Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 08:52, курсовая работа

Описание работы

Развивать речь ребенка необходимо с младенчества, для своего развития малыш должен слышать правильную, чёткую грамотно сформулированную речь. Родители и воспитатели должны знакомить с родной литературой, с текстами художественных произведений. Роль произведений Маршака в развитии связной речи ребёнка дошкольного возраста - важное условие его полноценного речевого и общего психического развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи дошкольников в процессе ознакомления с поэтическим текстом
1.1 Понятие «речь», «развитие речи» в психолого- педагогической литературе
1.2 Особенности развития дошкольников
Глава 2 Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников
2.1 Возможности произведений С.Я Маршака для развития речи дошкольников средней группы
2.2 Опыт работы воспитателей ДОУ по работе с поэтическим текстом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ (2).doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опыт работы воспитателей  ДОУ по работе с поэтическим текстом (Барто, Чуковский, С.Я Маршак)

Жукова А.Ю. писала в своих работах что, невозможно отделить знакомство дошкольников с художественной литературой от развития мышления. Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

В воспитательной работе с детьми дошкольного возраста используются рассказы, сказки, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки и др.

Леушина А.М считала что, главной особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей. В дошкольном возрасте художественная литература выполняет, расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, владеть речевыми формулами.

По произведениям Агния Барто  в средней группе «Солнышко» воспитатель Фомина М.Н проводилось НОД на тему «Чтение любимых стихотворений Агнии Барто»

Ею была поставлена цель: познакомить детей с новым стихотворением Агнии Барто.

Определены ряд задач:

учить детей запоминать стихи по схеме  

закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением

вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихи А. Барто

формировать положительное отношение к поэзии

закреплять правильное произношение звука Б

тренировать зрительную память детей

Было использовано следующее оборудование: портрет Агнии Барто, картинки к стихам А. Барто, сундучок, «волшебная палочка», тарелочки бумажные, листы белой бумаги, пленка голубого цвета, пластинки зеленого цвета, схема стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать ». Ход НОД описан в приложении.

Так же Фоминой М.Н  проводилась непосредственная образовательная деятельность «Любимые игрушки» Барто.

Поставленной целью было: слушать и повторять стихи А. Барто из цикла «Игрушки»

Она сформулировала ряд задач:

 — Вызвать у детей желание слушать стихи А. Барто.

— Формировать положительное отношение к поэзии.

— Повторять за воспитателем и заучивать стихи.

Был использован демонстрационный материал: игрушки – самолет, лошадка, расческа, грузовик, кот, мяч.

Так же ею проводилась предварительная работа: чтение произведений А. Барто (на усмотрение воспитателя).

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности в приложение.

Гусамовой Н.Г проводилось непосредственно образовательная деятельность для средней группы «Сказки Чуковского»

Ею были поставлены программные задачи:

закреплять знакомство и знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского

развивать интерес к сказкам Чуковского доступными средствами: художественное чтение, соревнование, чтение по ролям, инсценирование сказки Краденое солнце, использование музыки

развивать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных» ситуациях

воспитывать любовь и интерес к творчеству сказочника Чуковского 

Проводилась предварительная работа:

Прочтение сказок:

1. «Тараканище»;

2. «Путница»;

3. «Мойдодыр»

4. «Муха Цокотуха»;

5. «Краденое солнце»;

6. «Федорено горе»;

7. «Чудо – Дерево»;

8. «Айболит»;

9. «Телефон»;

10. «Бармалей».

А так же инсценирование сказки «Краденое солнце»

Ⅲ Подготовка атрибутов: картинки, иллюстрации, портрет Корнея Ивановича Чуковского, книги Чуковского, рисунки детей и родителей на тематику сказок Чуковского.

Ⅳ Подготовка костюмов «заданий».

Ход непосредственно образовательной деятельности описан в приложении.

