Организация коллективной творческой деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель – обосновать роль коллективных дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания 5
1.1. Понятие и сущность коллективного воспитания школьников 5
1.2. Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе 7
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся 11
2.1. Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников 11
2.2. Задачи, условия, принципы, виды КТД 14
2.3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса 20
3. Практическое исследование опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников /на примере МОУ СОШ №28 г. Белгород/ 31
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

КТ воспит.docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и  творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного  времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику  полезно попробовать себя в ролях  и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и  виновника торжества. Эти роли формируют  его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и  способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и  кооперативного взаимодействия – сотрудничества.

Возможные формы  и приемы организации коллективной подготовки:

  • «тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),
  • «творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,
  • «обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

IV. Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

  1. Добровольность и заинтересованность участников.
  2. Возможность выбора в самореализации.
  3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.
  4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).
  5. Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.
  6. Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

  • «Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

  • «Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и  индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете  – «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

  • «Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень  важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

  • «Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

  • «Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую  середину между достижением цели взаимодействия и его игровой  стороной, чтобы ребята не увлеклись  «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в  классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

  • КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению – как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить  дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

  • «Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников – межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей»  и т.д.

Описанные типы форм КТД  могут пересекаться и комбинироваться.

V. Коллективный  анализ (КА)

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа  коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, – успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.

Навыки коллективного  анализа не только позволяют ребятам  лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного  анализа является наиболее важным и  значимым в технологической цепочке  КТД

Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что  все прошло замечательно, не совпадает  с мнениями самих ребят, и наоборот, какие-то организационные неурядицы, отмечаемые педагогом как неуспех, почти не замечаются классом или, по крайней мере, не отмечаются как  нечто существенное.

Именно поэтому, в какой  бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или  невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. Равнодушная поспешность или авторитарная позиция педагога на этапе коллективного анализа глушит инициативу и открытость воспитанников: совместный анализ превращается или в формальную обязаловку, или в «школу лицемерия».

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа  во многом зависит от времени его  проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.

Не меньшее значение имеет  и разумный выбор формы коллективного  анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.

3. Практическое исследование опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников /на примере МОУ СОШ №28 г. Белгород/

В практической части мы представляем опыт учителя начальных  классов, школы №28, г. Белгород Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ – стихов, сказок и рассказов «Живой Родник».

Наш 4 «А» класс – живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным педагогом.

Учитывая особенность  коллектива (класс девочек), мы после долгого обсуждения вместе с родителями и учащимися решили в течении года работать над созданием творческого альбома «Живой родник».

На первой стадии (предварительная  работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД. Это:

  • развитие творческих способностей девочек;
  • воспитание усидчивости, ответственности и вкуса;
  • привитие навыков чтения художественной литературы и т.д.

Во время стартовой  беседы с девочками мы решили, что  лучшие стихи, рассказы, сказки будут  прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжатся в течение года дома и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс а в техническом оформлении сборника примут участие родители. Возглавить коллективное творческое дело должен воспитатель

(он же учитель русского  языка и литературы), а организатором  стать совет дела, избранный из  числа учениц.

На второй стадии (коллективное планирование) класс разбился на микроколлективы.

Это следующие группы:

  • поэты,
  • сказочники,
  • прозаики,
  • оформители.

Представители микроколлективов на сборе – старте предложили, выносит обсуждение работ, которые войдут в сборник «Живой родник», на литературный кружок, в совет дела они рекомендовали учителя изобразительного искусства.

На третьей  стадии (коллективная подготовка КТД) мы избрали совет дела, куда вошли представители каждой творческой микрогруппы: учащиеся, классный руководитель, учитель ИЗО, председатель родительского совета.

Решили раз в месяц  рассматривать творческие работы девочек, коллективно отбирать лучшие, аргументировать  свой выбор, продумывать иллюстрации отобранным работам. Все были увлечены хорошим делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Девочки были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности.

Четвертая стадия – это проведение коллективного  творческого дела. Оно проводилось в течение года. Раз в месяц совет дела предлагал на обсуждение творческих групп лучшие работы по темам:

Октябрь: «Мне нет еще  и 10».

Ноябрь: «Осенние мотивы».

Декабрь: «Новогодние приключения».

Январь: «Рождественские  сказки».

Февраль: «Мир фантастики».

Март: «Сказки о животных».

Апрель, май: «Весенняя капель».

В КТД принимали участие  все без исключения девочки, но совет  дела очень строго отбирал работы в творческий сборник.

Пятая стадия КТД (коллективное подведение итогов). На коллективном подведении итогов мы внимательно заслушали работы, которые предлагались для внесения в творческий сборник, рассмотрели иллюстрации и выбрали лучшие, предложили техническому секретарю в набор стихи и сказки, признанные лучшими. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило девочек, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

Не удалось расширить  список авторов лучших работ, хотя в  классе большой потенциал. Это было внесено в планы на будущий  год.

Шестая стадия КТД – это стадия ближайшего последействия. Для нас это была презентация готового сборника «Живой родник». Потом девочки выступили с чтением на заключительном родительском собрании и перед малышами. Было решено:

  1. Продолжить работу над созданием классного творческого альбома в пятом классе.
  2. Прививать навыки творчества в литературном кружке.
  3. Предлагать лучшие работы в школьный литературный сборник.
  4. Стать участниками городского творческого конкурса «Начало».
  5. Привлекать к сотрудничеству родителей.

 

Заключение

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав  опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим  структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать  в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают  навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с  другими, узнают друг о друге много  нового.

Информация о работе Организация коллективной творческой деятельности учащихся