Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель – обосновать роль коллективных дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.
2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.
Введение 3
1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания 5
1.1. Понятие и сущность коллективного воспитания школьников 5
1.2. Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе 7
2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся 11
2.1. Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников 11
2.2. Задачи, условия, принципы, виды КТД 14
2.3. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса 20
3. Практическое исследование опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников /на примере МОУ СОШ №28 г. Белгород/ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной – организаторской деятельности. Модели – газета – «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.
Экологические КТД. Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» – экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.
Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Каждое КТД – это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно – мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной. Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.
Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь – самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии.
Взаимодействие в классе – это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы [13,151].
Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.
Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».
Однако сама по себе эта
связь может и не возникнуть: для
этого нужны специальные
Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе
Конечно, педагогу легче
осуществить идеи КТД, когда вся
школа работает по этой методике. Но
можно с уверенностью сказать, что,
если грамотно и последовательно
применять ее в классе, она поможет
и классному руководителю, и его
воспитанникам более успешно
решать общие для класса задачи,
создавать в коллективе более
благоприятные условия для
А теперь познакомимся поближе с технологией КТД, которую можно использовать для организации любой совместной деятельности в классе. Заметим, что методику коллективного творческого воспитания порой совершенно незаслуженно обвиняют в чрезмерной ориентации на коллектив, что якобы создает условия только для социальной адаптации школьников, но никак не для их позитивного обособления. Чтобы снять это обвинение, при описании технологии КТД мы будем обращать специальное внимание на ее возможности для развития «Я». Ниже предлагаем описание такого личностно ориентированного коллективного творческого дела.
Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:
Коллективное целеполагание (КЦ)
Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.
Главные моменты этапа.
Опираясь на эти моменты,
классный руководитель сможет помочь
своему классу в формировании коллективного
и индивидуального опыта
II. Коллективное планирование (КПЛ)
Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.
Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.
Главные моменты этапа
1. Главное требование – разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:
2. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий – потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.
3. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.
Возможные формы и приемы организации коллективного планирования
Подчеркнем, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.
III. Коллективная подготовка (КПД)
Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.
Главные моменты этапа КПД
1. Определение оптимального времени подготовки дела.
Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.
Оптимальное время подготовки – несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.
2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.
Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.
3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.
Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.
4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) – это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.
Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.
5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.
Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.
Если кто-то не хочет участвовать
ни в одной из творческих групп
и вообще не проявляет к общему
делу ни малейшего интереса, необходимо
выяснить причины такой
Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.
Информация о работе Организация коллективной творческой деятельности учащихся