Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 08:52, курсовая работа
Развивать речь ребенка необходимо с младенчества, для своего развития малыш должен слышать правильную, чёткую грамотно сформулированную речь. Родители и воспитатели должны знакомить с родной литературой, с текстами художественных произведений. Роль произведений Маршака в развитии связной речи ребёнка дошкольного возраста - важное условие его полноценного речевого и общего психического развития.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в процессе ознакомления с поэтическим текстом
1.1 Понятие «речь», «развитие речи» в психолого- педагогической литературе
1.2 Особенности развития дошкольников
Глава 2 Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников
2.1 Возможности произведений С.Я Маршака для развития речи дошкольников средней группы
2.2 Опыт работы воспитателей ДОУ по работе с поэтическим текстом
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в процессе ознакомления с поэтическим текстом
1.1 Понятие «речь», «развитие речи» в психолого- педагогической литературе
1.2 Особенности развития
Глава 2 Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников
2.1 Возможности произведений С.Я Маршака для развития речи дошкольников средней группы
2.2 Опыт работы воспитателей ДОУ по работе с поэтическим текстом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В дошкольной педагогике повышаются требования к развитию речи детей. Грамотно говорить это одно из необходимых умений в жизни. С самого младенчества ребенок слышит и воспринимает речь окружающих и как губка впитывает все, что в него закладывается.
Л.С. Выгодский, О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова В.И. Ядэшко определили, что ребенок познает речь постепенно поэтапно. С детского сада и до самой школы, процесс развития связной речи идет не прерывно.
Развивать речь ребенка
Л.С. Выгодский По определению С.Л. Рубинштейна [41], связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, словами Л.С. Выготского, ребенок идет отчасти к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной [27]. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.
Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова.
Цель курсовой работы: исследовать и теоретически обосновать условия эффективного использования произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников
Объект исследования: речь дошкольников
Предмет исследования: использование поэтических произведений С.Я Маршака для развития речи дошкольников средней группы
Задачи:
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения
Методы исследования:
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в процессе ознакомления с поэтическим текстом
1.1 Понятие «речь», «развитие речи» в психолого- педагогической литературе
Фердинанд де Соссюр, говорил, что «речь – это способ выражения человеческих мыслей. Речь рождается в языке, который формируется и живет в пределах определенного народа»
С. Л Рубинштейн считал: «Речь- это деятельность общения- выражения, воздействия, сообщения - посредством языка»
П.П. Блонский предполагал: «Речь
— та область, где память и мышление теснейшим образом соприкасаются
настолько, что трудно подчас решить, что в речи принадлежит памяти, а что
мышлению: то и дело одно переходит в другое.
По мнению А.А Леонтьева: « Речь — это система сочетаний языковых элементов в тексте»
По определению Выгодского Л.С Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Вопросами речевого развития занимались Платон, Аристотель, Сократ. Большое внимание уделял развитию речи детей Ян Амос Коменский. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или. О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей.
Так же занимался развитием речи Пестолоции. Он выпустил книгу «Как Гертруда учит своих детей». Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению. В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности.
Крупская Н.К считала речь основой умственного воспитания. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи.
Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей. Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира.
Многие работы Е. А. Флериной посвящены вопросам развития речи детей. Мы рассмотрели понятия "речь" и "развитие речи". При организации работ по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности у дошкольников, функции речи, формы речи, виды речи, а так же важно учитывать особенности речевого развития.
Тихеева, которая является разработчиком методики развития речи, предполагала, что «владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. Огромную роль в развитии речи ребенка Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения, поддержав в то же время идею систематического обучения речи».
Львов М.Р. дает понятие «развитие речи дошкольников», он считает что развитие речи дошкольников – процесс овладения речью, средствами языка.
К.Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием», он так же считал, что содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли.
Многие исследователи, которые изучали разные аспекты языка, речи, речевой деятельности, разделяют эти понятия (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.П.Блонский, Л.П.Якубинский, М.М.Бахтин, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович, И.А.Зимняя и др.).
А.А Леонтьев говорил, что «речевое действие начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Речевое действие всегда совершается с какой–то целью: говорящий хочет оказать воздействие на собеседника, слушателя. Понимание живой речи носит "активно ответный характер. Само же речевое действие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов в словосочетания, в предложения, затем связи предложений в текст, развернутое высказывание».
С.Л Рубинштейн считал, что речь дошкольника заранее не планируется, она ситуативная в общении, бедна синонимическая лексика, характеризуется плохим структурированием предложения, связана с сиюминутной практической деятельностью.
Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин отметили, что «в процессе речевой коммуникации активно работает не только звуковой язык, но и так называемая - внутренняя речь. С развитием речи общение детей становится гораздо эффективнее».
Тихеева Е.Н определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:
1) развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;
2) накопление содержания речи;
3) работа над формой речи, ее структурой.
Е.Н. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
По мнению Тихеевой Е.Н одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
Вывод:
1.2 Особенности развития речи дошкольников
Л. С. Выготский рассматривал возраст как определённую ступень развития, как известный, относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы находят качественно своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, изменяется и перестраивается сам ход развития.
Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность. В стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания.
Л. С. Выготский считал особенностью, обучения ребенка до 3 лет является то, что ребенок этого возраста учится по своей собственной программе. Это видно на примере речи. Последовательность стадий, которые проходит ребенок, длительность каждого этапа, на котором он задерживается, определяется не программой матери, а в основном тем, что ребенок сам берет из окружающей среды.
Л.С Выготский выделил особенности развития речи дошкольников:
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- складывается планирующая
практических и интеллектуальных задач;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность
Кураев Г.А и Пожарская Е.Н отмечали, что
В дошкольном детстве (3 – 7 лет) речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи1.
Кураев Г.А и Пожарская Е.Н так же говорили что, в общении ребенка со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста, появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — монологическая речь. В монологическом высказывании ребенок передает другим не только то - новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является поэтический текст.
Демиденко С.Н писал что, речь ребенка выполняет три основные функции: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция – это самая ранняя, первые слова ребенка, его детский лепет на девятом - двенадцатом месяце жизни несут в себе признаки этой функции. Ребенок стремится к общению с окружающими близкими и родными людьми, которые окружают ребёнка, удовлетворяя его физиологические и психологические потребности. Это и стимулирует совершенствование речи ребенка на каждом этапе развития. В два года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.