Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель – обосновать роль коллективных дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания 5
1.1. Понятие и сущность коллективного воспитания школьников 5
1.2. Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе 7
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся 11
2.1. Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников 11
2.2. Задачи, условия, принципы, виды КТД 14
2.3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса 20
3. Практическое исследование опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников /на примере МОУ СОШ №28 г. Белгород/ 31
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

КТ воспит.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся

2.1. Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников

 

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным  компонентом методики коллективно-творческого  воспитания.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время  их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают  как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. [4,38].

Это практическая забота о  жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет  по сценарию педагога. КТД – это  дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и  цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые  возвышают, развивают, способствуют становлению  личности. Растет Гражданин – Хозяин – Друг – Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей  жизни. Поэтому КТД – не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно – коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно – творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Именно эти особенности  КТД, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные  черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД  ставятся и решаются воспитателями  по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении  практической задачи, и открываются  воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально  отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование КТД невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в  выборе, разработке, проведении и анализе  коллективных дел. Каждому предоставляется  возможность определить для себя долю, характер своего участия и  ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе  широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что  каждый участник дела находится в  ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех  и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей  разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как  ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация  своей жизни, разнообразных дел  на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что  сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее тот  многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие  педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние  самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела –  забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких  друзьях.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе –  ребятами и старшими товарищами, как  их общая забота.

Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений  жизненно важной задачи, потому что  творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной  трудом и игрой, творчеством и  товариществом, мечтой и радостью жизни  и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

2.2. Задачи, условия, принципы, виды КТД

 

Коллективные  творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей  практической заботы, которая выступает  на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно [9,61].

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

3. Создать благоприятный  эмоциональный (нравственно-психологический)  климат в коллективе, обеспечить  условия защищенности каждого  ребенка.

4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе

Какие же условия  необходимо выполнять для успешного  решения педагогических задач?

Первое условие – общая забота. Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие – единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Третье условие – единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно – мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие – единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие – творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, – использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать  мир прекрасного, не забывая о  радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет  осуществить гармоничный переход  через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

  • принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность).
  • принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности
  • принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
  • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
  • принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
  • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
  • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные виды КТД:

Сила каждого  КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели – трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели – вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели – кольцовка песен, концерт – «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели – веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели – День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Информация о работе Организация коллективной творческой деятельности учащихся