удовлетворение потребностей детей. Во время дежурств у детей формируются социально ценные качества личности - ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к ближнему,  привычка к выполнению трудовых обязанностей.

Глава 2. Исследование уровня сформированности трудолюбия у детей в старшей группе

2.1. Организация эксперимента.

 

Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста с помощью организации системы дежурств.

Для достижения намеченной цели были определены  этапы  исследования:

1.​ диагностический (методика исследования – первичная диагностика);

2​. разработка и апробация программы формирования положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.

3.​ контрольный (повторная диагностика);

4.​ рекомендации педагогам и родителям по воспитанию положительного отношения к труду.

Эксперимент проводился в  период с ноября 2012 г. по февраль 2013.

Эмпирическая база исследования: старшая группа детей детского сада. Практическое исследование проходило на базе ДОУ. В эксперименте принимало участие   20 детей старшей группы, 10 мальчиков и 10 девочек.

таблица 1

Контингент  испытуемых

 Имя ребенка

возраст

 Имя ребенка

возраст

  1. Оля С.

6 лет 4 мес.

11. Аня Ф.

6 лет  2 мес.

  1. Паша С.

6лет 3 мес.

12. Таня К.

5 лет 7 мес.

  1. Антон С.

6лет 

13. Катя К.

5 лет 9 мес.

  1. Кирилл Л.

6 лет 1 мес.

14. Саша А.

6 лет 5 мес.

  1. Эдик З.

6 лет 5 мес.

15. Алена С.

6 лет 2 мес.

продолжение таблицы 1

  1. Женя Ж.

5лет 8 мес.

16. Ира Т.

6 лет 5 мес.

      7. Олеся К.

5 лет 6 мес.

17. Женя Д.

5 лет 9 мес.

      8. Аня Г.

6 лет 3 мес.

18. ЮляТ.

6 лет 0 мес.

      9. Настя К.

5 лет 9 мес.

19. Артем К

5 лет 8 мес.

10. Саша Ш.

5 лет 7 мес.

20. Миша Л.

6 лет 0 мес.


 

Из таблицы видно, что  возраст детей приблизительно одинаковый.

 

2.2. Методики исследования

 

 В эксперименте нами была использована методика РГПУ им. А. И. Герцена (28)

Проведение исследования. Наблюдаем за детьми в процессе дежурства по столовой, по игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства назначают по 2 человека. Проводим смену видов дежурств каждые 2 дня и вместе с детьми оценивает качество работы (самооценка, взаимооценка).

Обработка данных. Анализируем качество работы, отношение к ней, ее оценки, взаимоотношения между детьми.

Определяем:

1.Проявления в  труде детей старшего дошкольного  возраста 

  • Интерес к труду
  • Отражение труда в играх
  • Единство с семьей в требованиях
  • Трудовые навыки

2. Отношение детей  к трудовой деятельности

  • Любит трудиться, доводит дело  до конца
  • Охотно берется за дело, но не доводит до конца
  • Неохотно берется за дело, не доводит до конца
  • Пренебрежительно относится к труду
  • Тенденция обращать труд в игру
  • Работает по настроению
  • Работает в одиночку

3. Особенности  поведения детей в трудовой  деятельности

  • Проявляет самостоятельность
  • Проявляет ответственность
  • Проявляет инициативу
  • Увлекается работой
  • Работает сосредоточенно
  • Нуждается в неослабном контроле
  • Требует напоминания
  • Требует неоднократного напоминания
  • Медленно включается в работу
  • Отвлекается от работы

4. Культура труда

  • Умеют  наметить  цель, план работы
  • Применяют правильно приемы работы
  • Правильно используют орудия труда
  • Берегут материал и орудия труда
  • Достигают хороших результатов
  • Рациональное использование времени
  • Скоро и хорошо выполняют работу
  • Работают аккуратно, но медленно
  • Работают торопливо и неряшливо
  • Оставляют рабочее место в порядке
  • Умеют анализировать работу

5. Виды труда,  которые интересуют ребенка

  • Полив
  • Подкормка
  • Уход за животными
  • Протирание листьев
  • Пересадка
  • Сбор урожая

В ходе диагностике заполняли протокол, вносили обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой деятельности в процессе дежурств.

Уровни развития трудовой деятельности детей.

1. Низкий. Ребенок не принимает цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда. Выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.

2. Средний. Ребенок  принимает  цель  труда  при  условии  игровой  или практической ее мотивации, самостоятельно цель не ставит. Предметом труда и его особенности, значимые для труда. Выделяет с помощью воспитателя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно, некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда. Планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя, самостоятелен только в определении последовательности трудовых  операций.

3.  Высокий. Самостоятельно способен поставить цель труда. Принимает цель, мотивированную не только игровой и практической. Но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета  труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта), отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

2.3. Программа формирования трудолюбия у детей в разных видах деятельности

Целью формирующего эксперимента является оптимизация отношения  детей к труду в процессе дежурств в группе.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию положительного отношения детей к труду в процессе дежурств в группе.

