Организация дежурств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение сформированости трудовых навыков в процессе организации дежурств в старшей группе.
Исходя из поставленной цели данной работы, сформулированы следующие задачи:
- изучить теорию, методику и опыт работы педагогов дошкольного образования по организации дежурств у старших дошкольников;
- показать значимость дежурства в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Файлы: 1 файл

орган.дежур..docx

— 153.06 Кб (Скачать файл)

 

Больше всего  детей интересует уход за животными, сбор урожая, в меньшей степени  – полив. Наименее интересны детям – пересадка растений, протирание листьев, подкормка.

2.5. Результаты исследования (вторичные)

 

После завершения проделанной  работы, с детьми повторно провела исследование по определению уровня сформированности трудолюбия.  Была проведена работа, аналогичная первому этапу.

У детей после еженедельного  участия в дежурствах очень возрос интерес к труду, заключающемся в уходе за комнатными растениями (они стали чаще использовать специфические игры, отзывы родителей показали, что дети стали больше ухаживать за растениями и животными дома, стали задавать вопросы познавательного характера); разработанная нами после эскперимента программа соответствовала тем целям и задачам, которые мы себе наметили; реализация первого месяца перспективного плана нашей экспериментальной программы показала эффективность ее использования при формировании положительного отношения к труду у детей среднего дошкольного возраста.

Дежурства послужили активизированию  положительного отношения к труду. Провели беседу с детьми в уголке природы и это позволило провести качественный анализ результатов, представленный в таблице 8.

Качественный анализ результатов

таблица 8

№ п/п

Задание эксперимента

Оценка и действия детей  после еженедельного участия  в дежурствах

Хочешь сегодня подежурить в  уголке природы и узнать как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?

Все дети охотно соглашалось

Помоги мне пожалуйста полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль?

Все дети охотно помогали

Незнайка не знает, как ухаживать  за растениями. Хочешь его научить?

Все дети хотели научить  Незнайку

Выбери два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе. Почему ты их выбрал.

Дети осознанно выбирали растения, нуждающиеся в поливе. Знали необходимую частоту полива для каждого растения

Какими будут растения после  того как ты их польешь и порыхлишь землю?

Правильно отвечали – здоровыми, с зелеными листьями, не вялыми

Расскажи что ты будешь делать вначале, что потом?.

Дети могли подробно объяснить  последовательность действий

Какие тебе нужны инструменты для  ухода за растением?

Дети уверенно выбирали инструменты  и говорили зачем они нужны и как с ними нужно работать

Покажи Незнайке, как правильно  поливать растения, рыхлить почву?

Дети показывали, действовали  правильно

Правильно ли растения размещены  по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву?.

Дети объясняли каким растениям нужен солнечный свет, каким прямой свет вреден

Все ли растения следует  поливать сегодня, как узнать о том, что растение необходимо поливать?

Дети рассказывали как часто нужно поливать эти растения

Из чего можно вырастить  растение (герань, традесканцию и др.)? Покажите, как надо посадить, чтобы  оно выросло

Дети рассказывали о способах выращивания растений (из семечка, из черенка)

Расскажи Незнайке, что  нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что  получилось?

Большинство детей уверенно отвечало на этот вопрос.


 

средние значения приведены в таблицах 9-13

Проявления в труде  детей старшего дошкольного возраста, средние значения

таблица 9

Группа

Интерес к труду

Отражение труда в играх

Единство с

семьей в

требованиях

Трудовые навыки

 До эскперимента

50%

45%

50%

45%

После эскперимента

80%

85%

70%

65%


 

Итак, мы видим, что после  эксперимента абсолютно все дети после еженедельного участия  в дежурствах проявляют интерес  к труду, проявляют трудолюбие, у  них есть трудовые навыки в их играх  отражается интерес к труду и мы наблюдаем единство с семьей в требованиях.