Наталья А. Д проводила непосредственно образовательную деятельность для средней группы

 «Отправляемся в путешествие по произведениям С. Я. Маршака»

Ею были сформулирована цель: 
- закрепление знаний детей о творчестве детского писателя  С.Я. Маршака. 
Ею были поставлены задачи: 
- вспомнить названия и содержание произведений С.Я. Маршака; 
- упражнять детей в чтении стихов наизусть; 
- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями  писателя, 
- активизировать словарный запас детей. 
Подготовка к занятию: 
- чтение произведений С.Я.Маршака;*

- оформление выставки рисунков по произведениям С.Я.Маршака;*

- заучивание отрывков из произведений. 
Материал к занятию: 
- портрет С.Я.Маршака; 
- иллюстрации из сказок С.Я.Маршака.

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности в приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ изученной литературы позволяет сделать выводы что, овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводится речевому развитию детей.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводится работа по развитию правильной устной речи.

Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, объединяющую в себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.

Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети-дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Ребенок остро переживает события, слушает понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз, заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.

В ходе исследования поставленные задачи были раскрыты:

Поставленная нами цель достигнута. Мы теоретически обосновали условия эффективного  использования произведений С.Я  Маршака с целью развития речи дошкольников

Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме использования поэтического текста (на примере произведений С.Маршака) для развития речи дошкольников.

Было практически апробировано использование поэтических текстов С.Маршака для развития речи детей на занятиях.

Описана система занятий с использованием поэтических текстов С.Маршака для развития речи детей дошкольного возраста.

Есть положительные результаты, хотя и небольшие. Недостатками можно назвать малое количество времени, отведенное на индивидуальные занятия, невозможность контролировать выполнение дома предложенных рекомендаций. Но, несмотря на данные недостатки, у детей экспериментальной группы выделены положительные тенденции. Предполагаем, что дальнейшая работа по использованию поэтических текстов, способствующих развитию речи у дошкольников даст более четкие положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

НОД на тему «Чтение любимых стихотворений Агнии Барто»

Ход занятия:

Организационный момент:

- Доброе утро! Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними сначала тихо, а потом громко. «Здравствуйте! »

Основная часть:

Игра «Часы»

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом! »,

(один хлопок над головой) .

Мышь скатилась кувырком.

(Руки «скатываются» на пол.)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом! »

(два хлопка.)

Мышь скатилась кувырком.

(те же движения)

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом! »

(три хлопка.) и т. д.

- Ребята, перед вами портрет  автора стихотворения. Это Агния  Львовна Барто. Она писала не только для маленьких, но и для детей постарше. Давайте вместе вспомним стихи из серии «Игрушки». Чтобы вам было легче вспоминать, я буду показывать картинки.

Рассказывание стихов: Бычок. Зайка. Мишка. Грузовик. Самолет. Мячик. Лошадка.

-А теперь встанем на ножки, повторим еще одно веселое  стихотворение Агнии Барто и выполняем движения вместе со мной.

Физкультминутка :

Барабан.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый

-Теперь сядем за столы ребята.

- Посмотрите, ребята, я принесла  вам сундучок. Он волшебный, чтобы открыть его у меня есть волшебная палочка, а еще надо сказать волшебные слова: «Сундучок, откройся, пожалуйста! ». Ой, не открывается, помогите мне пожалуйста, давайте вместе скажем: «Сундучок, откройся, пожалуйста! ».

А в сундучке волшебные предметы, которые могут улучшать настроение, знаете почему?

Давайте посмотрим вместе:

Дидактическая игра «На что похоже»:

1. У меня в шкатулке листок  белой бумаги, найдите его у  себя на тарелочке, на что он  похож? (ответы детей) Теперь посмотрите через него, что вы видите? (ответы детей) Значит бумага какая? (ответы детей) Правильно не прозрачная.

