Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.
Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:
- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;
- показать значимость дежурства в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений, дети отмечают малейшие изменения в их жизни, а педагог, опираясь на конкретные факты, подчеркивает значимость работы дежурных. (см.приложение №3)
В старших группах нередко
проявляются и избирательные
дружеские взаимоотношения
1.4.Условия и методы организации дежурств
Руководя трудовой деятельностью детей, воспитатель одновременно формирует у них прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, внимание к ним. Таким образом, в его деятельности можно выделить две основные стороны: руководство процессом продуктивной деятельности детей, решение задач обучения и формирование представления о значимости труда, о нормах отношения к деятельности, имеющей социальную значимость.
Следя за качеством работы, последовательностью ее выполнения, воспитатель подчеркивает, что любое задание надо обязательно доводить до конца. Он разъясняет, что каждая вещь - это результат труда, и потому ее надо беречь, а беречь - это значит заботиться о чистоте вещей, мыть, протирать, ставить на место.
Деятельность педагога обращена не только на обучение детей навыкам, но и на сообщение им знаний об отношении к труду, к участникам совместной деятельности, на формирование опыта поступков, соответствующих разъясняемым нормам.
Каждый вид труда имеет свои воспитательные возможности и особенности, поэтому целесообразно рассмотреть методику воспитательной работы в процессе руководства трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным трудом дошкольников.
В старших группах дети
выполняют обязанности
Дети - дежурные должны вместе решать кто, что будет делать, определять последовательность всей работы, а также нести ответственность перед воспитателем, группой за общий результат работы.
Систематическое объединение
детей в труде оказывает
Таким образом, дежурство - форма организации повседневного труда дошкольников в ДОУ. Во время дежурств совершенствуется трудовая деятельность детей, углубляется ее общественная направленность и мотивация, так как работа дежурных направлена на помощь взрослому, на удовлетворение потребностей детей. Во время дежурств у детей формируются социально ценные качества личности - ответственность за порученное дело, заботливость по отношению к ближнему, привычка к выполнению трудовых обязанностей.
Глава 2. Исследование уровня сформированности трудолюбия у детей в старшей группе
Цель исследования: изучить педагогические условия, способствующие воспитание положительного отношения к труду детей дошкольного возраста с помощью организации системы дежурств.
Для достижения намеченной цели были определены этапы исследования:
1. диагностический (методика исследования – первичная диагностика);
2. разработка и апробация программы формирования положительного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.
3. контрольный (повторная диагностика);
4. рекомендации педагогам и родителям по воспитанию положительного отношения к труду.
Эксперимент проводился в период с ноября 2012 г. по февраль 2013.
Эмпирическая база исследования: старшая группа детей детского сада. Практическое исследование проходило на базе ДОУ. В эксперименте принимало участие 20 детей старшей группы, 10 мальчиков и 10 девочек.
таблица 1
Контингент испытуемых
Имя ребенка |
возраст |
Имя ребенка |
возраст |
|
6 лет 4 мес. |
11. Аня Ф. |
6 лет 2 мес. |
|
6лет 3 мес. |
12. Таня К. |
5 лет 7 мес. |
|
6лет |
13. Катя К. |
5 лет 9 мес. |
|
6 лет 1 мес. |
14. Саша А. |
6 лет 5 мес. |
|
6 лет 5 мес. |
15. Алена С. |
6 лет 2 мес. |
продолжение таблицы 1 | |||
|
5лет 8 мес. |
16. Ира Т. |
6 лет 5 мес. |
7. Олеся К. |
5 лет 6 мес. |
17. Женя Д. |
5 лет 9 мес. |
8. Аня Г. |
6 лет 3 мес. |
18. ЮляТ. |
6 лет 0 мес. |
9. Настя К. |
5 лет 9 мес. |
19. Артем К |
5 лет 8 мес. |
10. Саша Ш. |
5 лет 7 мес. |
20. Миша Л. |
6 лет 0 мес. |
Из таблицы видно, что возраст детей приблизительно одинаковый.
В эксперименте нами была использована методика РГПУ им. А. И. Герцена (28)
Проведение исследования. Наблюдаем за детьми в процессе дежурства по столовой, по игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства назначают по 2 человека. Проводим смену видов дежурств каждые 2 дня и вместе с детьми оценивает качество работы (самооценка, взаимооценка).
Обработка данных. Анализируем качество работы, отношение к ней, ее оценки, взаимоотношения между детьми.
Определяем:
1.Проявления в
труде детей старшего
2. Отношение детей к трудовой деятельности
3. Особенности поведения детей в трудовой деятельности
4. Культура труда
5. Виды труда, которые интересуют ребенка
В ходе диагностике заполняли протокол, вносили обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой деятельности в процессе дежурств.
Уровни развития трудовой деятельности детей.
1. Низкий. Ребенок не принимает цель труда, поставленную воспитателем вне игровой мотивации. Самостоятельно ее не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда. Выполняя трудовые действия, следует за показом взрослого. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.
2. Средний. Ребенок принимает цель труда при условии игровой или практической ее мотивации, самостоятельно цель не ставит. Предметом труда и его особенности, значимые для труда. Выделяет с помощью воспитателя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно, некоторые - при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда. Планирует весь трудовой процесс с помощью воспитателя, самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.
3. Высокий. Самостоятельно способен поставить цель труда. Принимает цель, мотивированную не только игровой и практической. Но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта), отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.