  1. Сделать выводы по результатам проведенной работы.

Формирующий этап опытно-экспериментальной  работы строился с учетом следующих  принципов:

  1. Постепенного усложнения содержания заданий.
  2. Введение педагогических условий.
  3. Активность детей.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Учет индивидуальных особенностей.

Формирующий этап представляет собой отбор педагогических условий, направленных на формирование положительного отношения детей к труду:

Для реализации задачи формирующего эксперимента нами была разработана после эксперимента программа.

Был составлен график дежурств, ежедневно детям в этом графике  выставлялись оценки.

Дети были разделены на «звездочки» и каждая взяла на себя обязанности за определенную группу растений. «Звездочка» дежурила раз  в неделю.

Программа составлена для  работы с детьми старшего дошкольного  возраста. Общее число занятий: 10, один раз в неделю с каждой подгруппой. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Занятия проводятся в первой половине дня. Количество детей в группе: 4-5 человек. Отбор детей производится на основе графика. В занятиях принимают участие все дети.

Алгоритм занятия:

1. Приветствие

2. Беседа или проблемная  ситуация

3. Трудовая деятельность  в рамках задачи для дежурных

4. Прощание.

Содержание программы  приведено в таблице 2

таблица 2

Деятельность детей во время дежурств

 

Содержание деятельности

Учебные задачи

Воспитательные задачи

1 занятие – уход за  растениями на участке после  лета

убирать высохшие листья, растения с грядки (клумбы).

 Закреплять представления детей о том, что после сбора урожая грядки необходимо очищать от сухих растений. Учить пользоваться инвентарем (лопатами, граблями, носилками).

Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием.

2 занятие – Мы дежурим

Объяснение правил дежурств

Закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы.

Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать и вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно.

3 занятие – уход за  растениями в помещении

 

 

 

            продолжение таблицы 2

Под руководством воспитателя поливать растения, наполнять емкости водой для отстоя, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора.

Закреплять умение аккуратно работать с водой. Участвовать в коллективных трудовых поручениях, учить договариваться друг с другом, планировать этапы работы.

Дать представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно). Знать некоторые комнатные растения: бальзамин, традесканция, бегония, колеус, алоэ.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием. Развивать любознательность.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

4 занятие – уход за  растениями на участке

Собирать семена дикорастущих трав, ягоды рябины для корма птицам. Собирать природный материал.

Срывать головки дикорастущих трав, складывать собранные семена в мешочки, пакеты для хранения.

Учить самостоятельно подкармливать птиц.

Вызывать радостные чувства  в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу, дружно работать. Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью.

5 занятие - Сервировка  стола к обеду

Сервировка стола к  обеду - накрывать. Поставить тарелки Разложить ложки, одинаково, хлеб привести, салфетки. Потом отнести в мойку тарелки, крошки смести и вытереть стол

- формировать знания о процессе сервировки стола. - развивать восприятие трудового процесса.

- развивать желание трудиться сообща, старательно выполнять поручения, проявлять в процессе труда аккуратность

6 занятие – уход за аквариумом

            продолжение таблицы 2

Мыть губками ракушки, камушки из аквариума.

   Закреплять умение аккуратно работать с водой. Формировать умение доводить дело до конца. Закреплять представление детей об уходе за рыбками. Знать названия рыбок, живущих в аквариуме (золотая рыбка, вуалехвост, меченосец, телескоп). Пользоваться губкой, щеткой.

воспитывать любовь к живому, стремление

ухаживать за живыми объектами, развивать эстетическую отзывчивость.

7 занятие – уход за  растениями на участке

Накрывать кусты (ягодник).

Закреплять    представления  о том, что ягодники нужно к  зиме утеплять. Учить пользоваться инвентарем.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям.

8 занятие – уход за  животными в помещении

 Насыпать корм в кормушки, наливать воду в поилки.

Закреплять представления  об уходе за птицами. Знать, почему нужно  давать птицам теплую воду. Знать вид  птиц, живущих в клетке (волнистый  попугай, канарейка). Учить класть нужное количество корма в кормушки, подвешивать пучки зелени, кусочки фруктов к прутьям клетки (с внешней стороны) с помощью прищепки.

Развивать наблюдательность, воспитывать любовь к живому, стремление ухаживать за живыми объектами. Вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно.

Заботиться о птицах, проявлять  стремление наблюдать за их жизнью.

9 занятие – уход за  растениями на участке

            продолжение таблицы 2

Сгребать снег и отвозить к деревьям и кустам. Подкармливать птиц.

Учить пользоваться инвентарем.

Учить самостоятельно подкармливать птиц. Готовить для них корм — хлебные крошки.

Формировать у детей волевое усилие. Проявлять аккуратность, старание, терпение. Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью.

10 занятие – уход за  растениями в помещении

Высаживать лук в ящики 

Дать представление о  необходимости зеленого корма для питания птицам и животным. Уточнять правила посева, знания о том, что из семян вырастают зеленые побеги.

Вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно.

Вызывать радостные чувства  в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу, дружно работать.

Информация о работе Организация дежурств