2. Вот голубая пленка, найдите  её, на что она похожа? (ответы  детей) Теперь посмотрите через неё, что вы видите? (ответы детей) значит пленка? (ответы детей)

3. А это пластик зеленого цвета, его цвет похож на? (ответы детей)

Когда бывает снег? Трава? Речка? (ответы детей) А какое время года сейчас? Какое время года вы любите больше?

Сейчас мы с вами тихо встанем и подойдем к окну, посмотрите через пластик за окно…

Агния Барто написала стих «Я знаю, что надо придумать»:

Я знаю, что надо придумать,

Чтоб не было больше зимы,

Чтоб вместо высоких сугробов

Вокруг зеленели холмы.

Смотрю я в стекляшку

Зелёного цвета,

И сразу зима

Превращается в лето.

Присаживаемся за столы. Вам понравилось стихотворение Агнии Барто? Посмотрите на схему для запоминания этого стиха (Проговаривает стих по схеме). Давайте вместе повторим его.

Кто может рассказать этот стих сам по схеме?

Заключительная часть:

Ребята, вам понравилось волшебство?

Спасибо, ребята! Вы хорошо работали, теперь дадим нашим гостям посмотреть в волшебные пластинки и полюбоваться летом, а сами пойдем играть.

НОД «Любимые игрушки» Барто.

Проведение непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям построить самолет из «Лего» и читает стихотворение А. Барто «Самолет»:

Самолет построим сами, Над лесами и полями,

Понесемся над лесами. А потом вернемся к маме.

- Понравилось вам стихотворение  «Самолет»? (Ответы детей.)

- Автор этого стихотворения – Агния Львовна Барто – москвичка. (17.06.1906 – 1981). Ее стихи знают во всем мире, наиболее известные из них – цикл поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки», а также сборники стихов «Стихи детям», «Фонарик», «Машенька» и другие. Эти стихи очень нравятся всем детям. А самое главное они прекрасно запоминаются. Да, ребята, в Москве много замечательных и талантливых людей.

Воспитатель предлагает детям повторить стихотворение и полетать, как самолет, и приземлиться на свои стульчики за столы. На столах их ждут игрушечные лошадки.

Воспитатель спрашивает:

- Кто в гости к нам пришел? (Ответы детей.)

- Давайте вспомним стихотворение  «Лошадка»

Я люблю свою лошадку, Гребешком приглажу хвостик

Причешу ей шерстку гладко, И верхом поеду в гости.

При чтении стихотворения воспитатель имитирует движения причесывания (дети повторяют их, а потом предлагает:

- Давайте покажем, как лошадка  скачет.

Звучит музыка «Ты, скачи моя лошадка… » Далее воспитатель просит детей повторить стихотворение.

Потом воспитатель привлекает внимание к машине, в которую сажает игрушку-кота, спрашивает:

- Кто помнит стихотворение «Грузовик»? (Ответы детей.)

- Давайте вместе расскажем.

Нет, напрасно мы решили - Кот кататься не привык,

Прокатить кота в машине. Опрокинул грузовик.

Воспитатель предлагает ребенку быстро прокатить кота в машине по кругу за веревочку. Итог очевиден.

Далее воспитатель привлекает внимание к мячу и предлагает детям инсценировать стихотворение, которое называется «Мячик».

Дети вместе с воспитателем читают его, а «Таня» инсценирует.

Наша Таня громко плачет: - Тише. Танечка, не плачь:

Уронила в речку мячик. Не утонет в речке мяч.

Воспитатель благодарит детей и предлагает играть дальше.

Список используемой литературы:

1. Барто А. Л. «Любимые игрушки»  М 2011 г. Эксмо

2. Иванова О. А. «Учимся читать художественную литературу». М 2004 г. «Школьная пресса»

НОД для средней группы «Сказки Чуковского»

Ход занятия:

(Зал оформлен: портрет Чуковского, стеллаж с книгами, стеллаж с  рисунками, «Африка» на переднем плане)

Информация о работе Организация педагогической деятельности по использованию произведений С.Я Маршака с целью развития речи дошкольников