Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:29, курсовая работа
Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.
Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:
- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;
- показать значимость дежурства в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
Больше всего детей интересует уход за животными, сбор урожая, в меньшей степени – полив. Наименее интересны детям – пересадка растений, протирание листьев, подкормка.
После завершения проделанной работы, с детьми повторно провела исследование по определению уровня сформированности трудолюбия. Была проведена работа, аналогичная первому этапу.
У детей после еженедельного участия в дежурствах очень возрос интерес к труду, заключающемся в уходе за комнатными растениями (они стали чаще использовать специфические игры, отзывы родителей показали, что дети стали больше ухаживать за растениями и животными дома, стали задавать вопросы познавательного характера); разработанная нами после эскперимента программа соответствовала тем целям и задачам, которые мы себе наметили; реализация первого месяца перспективного плана нашей экспериментальной программы показала эффективность ее использования при формировании положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста.
Дежурства послужили активизированию положительного отношения к труду. Провели беседу с детьми в уголке природы и это позволило провести качественный анализ результатов, представленный в таблице 8.
Качественный анализ результатов
таблица 8
№ п/п |
Задание эксперимента |
Оценка и действия детей после еженедельного участия в дежурствах |
Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли? |
Все дети охотно соглашалось | |
Помоги мне пожалуйста полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль? |
Все дети охотно помогали | |
Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить? |
Все дети хотели научить Незнайку | |
Выбери два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе. Почему ты их выбрал. |
Дети осознанно выбирали
растения, нуждающиеся в поливе.
Знали необходимую частоту | |
Какими будут растения после того как ты их польешь и порыхлишь землю? |
Правильно отвечали – здоровыми, с зелеными листьями, не вялыми | |
Расскажи что ты будешь делать вначале, что потом?. |
Дети могли подробно объяснить последовательность действий | |
Какие тебе нужны инструменты для ухода за растением? |
Дети уверенно выбирали инструменты и говорили зачем они нужны и как с ними нужно работать | |
Покажи Незнайке, как правильно поливать растения, рыхлить почву? |
Дети показывали, действовали правильно | |
Правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву?. |
Дети объясняли каким растениям нужен солнечный свет, каким прямой свет вреден | |
Все ли растения следует поливать сегодня, как узнать о том, что растение необходимо поливать? |
Дети рассказывали как часто нужно поливать эти растения | |
Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажите, как надо посадить, чтобы оно выросло |
Дети рассказывали о способах выращивания растений (из семечка, из черенка) | |
Расскажи Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось? |
Большинство детей уверенно отвечало на этот вопрос. |
средние значения приведены в таблицах 9-13
Проявления в труде детей старшего дошкольного возраста, средние значения
таблица 9
Группа |
Интерес к труду |
Отражение труда в играх |
Единство с семьей в требованиях |
Трудовые навыки |
До эскперимента |
50% |
45% |
50% |
45% |
После эскперимента |
80% |
85% |
70% |
65% |
Итак, мы видим, что после эксперимента абсолютно все дети после еженедельного участия в дежурствах проявляют интерес к труду, проявляют трудолюбие, у них есть трудовые навыки в их играх отражается интерес к труду и мы наблюдаем единство с семьей в требованиях.
Отношение детей к трудовой деятельности
таблица 10
Группа |
Любит трудиться, доводит дело до конца |
Охотно берется за дело, но не доводит до конца |
Неохотно берется за дело, не доводит до конца |
Пренебрежительно относится к труду |
Тенденция обращать труд в игру |
Работает по настроению |
Работает в одиночку |
до эскперимента |
50% |
25% |
25% |
25% |
25% |
25% |
30% |
после эскперимента |
80% |
20% |
0% |
0% |
25% |
25% |
10% |
После эксперимента дети любят трудиться и доводят дело до конца - 80% детей, 20% детей охотно берется за дело, но не доводит до конца. Эти же дети пренебрежительно относятся к труду.