Отношение детей к трудовой деятельности

таблица 10

Группа

Любит трудиться, доводит дело

 до конца

Охотно берется за дело, но не доводит до конца

Неохотно берется за дело, не доводит до конца

Пренебрежительно относится  к труду

Тенденция обращать труд в  игру

Работает по настроению

Работает в одиночку

до эскперимента

50%

25%

25%

25%

25%

25%

30%

после эскперимента

80%

20%

0%

0%

25%

25%

10%


 

После эксперимента  дети любят трудиться и доводят дело  до конца - 80% детей, 20% детей охотно берется за дело, но не доводит до конца. Эти же дети пренебрежительно относятся к труду.

 

 

 

 

Особенности поведения детей  в трудовой деятельности

таблица 11

 

 

 

Группа

Проявляет самостоятельность

Проявляет ответственность

Проявляет инициативу

Увлекается работой

Работает сосредоточенно

Нуждается в неослабном контроле

Требует напоминания

Требует неоднократного напоминания

Медленно включается в  работу

Отвлекается от работы

До эскперимента

50%

50%

50%

50%

50%

50%

50%

50%

50%

50%

После эскперимента

85%

80%

80%

80%

70%

0%

15%

0%

15%

20%


 

После эксперимента 80% детей  проявляет самостоятельность, ответственность и  инициативу в работе, увлекаются работой, работают сосредоточенно.

 

 

 

Культура труда

таблица 12

Группа

Умеют  наметить  цель, план работы

Применяют правильно приемы работы

Правильно используют орудия труда

Берегут материал и орудия труда

Достигают хороших результатов

Рациональное исполь-зов. времени

Скоро и хорошо выполняют работу

Работают аккуратно, но медленно

Работают торопливо и  неряшливо

Оставляют рабочее место  в порядке

Умеют анализировать работу

До эскперимента

30%

50%

50%

20%

35%

20%

25%

25%

50%

25%

20%

После эскперимента

85%

85%

85%

85%

80%

65%

80%

70%

30%

70%

75%


 

Итак, после эксперимента 85% детей умеют  наметить  цель, план работы, 85% детей применяют правильно  приемы работы, 85% детей правильно  используют орудия труда, 85% детей в  экспериментальной  берегут материал и орудия труда.

 

Виды труда, которые интересуют ребенка

таблица 13

Группа

Полив

Подкормка

Уход за животными

Протирание листьев

Пересадка

Сбор урожая

До эскперимента

50%

20%

70%

15%

10%

80%

После эскперимента

80%

80%

80%

75%

70%

80%


 

 

 

Итак, мы видим, что после  проведения экспериментальной работы детей после еженедельного участия  в дежурствах интересует гораздо  больший спектр работ. Интерес детей  контрольной группы остался на прежнем  уровне.

В результате исследования мы видим, что результаты у детей  после еженедельного участия  в дежурствах выросли значительно.

Для улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия  ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образы, подлинный  пример труда дежурных. Жизненная  наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа). 

Важно так же использовать художественные произведения. Своей  эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом  труда: пробуждает интерес, уважение к  дежурству, желание подражать героям литературных произведений, подобно  им, хорошо трудиться.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для  выполнения работы.

Воспитатель должен сформировать у детей самооценку, чтобы они  могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

 Можно предложить воспитателю  проводить занятия для повышения  трудолюбия детей в игровой  форме. Так как в игре дети  охотно и лучше стараются выполнить  свои обязанности.

У детей должна быть сформированы прочные и осознанные знания, во – первых, об отдельных трудовых обязанностях дежурного, во – вторых, о процессах, входящих в тот или иной вид деятельности дежурства, 
то требует не только систематичности и повторности наблюдения, но и последовательности в усложнении содержания работы. Необходимо развивать интеллектуальные способности у детей.

Таким образом в данной части работы были изучены особенности самостоятельности в деятельности дежурства дошкольников старшей группы ДОУ. На констатирующем этапе эксперимента с помощью методики наблюдения за дежурством дошкольников выяснилось, что в исследуемой группе дошкольников самостоятельность в различных видах дежурств выражена в основном на среднем и низком уровнях.

Гипотеза исследования подтвердилась, дежурства в группе старших дошкольников являются эффективным средством  развития их самостоятельности, тем не менее, уровень сформированности трудолюбия у детей старшей группы недостаточно высок, так как дети любят больше играть, чем трудиться. У детей недостаточно сформированы волевые процессы, мал жизненный опыт, что во многом определяет отношение к труду в ходе дежурства.