Целью формирующего эксперимента является оптимизация отношения детей к труду в процессе дежурств в группе.
Задачи формирующего эксперимента:
1.Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию положительного отношения детей к труду в процессе дежурств в группе.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы строился с учетом следующих принципов:
Формирующий этап представляет собой отбор педагогических условий, направленных на формирование положительного отношения детей к труду:
Для реализации задачи формирующего эксперимента нами была разработана после эксперимента программа.
Был составлен график дежурств, ежедневно детям в этом графике выставлялись оценки.
Дети были разделены на «звездочки» и каждая взяла на себя обязанности за определенную группу растений. «Звездочка» дежурила раз в неделю.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Общее число занятий: 10, один раз в неделю с каждой подгруппой. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Занятия проводятся в первой половине дня. Количество детей в группе: 4-5 человек. Отбор детей производится на основе графика. В занятиях принимают участие все дети.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие
2. Беседа или проблемная ситуация
3. Трудовая деятельность в рамках задачи для дежурных
4. Прощание.
Содержание программы приведено в таблице 2
таблица 2
Деятельность детей во время дежурств
Содержание деятельности |
Учебные задачи |
Воспитательные задачи | |
1 занятие – уход за растениями на участке после лета | |||
убирать высохшие листья, растения с грядки (клумбы). |
Закреплять представления детей о том, что после сбора урожая грядки необходимо очищать от сухих растений. Учить пользоваться инвентарем (лопатами, граблями, носилками). |
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием. | |
2 занятие – Мы дежурим | |||
Объяснение правил дежурств |
Закрепить знание детей о значении дежурства, побуждать к самостоятельному и добросовестному выполнению обязанностей дежурного по столовой и в уголке природы. |
Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать и вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно. | |
3 занятие – уход за растениями в помещении | |||
продолжение таблицы 2 | |||
Под руководством воспитателя поливать растения, наполнять емкости водой для отстоя, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора. |
Закреплять умение аккуратно работать с водой. Участвовать в коллективных трудовых поручениях, учить договариваться друг с другом, планировать этапы работы. Дать представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно). Знать некоторые комнатные растения: бальзамин, традесканция, бегония, колеус, алоэ. |
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям, желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием. Развивать любознательность. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
4 занятие – уход за растениями на участке | |||
Собирать семена дикорастущих трав, ягоды рябины для корма птицам. Собирать природный материал. |
Срывать головки дикорастущих трав, складывать собранные семена в мешочки, пакеты для хранения. Учить самостоятельно подкармливать птиц. |
Вызывать радостные чувства в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу, дружно работать. Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью. | |
5 занятие - Сервировка стола к обеду | |||
Сервировка стола к обеду - накрывать. Поставить тарелки Разложить ложки, одинаково, хлеб привести, салфетки. Потом отнести в мойку тарелки, крошки смести и вытереть стол |
- формировать знания о процессе сервировки стола. - развивать восприятие трудового процесса. |
- развивать желание трудиться сообща, старательно выполнять поручения, проявлять в процессе труда аккуратность | |
6 занятие – уход за аквариумом | |||
продолжение таблицы 2 | |||
Мыть губками ракушки, камушки из аквариума. |
Закреплять умение аккуратно работать с водой. Формировать умение доводить дело до конца. Закреплять представление детей об уходе за рыбками. Знать названия рыбок, живущих в аквариуме (золотая рыбка, вуалехвост, меченосец, телескоп). Пользоваться губкой, щеткой. |
воспитывать любовь к живому, стремление ухаживать за живыми объектами, развивать эстетическую отзывчивость. | |
7 занятие – уход за растениями на участке | |||
Накрывать кусты (ягодник). |
Закреплять представления о том, что ягодники нужно к зиме утеплять. Учить пользоваться инвентарем. |
Воспитывать бережное, заботливое отношение к растениям. | |
8 занятие – уход за животными в помещении | |||
Насыпать корм в кормушки, наливать воду в поилки. |
Закреплять представления об уходе за птицами. Знать, почему нужно давать птицам теплую воду. Знать вид птиц, живущих в клетке (волнистый попугай, канарейка). Учить класть нужное количество корма в кормушки, подвешивать пучки зелени, кусочки фруктов к прутьям клетки (с внешней стороны) с помощью прищепки. |
Развивать наблюдательность, воспитывать любовь к живому, стремление ухаживать за живыми объектами. Вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно. Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью. | |
9 занятие – уход за растениями на участке | |||
продолжение таблицы 2 | |||
Сгребать снег и отвозить к деревьям и кустам. Подкармливать птиц. |
Учить пользоваться инвентарем. Учить самостоятельно подкармливать птиц. Готовить для них корм — хлебные крошки. |
Формировать у детей волевое усилие. Проявлять аккуратность, старание, терпение. Заботиться о птицах, проявлять стремление наблюдать за их жизнью. | |
10 занятие – уход за растениями в помещении | |||
Высаживать лук в ящики |
Дать представление о необходимости зеленого корма для питания птицам и животным. Уточнять правила посева, знания о том, что из семян вырастают зеленые побеги. |
Вызывать познавательный интерес, желание помогать взрослым, стремление трудиться самостоятельно. Вызывать радостные чувства в связи со сбором урожая, желание трудиться на общую пользу, дружно работать. |