Особенности поведения детей в трудовой деятельности
таблица 11
Группа |
Проявляет самостоятельность |
Проявляет ответственность |
Проявляет инициативу |
Увлекается работой |
Работает сосредоточенно |
Нуждается в неослабном контроле |
Требует напоминания |
Требует неоднократного напоминания |
Медленно включается в работу |
Отвлекается от работы |
До эскперимента |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
50% |
После эскперимента |
85% |
80% |
80% |
80% |
70% |
0% |
15% |
0% |
15% |
20% |
После эксперимента 80% детей проявляет самостоятельность, ответственность и инициативу в работе, увлекаются работой, работают сосредоточенно.
Культура труда
таблица 12
Группа |
Умеют наметить цель, план работы |
Применяют правильно приемы работы |
Правильно используют орудия труда |
Берегут материал и орудия труда |
Достигают хороших результатов |
Рациональное исполь-зов. времени |
Скоро и хорошо выполняют работу |
Работают аккуратно, но медленно |
Работают торопливо и неряшливо |
Оставляют рабочее место в порядке |
Умеют анализировать работу |
До эскперимента |
30% |
50% |
50% |
20% |
35% |
20% |
25% |
25% |
50% |
25% |
20% |
После эскперимента |
85% |
85% |
85% |
85% |
80% |
65% |
80% |
70% |
30% |
70% |
75% |
Итак, после эксперимента 85% детей умеют наметить цель, план работы, 85% детей применяют правильно приемы работы, 85% детей правильно используют орудия труда, 85% детей в экспериментальной берегут материал и орудия труда.
Виды труда, которые интересуют ребенка
таблица 13
Группа |
Полив |
Подкормка |
Уход за животными |
Протирание листьев |
Пересадка |
Сбор урожая |
До эскперимента |
50% |
20% |
70% |
15% |
10% |
80% |
После эскперимента |
80% |
80% |
80% |
75% |
70% |
80% |
Итак, мы видим, что после
проведения экспериментальной работы
детей после еженедельного
В результате исследования мы видим, что результаты у детей после еженедельного участия в дежурствах выросли значительно.
Для улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Необходимы более доходчивые
и убедительные живые образы, подлинный
пример труда дежурных. Жизненная
наглядность обеспечит
Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к дежурству, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы.
Воспитатель должен сформировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Можно предложить воспитателю
проводить занятия для
У детей должна быть сформированы
прочные и осознанные знания, во
– первых, об отдельных трудовых обязанностях
дежурного, во – вторых, о процессах, входящих
в тот или иной вид деятельности дежурства,
то требует не только систематичности
и повторности наблюдения, но и последовательности
в усложнении содержания работы. Необходимо
развивать интеллектуальные способности
у детей.
Таким образом в данной части работы были изучены особенности самостоятельности в деятельности дежурства дошкольников старшей группы ДОУ. На констатирующем этапе эксперимента с помощью методики наблюдения за дежурством дошкольников выяснилось, что в исследуемой группе дошкольников самостоятельность в различных видах дежурств выражена в основном на среднем и низком уровнях.
Гипотеза исследования подтвердилась, дежурства в группе старших дошкольников являются эффективным средством развития их самостоятельности, тем не менее, уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.
В ходе выполнения курсовой работы «Организация дежурства в старшей группе», сделаны следующие выводы: дежурство, как форма организации детского труда, имеет важное значение в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
На шестом году жизни детей осваивается последовательность трудовых операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У детей формируются умение дежурить, накрывать на стол, раскладывать материалы и пособия для занятий и убирать по окончании; всех детей привлекают к еженедельной уборке групповой комнаты.
Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность.
Основная форма дежурства, как форма организации детского труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания.
Все поставленные задачи выполнены:
выявлена значимость дежурства как
формы организации детского труда;
изучены основные направления работы
дежурного и методика организации
труда дежурных в старшем дошкольном
возрасте, выявлен уровень
Охарактеризованы основные направления работы педагога в старшей группе по использованию дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.
Сформулированная гипотеза подтвердилась. При выполнении данной курсовой не было никаких трудностей. Курсовая работа была очень увлекательной и интересной. Открылись новые знания о том, что воспитатель играет важную роль в трудовом воспитании старших дошкольников посредством дежурств.
По результатам проделанной работы сделаны следующие выводы:
Таким образом, адекватная организация дежурства старших дошкольников в ДОУ является не только средством привития трудовых навыков, но и эффективным средством развития самостоятельности детей.