Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель – обосновать роль коллективных дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.
Введение 3
1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания 5
1.1. Понятие и сущность коллективного воспитания школьников 5
1.2. Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе 7
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся 11
2.1. Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников 11
2.2. Задачи, условия, принципы, виды КТД 14
2.3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса 20
3. Практическое исследование опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников /на примере МОУ СОШ №28 г. Белгород/ 31
Заключение 34
Список литературы 36
КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Коллективное творческое дело (КТД) - основополагающий элемент коммунарской методики А.С.Макаренко, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или др. коллективов, др. людей - имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя методика КТД в массовой педагогической практике. Главные черты этой методики: совместно-раздельная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, личностная ориентированность.
Совместно-раздельная деятельность известна в практике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознано захотел передавать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо методом проб и ошибок, чему-то научается: «Огонь горячий - с ним надо осторожно», « Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться» и т.д.
Суть совместно-раздельной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку - он пьет и т.д.
На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидным предлогом («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», « у тебя лучше получается») все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращается в субъект деятельности.
И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, рисует, решает задачи… Главное тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «раздельной» деятельности, что бы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умевшего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.
Наилучшим образом технология совместно-раздельной деятельности разработана и широко внедряется в методике коллективного творческого дела (КТД). Первый и главный признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой деятельности.
1. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990. – с. 59–63.
2. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 – №1.С. 103–106.
3. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 – №3. с. 76–77.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. – с. 60
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2004.-347 с.
6. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.
7. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 – №2. С. 37–41.
8. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 – №8. С. 112–113.
9. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. – М., 1954 Т.II. С. 403.
10. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.
11. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. – М.: Академия, 2006.-С. 111–126.
12. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. – 2008. – №1. – С. 119.
Информация о работе Организация коллективной творческой деятельности учащихся