 

Заключение

 

В ходе выполнения курсовой работы «Организация дежурства в  старшей группе», сделаны следующие  выводы: дежурство, как форма организации  детского труда, имеет важное значение в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

На шестом году жизни детей  осваивается последовательность трудовых  операций. Это помогает им овладеть навыками элементарного планирования и организации бытового труда. У  детей формируются умение дежурить, накрывать на стол, раскладывать материалы  и пособия для занятий и  убирать по окончании; всех детей  привлекают к еженедельной уборке групповой  комнаты.

Поскольку навыки самоорганизации  у детей еще сформированы недостаточно, воспитатель показывает, как может  быть достигнута согласованность действий, договоренность.

Основная форма дежурства, как форма организации детского труда детей старшей группы –  включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого  содержания.

Все поставленные задачи выполнены: выявлена значимость дежурства как  формы организации детского труда; изучены основные направления работы дежурного и методика организации  труда дежурных в старшем дошкольном возрасте, выявлен уровень сформированности трудолюбия в процессе  организации дежурства.

Охарактеризованы основные направления работы педагога в старшей группе по использованию дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников.

Сформулированная гипотеза подтвердилась. При выполнении данной курсовой не было никаких трудностей. Курсовая работа была очень увлекательной и интересной. Открылись новые знания о том, что воспитатель играет важную роль в трудовом  воспитании старших дошкольников посредством дежурств.

По результатам проделанной  работы  сделаны следующие выводы:

        • с детьми нужно вести постоянную работу;
        • целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка о том, нужно ли дежурить, какие виды дежурства ему нравятся больше и почему.

Таким образом, адекватная организация  дежурства старших дошкольников в ДОУ является не только средством  привития трудовых навыков, но и эффективным  средством развития самостоятельности  детей.

 

Список  использованной  литературы:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: 2004  с.112
  2. Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера Избранные психологические труды. т. 2.- М: 2008 с.231
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 2008.
  4. Буре Р. С., Островская А. Ф. Воспитатель и дети. - М.: 1979 с.215
  5. Буре Р.С., Година Г.Г. Учите детей трудиться.- М.: 1983с. 175
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ под ред.Р.С. Буре.- М.: 2009 с. 231
  7. Воспитание дошкольника в труде./ Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: 2003с.213
  8. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И Ядешко, В.А.Сохина.- М.: 2007 с.224
  9. Дуброва В.П., Милашевич Е.Л. Педагогическая практика в детском саду.- М.: 2008 с.123
  10. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.: 2005 с.115
  11. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.А.Изгаршевой, сост. Л.Ф.Островская.- М.: 2002 с.100
  12. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: методические рекомендации /Сост. М. В. Матюхина, Т. А. Саблина. – Волгоград: 2004. С.231
  13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: 2001
  14. Козлова С.А. Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика.- М.: 2001
  15. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. петровского. - М.: 2005.
  16. Куцакова Л.В.. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. - М.: 2005
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: 2005.
  18. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: 2006
  19. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. -М.: 2005
  20. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: 2009
  21. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: 2005
  22. Монтессори М. Дом Ребенка: Метод научной педагогики. –М.: 1993.
  23. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.2005
  24. Немов Р.С. Психология т.2. – М. : 2006
  25. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой.- М.: 2008
  26. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду./ Под ред. Р.С.Буре. - М.: 1987
  27. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования./ Под ред. В.И.Ядешко, Л.М.Волобуевой.- М.: 2009
  28. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008
  29. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -М.: 2005
  30. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.- М.:2007
  31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений./ Под ред. Т.И. Ерофеевой .- М.: 2006
  32. Труд и наблюдение в природе. /Сост. А.Ф.Мазурина.- М.: 2009
  33. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. М.А. Васильева.- М.: 2004
  34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Дошкольная психология.- М.: 2006
  35. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии.- М.: 2001

Информация о работе Организация дежурств